Способ получения высокооктанового моторного топлива Советский патент 1976 года по МПК C10G37/10 

Описание патента на изобретение SU517264A3

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА

Морденит лучше применять в смеси с аморфной окисью алюминия. При этом содержание морденита должно составлять 75%.

Чаще всего берут морденит, для которого молярное соотношение между двуокисью кремния и

окись алюминия составляет 12:1-30:1. лучше 15:1-25:1.

Натрий, входящий в состав морденита, лучше заменить на ионы водорода или аммония. За счет ионного обмена обычно удаляют 95%, предпочти тельно не менее 99%натрия.

Метал VIII группы вводят в состав катализатора любым известным способом, включая ионньп обмен и пропитку. Морденит, обработанный соединениями платины, высушивают при 93-204 С, прокаливают при 482-649° С и восстанавливают водородом при 427-649° С.

Гидрогенизат, полученный на стадд и гидрокрекинга, подвергают каталитическому риформингу при тe uIepaтype катализатора 427-593, предпочтительно 427--566° С, объемной скорости подачи сырья 0,5-15, предпочтительно 1-5 час молярном соотношении между водородом и сырьем 1:1-20:1, давлении 7,8-35 атм.

В качестве катализатора на стадии риформннга используют металл VI 1 группы на носителе, таком, как окись алюминия (глинозем), двуокись кремния, двуокись циркония, кристаллические алюмосиликаты или их смеси.

Возможно применеьше катализатора, .модифивдрованного оловом, никелем, рением или германием. Катализатор обычно содержит 0,01-5, предпотительно 0,01-2 вес.%, металла. Кроме того, он может содержать в связа.нном виде хлор, бром, фтор, иод или их смеси.

Продукты риформинга подают в систему разделения высокого давления при 16-60° С. 06pa3 TOшийся водород удаляют. Газ, обогащенный водородом, смешивают с сырьем, поступающим на стадию гидрокрекинга.

Возможе1 рецикл пентан-гексановой фракщ и после риформинга на стадию гндрокрекиш-а.

Фракционный состав используемого сырья (уд.вес. 0,759):

ция,%

т.кил., С 99 ПО 118 128 141 159 187

Сырье содержит (в об.%) : 48,5 парафинов, 41,4 нафтенов и 10,1 ароматических углеводородов.

Целевой продукт (КК 204° С) содержит значительное количество ароматических соединений Cg-Cj, Полученное моторное топливо (КК 158° С) имеет высокое октановое число, что позволяет обойтись без введения тетраэтилсвинца.

На чертеже изображена принципиальная схема процесса.

Исходное сырье по линии 1 подают в теплообменник 2, где оно нагревается за счет теплообмена с

горячим потоком, поступающим по линии 3, по линии 4 вводят в линию 5 и смешивают с рециркулирующим газом, обогащенным водородом, который поступает из сепаратора 6. Затем сьфье проходит нагреватель 7 и по линии 8 поступает в реактор 9 гидрокрекинга. Максимальная температура катализатора 338 С, объемная скорость подачи сырья 1,0 , молярное соотношение между водородом и сырьем 10:1, давление 18,7 атм.

В качестве катализатора используют 0,75 вес.%

палладия, нанесенного на окись алюминия, содер:1кащую 5 вес.% морденита.

После гидрокрекинга превращение бутана в изобутан 89 об %, пентана в изопентан 84 об.%, гексана в изогексан 80,0 об.%. Общее содержаьше циклических углеводородов всличивается до 59,4 об.%, превращение сырья в метан и этан 0,2 вес.%.

Полученнь Й гидрогенизат по линии 10 подают в нагреватель II и-«о линии 12 в реактор 13 рифорivffiHra.

Система каталитического риформинга может состоять из нескольких зон с промежуточны.м обогревом. Темгюратура на входе в реактор риформинга 521° С, давление 13,2 атм, объемная скорость подачи сырья 1.25 , мо.пярное cooTiiomeHJ e между водородом и сырье.м 8:1 (несколько меньше за счет потребления водорода на стадии гидрокрекинга) .

Катализатор риформинга содер:ясйт окись алюминия, 0,75 вес% хлоридов, 0,20 вес.% германия и 0,60 вес.% шитины.

Продукты риформинга из реактора 13 проходят теплообменник 2, где о таждаются до 35° С, и поступают по линии 14 в сепаратор 6. Жидкий по линии 15 подают на установку разделения для получения моторного топлива пропановой, бутановой и пентан-гексановой фракций. Газ, обогащенный водородом, отводят по линии 16.

Продукты рифорл-шнга содержит 2 вес.% водорода, 3,08 вес.% метан-этановой фракции, 7.8 об.% пропана, 13,7 об.% изобутана, 4,0 об.% н-бутана, 14,6 об.% изопентана, 4,1 об,% н-пентана, и 54,9 об.% гексана и высших углеводородов.

Количество всех компонентов, кроме водорода и метан-этановой фракции дано в пересчете на конечный жидкий продукт.

Фракционный состав фракщ-ш углеводородов, включающей пентаны и высшие углеводороды (уд.вес. 0,771, октановое число, определенное исследовательским методом, 96,2):

Т.КИП.;,°С

46 58 71 90 112 133 158

Выход бензина 73,6 об.%,считая на полученные жидкие продукты.

Полученные бутаны могут быть частично дегидрированы до бутиленов, которые могут быть алкилированы неконвертированными изобутанами для получения высокооктанового продукта. Пропановую фракцию можно применять для синтеза изопропилового спирта или дегидрировать и алкилировать с получением высокооктанового Сз-алкилата.

Предлагаемый способ получения высокооктанового моторного топлива позволяет проводить стадии П1дрокрекинга и риформинга в одном аппарате.

Формула изобретения

1.Способ получения высокооктанового моторного топлива из бензиновых фракций нефти, включающий стадии гидрокрекинга и последующего риформинга в присутствии катализаторов, содержащих металлл VI11 группы на носителе, осуществляемые при повьппенном давлении, отличающийс я тем, что, с целью упрощения технологии процесса, риформингу подвергают гидрогенизат стадии гидрокрекинга и гидрокрекинг и риформинг проводят при давлении 7,8-35 атм.

2.Способ по пЛ, отличающийся тем, что на стадии гидрокрекинга применяют носитель, содержащий морденит.

3.Способ по П.1, отличающийся тем, что на стадии гидрокрекинга используют катализатор, содержащий палладий.

4.Способ по П.1, отличающийся тем, что на стадии риформинга применяют катализатор, содержащий 0,01-5 вес.% металла VIII группы.

Похожие патенты SU517264A3

название год авторы номер документа
Способ получения высокооктано-вого бензина 1971
  • Ричард Филип Шуллер
SU510150A3
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА И ТОПЛИВА ДЛЯ СВЕРХЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ 1972
  • Иностранцы Виль Лэтэм Джекобе Чарльз Генри Уоткинс
  • Соединенные Штаты Америки
  • Ностранна Фирма Юниверсал Ойл Продайте Компани
  • Соединенные Штаты Америки
SU345690A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2012
  • Марышев Владимир Борисович
  • Боруцкий Павел Николаевич
RU2487161C1
Способ гидрокрекинга нефтяного сырья 1971
  • Эрнест Лео Поллитзер
SU580848A3
Способ получения топлив и масел 1976
  • Львов Иосиф Александрович
  • Непогодьев Арнольд Васильевич
  • Дубограй Светлана Петровна
  • Литвишкова Валентина Александровна
  • Филатов Виталий Васильевич
  • Радченко Евгений Дмитриевич
  • Агафонов Александр Васильевич
  • Школьников Виктор Маркович
  • Пережитина Инесса Яковлевна
  • Осипов Лев Николаевич
  • Барсукова Валентина Васильевна
  • Юденич Антонина Михайловна
  • Микита Василий Павлович
  • Куковицкий Михаил Михайлович
  • Варфоломеев Дмитрий Федорович
  • Козлов Владимир Андреевич
  • Богачева Лидия Георгиевна
SU651018A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО КОМПОНЕНТА МОТОРНОГО ТОПЛИВА 1997
  • Шакун А.Н.
  • Федорова М.Л.
  • Алексеев Ю.А.
RU2119527C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА 1996
  • Каминский Э.Ф.
  • Хавкин В.А.
  • Курганов В.М.
  • Егоров И.В.
  • Усманов Р.М.
  • Прокопюк А.С.
  • Ганцев В.А.
  • Мелик-Ахназаров Т.Х.
  • Алиев Р.Р.
  • Бычкова Д.М.
  • Лощенкова И.Н.
  • Николайчук В.А.
  • Осипов Л.Н.
  • Пуринг М.Н.
  • Гуляева Л.А.
RU2091438C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 2008
  • Марышев Владимир Борисович
  • Боруцкий Павел Николаевич
  • Можайко Виктор Николаевич
RU2387699C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Двинин В.А.
  • Павлычев В.Н.
  • Алексеев Ю.А.
  • Кутлугильдин Н.З.
  • Истомин Н.Н.
  • Лиштаков А.И.
  • Гималов К.М.
  • Аникеев И.К.
RU2155210C2
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ 2012
  • Курочкин Андрей Владиславович
RU2490307C1

Иллюстрации к изобретению SU 517 264 A3

Реферат патента 1976 года Способ получения высокооктанового моторного топлива

Формула изобретения SU 517 264 A3

SU 517 264 A3

Авторы

Чарльз Винсент Бергер

Даты

1976-06-05Публикация

1973-03-23Подача