1
Изобретение относится к электромашиностроительной промышленности, в частности к контролю надежности взрывозащищенных электрических машин.
Известны устройства для контроля велйчины взрывозащитной щели подшипникового узла электрических маши.н, содержащие электропроводный датчик, запрессованный в пластмассовую капсулу, закрепленную на фланце корпуса подшипника и прижатую к валу электродвигателя. Однако такие устройства могут только контролировать критический износ подшипника (когда пластмасса изотрется, произойдет замыкание датчика с валом двигателя и замкнется цепь исполнительного органа).
Кроме того, трудно выбрать необходимый зазор между электропроводным датчиком и валом двигателя, так как надо знать точность деталей узла, точность технологии сборки, деформации от нагрузки и т. д.; а в случае внезапного отказа (разрушение сепаратора и заклинивание) устройство не сработает.
Цель предлагаемого изобретения - обеспечение постоянного и надежного контроля величины взрывозащитной щели подшипникового узла при работе электрической машины.
Для этого токопроводящий датчик закреплен в подщипниковом узле так, что один его неизолированный конец расположен заподлицо с поверхностью взрывозащиты, а контролируемая щель через второй конец датчика включена в искробезопасную цепь исполнительного органа как переменное сопротивление.
Кроме того, электропроводящий датчик выполнен в виде кольца, изолированного от металлических частей машины.
На чертеже показано предлагаемое устройство.
В подпшпниковый щит 1 вмонтирован электропроводный датчик 2, который отделен от металлических частей электрической машины изоляционной капсулой 3. Неизолированный конец датчика 2 выполнен заподлицо со взрывозащитной поверхностью щита 1 в зоне взрывозащитной щели 4, образованной взрывозащитным кольцом 5 и подшипниковым щитом 1. Электропроводный датчик 2 подсоединен к реле сопротивления бесконтактного контроля зазора (на чертеже схема реле не показана).
При работе электрической машины .изнашиваются элементы подшипникового узла, например, при -износе беговых дорожек обойм подшипника 6 уменьшается взрывозащитная щель 4. При дальнейшем износе или внезапном разрущении элементов узла (сепараторных колец) возможны такие случаи, когда поверхности взрывозащиты плотно прилегают друг к
другу, и поэтому интенсивно изнашиваются или затираются с нарушением взрывозаш,иты. При износе шариков или роликов подшипника, поверхностей щита или вала под скользяшей посадкой обойм подшипника также возможны указанные случаи.
По данным исследований, проведенных при разработке устройства, установлено, что при снижении переходного сопротивления среды, характерной для взрывозащитной щели в условиях эксплуатации, на грани соприкосновения поверхностей взрывозащиты, при переходном сопротивлении между ними менее 30 ком, реле сопротивления надежно срабатывает и отключает электрическую машину.
Устройство может также иснользоваться при проведении исследований состояния взрывозащитной щели в условиях различных смазок, при различных воздействующих факторах, как, например, механическая нагрузка, тепло, увлажнение и другие.
Предмет изобретения
1.Устройство для контроля величины взрывозащитной щели подшипникового узла электрической машины, содержащее токопроводящий, изолированный от металлических частей машины датчик, неподвижно закрепленный над подвижной контролируемой поверхностью и подключенный к исполнительному органу, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения постоянного контроля при работе электрической машины, токопроводящий датчик закреплен в подшипниковом узле неизолированным концом заподлицо с поверхностью взрывозащиты и подключен к исполнительному органу, например реле сопротивления, через воздушный зазор взрывозащитной щели.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что токопроводящий датчик выполнен в виде кольца.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕМЕНТ ВЗРЫВОЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ MAIUt | 1973 |
|
SU362393A1 |
Устройство для уплотнения подшипникового узла взрывонепроницаемой электрической машины | 1973 |
|
SU470036A1 |
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2226241C2 |
Взрывонепроницаемое уплотнение под-шипНиКОВОгО узлА элЕКТРОдВигАТЕля | 1979 |
|
SU851653A1 |
ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2095915C1 |
Датчик контроля износа детали | 1987 |
|
SU1552070A1 |
Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя | 1980 |
|
SU995206A1 |
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2242075C1 |
Взрывонепроницаемое уплотнение вала электрической машины | 1973 |
|
SU486426A1 |
Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины | 1984 |
|
SU1179481A1 |
3 цепь реле сопротивления ОЕс;,снтантного пОНгпоо/. Jajofjc,
Авторы
Даты
1974-12-25—Публикация
1972-10-06—Подача