Компас Советский патент 1936 года по МПК G01C19/34 G01C19/30 

Описание патента на изобретение SU49302A1

Известны компасы с двумя роторами, вращающимися в противоположных направлениях с одинаковой угловой скоростью на входящих друг в друга осях.

В предлагаемом компасе верхний ротор несет на себе ось с двумя шестер-. нями, из которых одна сцеплена с шестерней, сидящей на оси нижнего ротора, а вторая -с шестерней, служащей в качестве указательного органа. На роторах установлены рычаги с грузиками, служащими для регулирования скоростей роторов. С целью компенсации изменения показаний от вращения земли на шестерне, служащей в качестве указательного органа, установлены часы, несущие вместо стрелки картушку.

На схематическом чертеже ,фиг. 1 изображает вид компаса с отнятой боковой стенкой коробки; фиг. 2- вертикальный разрез компаса;:фиг. 3- вид компаса сверху; фиг. 4-вертикальный разрез видоизмененного компаса.

В предлагаемой конструкции применен -двигатель, у которого статор превращен во второй ротор. Двигатель -мозкет быть пневматический, гидравлический или электрический. Во время работы роторы / и 2 (фиг. 1 и 2) вращаются в разные стороны с одинаковой угловой скоростью. Ротор 2 снабжён коллектором 6, ротор 7-коллектором 7. Ось ротора / (фиг. 2) помещена внутри

оси ротора 2, а ось шестерни 5--внутри оси ротора /, Шестерня 5 через посредство шестерен 4, 4, ось коих укреплена на роторе /, сцеплена с шестерней 3, насаженной на ось ротора 2.

Схема работы компаса состоит в том, что шестерня 4, вращаясь вместе с ротором /, имеет одновременно собственное вращение вокруг своей оси в том же направлении, благодаря чему, будучи сцеплена с шестерней, 5 вращаете в направлении, обратном ротору 7.

Шестерни же рассчитаны таким .образом, чтобы линейная скорость по окружности шестерни 4 равнялась линейной скорости точек окружности .ротора /. Благодаря этому шесте я 4, сцепленная с шестернейs5,бегает вокруг последней, заставляя ее остав атьоя неподвижной относительно простраиствз.

Необходимым условием при эгс является одинаковая угловая «скорость обоих роторов, что достигается одинаковой массивностью -их конструкций -м специальной регулировкой груэшшв 9, которые имеются на: каждом -.роёгоре с двух сторон от центра {(на чертеже показаны лишь с одной стороны)И лри помощи винтов, имеющих правую и левую резьбу, могут быть или придвигаемы к центру, или отодвигаемы от него с целью увеличения или уменьшения скорости роторов.

Правильно отрегулированный компас дает абсолютную неподвижность шестерйи 5, которая служит указателем полюсных направлений.

Для того, чтобы вращение земли не ВЛИЯЛО на компасные показания, на шестерне 5 установлены часы //, к стрелке которых ;.привинченд карт,ушка 10, Стрелка часов с картушкой 10 вращается в том женаправлении, что и земля и компенсирует изменения показаний компаса, зависящие от вращения земли.

Картушка 10 компаса находится на одном уровне с крыщкой 8 коробки, в которую он свободно врезан (фиг. 3). На крышке ;стрелкой обозначен курс корабля. Диаметр, проходящий через эту стрелку, должен быть параллельным продольной оси корабля.

В видоизмененном компасе ось ротора 7 входит в полость ротора 2 (фиг. 4), ось коего поддерживается станиной. В полости ротора / находится опора рамы /2, на одном конце которой подвешен электродвигатель 13, а на другой- противовес 14. Электродвигатель 13 через посредство шестерен 15 и 16 сцеплен с роторами 2 и /, которые он вращает в разные стороны с одинаковой «скоростью.

Роторы / и 2 по конструкции должны fiMeTb одинаковые массы и одинаковое трение в осях для того, чтобы электродвигатель 13, вращая их в разные стороны, сам оставался неподвижным и не поворачивал рамы /2 вокруг ее опоры и чтобы рама сохраняла постоянное направление относительно пространства и служила указателем направления. iK этому прибавляется гироскопическое .действие .электродвигателя 13, которое «будет.противодействовать повороту рамы 1П1ринекоторой возможной разности треиий в роторов / и 2.

ЛЯ.трГО, чтобы компас указывал земмые/направления, на раме 12 установяёнлл .часы //, к стрелке которых ОрИнреллена картушка 10. Прибор за«/iiO,в коробку С вырезом в верхней для помещения картущки 10;

имеющаяся на крышке стрелка указывает курс корабля.

Для сохранения горизонтальности при крене корабля на поворотах коробка подвешена в центре тяжести на кардановом подвесе, а в нижней крышке ее установлен волчок 17.

Предмет изобретения.

1.Компас с двумя роторами, вращающимися в противоположные стороны с одинаковой угловой скоростью на входящих друг в друга осях, отличающийся тем, что указательный орган выполнен в виде свободно насаженной на ось щестерни 5, находящейся в зацеплении с системой из двух сидящих на общей оси щестерен 4, каковая система, будучи установлена на роторе /, предназначена получать вращение от ротора 2, с целью обеспечения неизменности положения в пространстве шестерни 5, при одинаковых линейных скоростях по окружностям ротора / и шестерен 4.

2.При компасе по п. 1 применение передвижных грузовиков 9 на рычагах, установленных на обоих роторах и служащих для регулирования скорости вращения роторов.

3.При компасе по п. 1 применение установленных на шестерне 5 часов, снабженных вместо стрелки картушкой 10 и служащих для компенсации изменения показаний компаса от вращения земли.

4.Видоизменение компаса по п. 1, отличающееся тем, что в случае приведения роторов во вращение независимым от них электродвигателем 13, взамен служащей в качестве указательного органа шестерни 3 применена рака 12, установленная на помещенной в роторе 1 опоре и несущая вместе с противовесом М электродвигатель 13, сочлененный с роторами посредством зубчатой передачи 15 и 16.

5.При компасе по п. 4 применение волчка 17, служащего для предупреждения искажения показаний компаса под влиянием крена, при подвешивании компаса на кардановом подвесе.

(K

)„

7/// ///// // /////////7 ///7//

..фиг

Фиг-4

JO

Похожие патенты SU49302A1

название год авторы номер документа
Компас 1935
  • Коган И.А.
SU50798A1
Искусственный горизонт 1935
  • Коган И.А.
SU51270A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕМ СУДНА 1932
  • Богатырев С.А.
SU43815A1
Устройство для измерения и регистрации скорости и направления морских течений 1959
  • Гумбар А.Л.
  • Иванов Ф.Г.
  • Скотников В.М.
  • Табаков Б.А.
SU124644A1
УКЛОНОМЕР ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ САМОЛЕТА 1925
  • Евневич А.А.
SU6016A1
Устройство для измерения относительной скорости потока 1941
  • Пылков П.В.
SU68885A1
Фотоэлектрическое передаточное устройство к дистанционным компасам, альтиметрам и тому подобным приборам 1934
  • Снисаренко М.С.
SU46056A1
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ КОМПАС 1932
  • Р.Э. Жиллмор
SU38554A1
Гироскопический компас временного действия 1936
  • Молчанов П.А.
SU49305A1
Способ измерения магнитного курса судна в высоких широтах 2021
  • Грязин Дмитрий Геннадьевич
  • Падерина Татьяна Владимировна
RU2763685C1

Иллюстрации к изобретению SU 49 302 A1

Реферат патента 1936 года Компас

Формула изобретения SU 49 302 A1

SU 49 302 A1

Авторы

Коган И.А.

Даты

1936-08-31Публикация

1934-07-31Подача