СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА И ТОПЛИВА ДЛЯ СВЕРХЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ Советский патент 1972 года по МПК C10G65/10 

Описание патента на изобретение SU345690A1

Изобретение относится к способу получения реактивного топлива для сверхзвуковых самолетов.

Известен способ получения реактивных тоилив из гидроочищенного газойля, заключающийся в том, исходное сырье подвергают гидрокрекингу в первой ступени при температуре 316-454°С в присутствии катализатора, содержаш,его сульфиды металлов VIII группы, с последующим разделением продуктов реакции па фракции и подачей фракции, вы№пающей выще 204°С, во вторую ступень гидрокрекинга.

Процесс во второй ступени ведут при температуре 204-427°С в присутствии катализа гора, содержащего свободные металлы VIII группы. Из продуктов реакции второй ступени выделяют ректификацией фракцию реактивного топлива с пределами кипения 177-288°С.

Однако известный способ не позволяет получить топливо для реактивных и сверхзвуковых самолетов из тяжелых нефтяных остатков - черных масел.

Т,ля устранения этого недостатка по предлагаемому способу тяжелые нефтяные остатки - черные масла нагревают и подают в реактор первой ступени гидрокрекинга при температуре 316-454°С и давлении 68-272 атм с последующим выделением из гндрогенизата фракции 149-288С реактивного топлива и фракции, кипящей выще 288°С, которую подают в реактор второй ступени гидрокрекинга при температуре 288-37ГС н давлении 68- 204 атм, из полученного гндрогенизата выделяют фракцию 191-277°С топлива для сверхзвуковых самолетов и фракцию, кипящую выще 277°С, которую рециркулнруют в реактор второй ступени.

Гпдрокрекинг в первой ступени желательно вести в присутствии катализатора, содержан его элементы VI группы и металлы группы

железа, нанесенные на огнеупорный окисел, а во второй ступенп - в присутствии катализатора, содержащего благородный металл VIII группы на подложке.

В качестве сырья используют продукты, перечисленные в табл. 1.

Способ получения керосиновых фракций реактивного топлива нз сернистого ароматического высококннящего сырья включает:

взаимодействие исходного нефтепродукта с

водородом в первой зоне каталитической ре|акции при максг1мальной температуре в слое каталпзатора ниже 454°С и конверсню сернистых (серусодеожащнх) соединений R исходТ а б л 11 ц а

Похожие патенты SU345690A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ТЯЖЕЛОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 1971
  • Иностранцы Фрэнк Столфа Лоуренс Оливер Стайн
  • Соединенные Штаты Америки
  • Иностранна Фирма Юниверсал Ойл Продактс Компани
  • Соединенные Штаты Америки
SU302897A1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ТЯЖЕЛОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 1971
  • Иностранцы Фрэнк Столфа Лоуренс Оливер Стайн
  • Соединенные Штаты Америки
  • Иностранна Фирма Юниверсал Ойл Продайте Компани
  • Соединенные Штаты Америки
SU306636A1
аСЕСО(ОУНАЯ ?П]Ш-!.;;;;,г^:;г{,.я БИ&ЛИО:с-;1Р i 1973
  • Иностранец Фрэнк Столфа Соединенные Штаты Америки Иностранна Фирма Юниверсал Ойл Продактс Компани Соединенные Штаты Америки
SU374838A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВОДОРОДСОДЕРЖАЩЕГО КОНЦЕНТРАТА 1972
  • Иностранец Джек Натан Увейленд
  • Соединенные Штаты Америки
  • Иностранна Фирма Юниверсал Ойл Продактс Компани
  • Соединенные Штаты Америки
SU342362A1
СПОСОБ АКТИВАЦИИ КАТАЛИЗАТОРА ГИДРОКРЕКИНГА 1972
  • Иностранцы Элджи Джеймз Коннер Френк Хибберт Эдамс
  • Соединенные Штаты Америки
  • Иностранна Фирма Юниверсал Ойл Продактс Компани
  • Соединенные Штаты Америки
SU336855A1
КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ КОНВЕРСИИ УГЛЕВОДОРОДОВ 1972
  • Иностранец Джон Чандлер Хэйс
  • Соединенные Штаты Америки
  • Иностранна Фирма Юниверсал Ойл Продактс Компани
  • Соединенные Штаты Америки
SU332603A1
СПОСОБ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ГИДРООЧИСТКИ БЕНЗИНОВ ВТОРИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 1973
  • Иностранец Робин Паркер Великобритани Иностранна Фирма Юниверсал Ойл Продактс Компани Соединенные Штаты Америки
SU404273A1
СПОСОБ КОНВЕРСИИ 1973
  • Автор Изобретени Витель Иностранец Роберт Джереми Джон Хамблин Англи
SU399143A1
КАТАЛИЗАТОР РИФОРМИНГА УГЛЕВОДОРОДОВ 1969
  • Иностранец Джон Чендлер Хейс
  • Соединенные Штаты Америки
  • Иностранна Фирма Юниверсал Ойл Продактс Компани
  • Соединенные Штаты Америки
SU255141A1
КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ ГИДРОКРЕКИНГА УГЛЕВОДОРОДОВ 1970
  • Лоренс Ричард Стинберг Эдвард Джон Байсек Соединенные Штаты Америки
  • Иностранна Фирма Юниверсал Ойл Продактс Компани
  • Соединенные Штаты Америки
SU288686A1

Иллюстрации к изобретению SU 345 690 A1

Реферат патента 1972 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА И ТОПЛИВА ДЛЯ СВЕРХЗВУКОВЫХ САМОЛЕТОВ

Формула изобретения SU 345 690 A1

Продукт содержит до 50,5 вес. % ароматических углеводородов.

ном нефтепродукте до сероводорода н углеводородов;

разделение продукта, нолученного в первой зоне реакции, в первой сепарационной зоне в основном нрн том же давлении и более низкой температуре и нолученне первой наровой фазы и первой жидкой фазы;

разделение первой паровой фазы во второй сепарацнонной зоне в основном при том же давлении и температуре от 15,6-60°С и получение богатой водородом второй паровой фазы и второй жидкой фазы;

разделение второй жидкой фазы в третьей сепарационной зоне и получение третьей жидкой фазы, содержащей углеводороды, кипящие выше 288°С, и керосиновые фракции стандартного реактивного топлива;

взаимодействие третьей жидкой фазы и минимум части первой жидкой фазы с водородом во второй зоне каталитической реакции при максимальной температуре в слое катализатора пиже 399°С и давлении 68 атм и насыщение ароматических углеводородов;

разделение потока из второй реакциопной зоны в четвертой сепарационной зоне в основном при том же давлении и температуре 46-60°С и получение богатой водородом третьей паровой фазы и четвертой жидкой фазы;

разделение четвертой жидкой фазы в пятой сепарационной зоне и получение нятой жидкой фазы, содержащей углеводороды, кипящие выше 288°С, и фракции реактивного тонлива для сверхзвуковых самолетов.

В двухреакторной системе катализатор и рабочие условия в первом реакторе подобраны таким образом, чтобы обеспечить полную десульфуризацию исходного сырья при одновременной конверсии тяжелых углеводородов в углеводороды стандартного реактивного топлива и бензина, кипящне нри 149-288°С. Отходящий из первой зоны реакции поток разделяют таким образом, чтобы выделить стандартное реактивное топливо в качестве потока /нефтепродукта, а тяжелую часть использо:вать в качестве сырья для второй зоны реакции. Во второй реакциоЕиюй зоне происходит насыщение ароматических соединений при одновременном крекинге тяжелых компонентов газойля в углеводороды керосина, используемые в качестве реактивного топлива для сверхзвуковых самолетов.

Катализатор первой зоны каталитической реакции содержит предпочтительно соединение металла VI в группы и металла группы железа. Этот катализатор служит в основном Л.ЛЯ осуществления полного обессеривания углеводородного сырья в сравнительно мягких условиях. Катализатор второй зоны реакции иснользуется для насыщения ароматических углеводородов и гидрокрекинга веществ с интервалом кипения газойля в компоненты керосиповой фракции. Этот катализатор содержит компонент благородного металла VIII группы. Между двумя зонами расположен горячий сепаратор, работающий почти при том же давлении, что и в иервой реакциоиной зоне, и при температуре 260-427°С, предпочтительпо 288-399 С. Жидкая фаза из горячего сепаратора, в основном при том же давлении, поступает во вторую зону -каталитической реакции зачастую без заметного изменения температуры.

В качестве металлов VI в и VIИ групп периодической системы выбирают хром, молибден, вольфрам, л елезо, рутений, осмий, кобальт, родий, иридий, иикель, палладий.

Катализатор для первой реакционной зоны содержит обычно 4-40 вес. % металлов VI в группы и -6 вес. % компонента из группы железа. Эти количества по всему описанию даны в пересчете на элементарный металл.

Каталитически активные компоненты наносят на носитель из огнеупорных кремнеземсодержащих неорганических окислов, причем от количества двуокиси кремния зависит степень гидрокрекинга. К огнеупорным неорганическим окислам относятся окислы алюминия, циркония, магния, титапа, тория, бора, гафния и т. д. Другая грунпа носителей может содержать также 5-35 вес. % борофосфатов. Как правило, весовое соотношение между

кремнеземом и глиноземом (между окисью кремния и окисью алюминия) равно 10-90- 80 : 20.

сколькими из вышеупомянутых огнеупорных 1 еорганических окислов, которыми в некоторых случаях являются кристаллические алюмосиликаты или цеолиты.

npHiMep. Вакуумпый газойль, полученный из сернистой Уайомингской нефти (см. табл. 1), смешивают с рециркулируюш,им водородом (533-3560 ). В результате теплообмена с горячими отходяи1ими потоками продукта смесь углеводородов с водородом нагревается до такой температуры, что температура слоя катализатора равна 316-. 454°С. Температуру на входе в слой катализатора регулируют таким образом, чтобы температура на выходе была максимум 454°С и предпочтительно не выше 427°С. Так как основные реакции экзотермичны, то при прохождении сырья через слой катализатора температура повып1ается. Температура в первой каталитической зоне повышается па 56°С. В реакционной зоне находится, например, катализатор, содержаш,ий 1,8 вес. % никеля и 16 вес. % молибдена на носителе из 63 вес. % окиси алюминия (глинозема) и 37 вес. % окиси кремния (кремнезема). Давление 68- 272 атм. Объемная скорость жидкости равна 0,4-3,5 об. жидкого углеводорода в час на об. катализатора.

Отходяший поток продукта без заметного изменения давления при 288-399°С подают в горячий сепаратор, из которого паровую фазу, содержащую водород, сероводород, аммиак, нормальные газообразные углеводороды, бутаны, пентаны и тяжелые углеводороды, кипящие ниже 288°С, подают при 16-60°С в холодный сепаратор.

Температуру поступающего в горячий сепаратор потока регулируют таким образом, чтобы почти все компоненты стандартного реактивного топлива, кипящие в интервале 149- 288°С, находились в паровой фазе, а почти все углеводороды, кипящие выще 288°С, выходили из горячего сепаратора в жидком виде. Конденсируясь, нормальные жидкие углеводороды поступают из холодного сепаратора в дистилляциоппую колонну для выделения нужной фракции реактивного топлива.

В зависимости от загружаемого сырья часть жидкой фазы из горячего сепаратора рецирkyлиpyют, смешивая со свежей порцией газойля, и подают в первую реакционную зону. Соотнощение между объемом всего загружаемого сырья и объемом свежего углеводорода равно 1,1-3,5. Остающуюся часть л«1дкой фазы подают во вторую зону каталитической реакции. Как уже упоминалось, жидкую фазу из холодного сепаратора направляют в систему выделения продукта для извлечения фракции стандартного реактивного топлива. Тяжелые фракции, содержащие углеводороды, кипящие выще конечной точки кипения фракции стандартного реактивного топлива, объединяют с жидкой фазой из горячего сепаратора и Направляют во вторую зону каталитической реакции,

Катализатор второй зоны каталитической реакции содержит, например, 0,4 вес. % платины и огпеунориые неорганические окислы, содержащие 75 вес. % кремнезема и 25 вес. % глинозема. Давление 68-204 атм. Скорость циркуляции водорода 54-268 . Часовая объемиая скорость жидкости 0,5-4,0. Очень важно, чтобы температура в слое катализатора не превышала 399°С. Поэтому в некоторых

случаях нeoбxoди io использовать жидкую часть потока из первой реакционной зоны в качестве теплообменной среды.

Во многих случаях температура на входе в слой катализатора во второй зоне каталитической реакции составляет 288-371°С. Повыщение температуры при прохождении сырья через слой катализатора во второй зоне каталитической реакции не должно превышать 28°С. Выходящий пз второй зоны каталитической реакции иоток продуктов поступает во второй холодный сепаратор почти при том же давлении и темиературе 16-60°С. Основная паровая фаза из холодного сепаратора в -основном уже пе содержит примесей сероводорода. Процесс ослол :няется (в особенности при работе па промышленных агрегатах), когда паровую фазу пз обоих холодных сепараторов объединяют и подают в систему удаления сероводорода. Установив заданное рабочее давление, почти полностью очищенную от сероводорода и обогащенную водородом паровую фазу используют для рециркуляции в первую и вторую реакционные зоны.

Нормальные жидкие углеводороды, поступающие из второй зоны каталитической реакции, через холодный сепаратор направляют в систему разделения иродукта, изолированную от системы выделения продукта, используемой

для выделения нормального жидкого потока из иервой реакционной зоны, чтобы одновременно пол}чить два типа реактивного топлива.

Нормальный жидкий иоток из второй реакционной зоны можно обработать и получить нормальный газовый поток, содержащий бутаны, легкие углеводороды и другие газообразные вещества; пентан-гексановую фракцию, которая может служить компонентом моторного тоилива; гептановую фракцию до , которую можно использовать в сочетании с другими потоками аналогичного состава в качестве сырья для системы каталитического риформинга; целевое реактивное (кер.осиновое) топливо для сверхзвуковых самолетов с интервалом кипения 191-277°С и кубовый поток, содерл ащий углеводороды, кипящие при температуре выше заданной конечной точки кипения реактивного топлива для сверхзвуковых самолетов. Последний поток обычно рециркулируют и объединяют с сырьем, поступающим во вторую зону каталитической реакции, чаще всего в соотнощени.и 1,25-4,5. Па схеме, иллюстрирующей изобретение,

линии, леобходимые для понимания сущности процесса.

Свойства сырья - вакуумного газойля пз сернистой Уайомннгской нефти:

Уд. вес при 15,6°С0,9267

Дистилляция (по ASTM),°C

Начальная т. кип.

310

5% 338 10% 371 30% 420 50% 449 70% 480 90% 513 95% 530 546

Конечная т. кип. 2,42 Сера, вес. % Азот, ррт 1300 2,9 Бромное число Элюирование, вес. % Ароматические50,5

Неароматические49,5

Анилиновая точка, °С82

Точка застывания, °С21

Сырье, поступающее по линии /, смещивают с рециркулирующим водородом, поступающим по линии 2, в количестве около 408 . ,В день подают около 154 кл сырья, полагая, что выход реактивного топлива составляет :около 50 об. % (около половины составляет реактивное топливо для сверхзвуковых самолетов). Смесь сырья и водорода после теплообмена с относительно горячими потоками поступает в обогреватель 3, на входе которого рециркулят смешивают с сырьем, поступающим по линии 4.

В обогревателе 3 темнература входящего потока повыщается примерно до 357°С. Эту температуру измеряют на входе в слой катализатора в реакторе 5. Нагретую смесь подают по линии 6 в реактор 5. Катализатор в реакторе 5 действует в основном как десульфнрующий и крекирующий, он содержит 1,8 вес. % никеля и 16 вес. % молибдена в сочетании с носителем, содержащим 63 вес. % глинозема и 37 вес. % кремнезема. Сырье при давлении около 102 атм проходит через слой катализатора со скоростью 0,60 час-.

Из реактора 5 ноток иродуктов выходит с температурой 413°С и по линии 7 направляется в горячий сепаратор 8.

Анализ потока компопентов

из реактора 5 вес. % (об. %): Аммиак

0,16

(-) Сероводород 2,57

(-) 0,30 Метан

{-) Этан 0,35

(-) Пропан 0,60

(-) Бутаны 0,90

( 1Д5) 0,80

( 1,18) Пентаны

0,70 ( 0,93) Гексапы

5,65)

4,52 Гептан-149°С (26,20) 149-288°С 22,99 (73,50) 288°С и выше 68,10 Итого

По приведенным данным потребление водорода (за исключением потерь) составляет 217 , израсходовано 1,99 вес. % водорода (в пересчете на свежезагруженное сырье). До сепаратора 8 горячий поток продукта используют в качестве теплоносителя, в результате темнература потока снижается примерпо до . Первую паровую фазу, содержащую фракцию, кипящую ниже 288°С и

почти пе содержащую углеводородов, кипящих выше 288°С, удаляют по линии 9, охлаждают примерно до 38°С и направляют в холодный сепаратор W.

Вторую паровую фазу удаляют из холодпого сепаратора 10 компрессором и направляют по линии 2 для смещения с сырьем в линии /. Пз паровой фазы, подаваемой по линии 2, можно удалить газообразные компоненты, кроме водорода, и довести его концентрацию

до 80 мол. %.

Первую в основном жидкую фазу из горячего сепаратора 8 по линии // подают в реактор 12. Поток жидких углеводородов направляют из холодного сепаратора 10 по лиНИИ 13 в ректификационную колонну 14. Давление и темнература в колонне 14 таковы, что по линии 15 вытекает поток стандартного реактивного топлива с начальной т. кип. 149°С и конечной т. кип. 288°С. Головной дистиллат,

содержащий бутаны, легкие нормальные газообразные углеводороды и другие газообразные вещества, направляют но линии 16 на дальнейщее разделение. Пентан до 149°С и бензиновую фракцию направляют из колонны

по линии 17 и используют, по крайней мере частично, в качестве сырья для каталитического риформинга. Углеводороды, кипящие выще конечной т. кип. стандартного реактивного тонлива (288°С), направляют по линии

18, смешивают с жидкой фазой, поступающей из горячего сепаратора 8 по линии // и подают в реактор 12 в количестве примерно 817 кл/день. Свежее сырье смешивают с поступающим по линии 19 рециркулирующим

потоком, содержащим углеводороды, кипящие выше 277°С.

Количество рециркулирующей жидкости составляет 490 кл/день, то есть соотнощение подачи в реактор 12 равно 1,6.

Поступающую по линии 1}8 смесь смешивают со 142 водорода, поступающего по линии 20, и направляют в реактор 12 при давлении 102 ат н температуре на входе в слой катализатора около 302С. Катализатор в реакторе 12 содержит 0,4 вес. % илатины в сочетании с носителем, состоящим из 75 вес. % кремнезема и 25 вес. % глинозема. Часовая объемная скорость жидкости равна 1,00 (в нересчете па свежую загрузку без рециркулирующего материала).

Пз реактора 13 поток продукта при температуре - 330°С направляют по линии 21, охлаждают до 44°С и подают в холодный сепаратор 22. Третью в основном паровую фазу

рециркуляцию и объединяют с загрузкой сырья в линии 18. Жидкую фазу, состоящую главным образом из нормальных жидких углеводородов, направляют из холодного сепаратора 22 по линии 23 и после соответствующего теплообмена с потоком горячего продукта подают в ректификационную фракционирующую колонну 24,

В колонне 24 происходит отгонка реактивного топлива для сверхзвуковых самолетов с начальной т. кип. 191°С и конечной т. кип. 277°С, которое отводится по линии 25. Углеводороды, кипящие выше 277°С, направляют из колонны 24 по линии 19 и объединяют со свежим сырьем в линии 18. Бутаны, легкие нормальные газообразные углеводороды и прочие газообразные вещества отводят по линии 26. I

Пентан-гексановую фракцию отгоняют по линии 27, а нафту (тяжелый лигроин) и вещества, соответствующие по пределам кипения бензиновой фракции, отгоняют по линии 28.

Анализ продуктов, отгоняемых из реактора 12, в вес. % (об. %): .

Этан0,03 (-)

Пропан1,35 (-)

Бутаны6,66 (10,84)

Пентаны6,81 (10,09)

Гексаны6,21 (8,33)

Гептан - 19 ГС29,04 (35,79)

191-277°С19,23 (22,07)

277°С и выще (рецирк.) - (60,00)

Приведенные значения указывают на потребление 134 водорода, или около 1,23 вес. % в пересчете на свежий газойль, поступающий по линии /.

В табл. 2 приведены данные о распределении продукта и выходах в пересчете на подачу 1540 кл/день.

Таблица 2

Приведенные данные указывают на расход 351 водорода.

Из 1540 кл свежего газойля получают в сутки 403 кл стандартного реактивного топлива и 340 кл реактивного топлива для сверхзвуковых самолетов, или 48,27 об. %. Из всего реактивного топлива топливо для сверхзвуковых самолетов составляет 45,8 об. %, а стандартное реактивное топливо - 54,2 об. %.

Из получаемых ежесуточно 189 кл бутанов 70 об. % составляют изобутаны, а из 173 кл пентанов 90 об. %. составляют изопентаны. Смесь пентана с гексаном имеет уд. вес 0,6554 при 15,6°С и октановое число 84 (повышается до 98 при добавлении 3 мл тетраэтилсвинца). Эта фракция содержит 86 об. % парафиновых углеводородов и 14 об. % нафтенов.

Смесь двух тяжелых лигроиновых фракций, образующихся в первой и второй реакционных

зонах в количестве 638 кл/день, имеет уд. вес 0,7507 при 15,6°С и октановое число в чистом виде 56 (повышается до 76 при добавлении 3 лг./1 тетраэтилсвинца). Эта фракция содержит 47 об. % парафинов, 52 об. % нафтенов

и 1 об. % ароматики, представляя таким образом отличное сырье для каталитического риформинга.

В табл. 3 приведены данные анализа двух фракций реактивного топлива. ТаблицаЗ

30

35

40

Предмет изобретения

1.Способ получения реактивного топлива и топлива для сверхзвуковых самолетов путем

гидрокрекинга нефтяного сырья при повышенных температуре п давлении в присутствии катализатора, отличающийся тем, что, с целью возможности переработки тяже.аых нефтяных

остатков, тяжелые нефтяные остатки - черные масла нагревают и подают в реактор первой ступени гидрокрекинга при температуре 316-454°С и давлении 68-272 атм с последующим выделением из гидрогенизата фракции 149-288°С реактивного топлива и фракции, кипящей выше 288°С, которую подают в реактор второй ступени гидрокрекинга при температуре 288-37ГС и давлении 68- 204 атм, из полученного продукта выделяют

фракцию 191-277С топлива для сверхзвуковых самолетов и фракцию, кипящую выще 277°С, которую рециркулируют в реактор второй ступени.

2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве катализатора гидрокрекинга в пер11

вой ступени используют элементы VI грунпы и металлы группы железа, нанесенные на огнеупорный окисел, а в качестве катализатора

12

гидрокрекинга во второй ступени используют благородный металл VIII группы на подложке.

SU 345 690 A1

Авторы

Иностранцы Виль Лэтэм Джекобе Чарльз Генри Уоткинс

Соединенные Штаты Америки

Ностранна Фирма Юниверсал Ойл Продайте Компани

Соединенные Штаты Америки

Даты

1972-01-01Публикация