В практике гражданской, а чаще военной и боевой летной работы, зачастую бывает необходимо с вероятною точностью определить, зная свою высоту, расстояние от самолета до какого-либо обекта на земной или водной поверхности, а также расстояние от проекции самолета на землю до упомянутого предмета. Измерение этих расстояний помощью угломерных приборов, установленных на самолете, неразрывно связано с ошибкой, которую дают продольные и поперечные качания самолета в полете, при определении помощью визира угла а наклона визирной линии.
Предлагаемое изобретение имеет целью избежать этой ошибки и упростить определение указанных расстояний, для чего при визировании наблюдаемого обекта прибор держат в руке и применяют дисктаблицу, исчисленный для каждого практически встречающегося случая величин расстояний а от самолета до обекта и расстояний б от проекции летательного аппарата до обекта.
На чертеже фиг. 1 изображает вид прибора сбоку с частичным разрезом, фиг. 2-то же, вид сзади, фиг. 3- то же. вид сверху, фиг. 4 и 5-две проекции подвижного диска с грузом и фиг. 6 и 7-две проекции диска-таблицы.
Предлагаемый прибор состоит из двух дисков 2 и 3, заключенных в общий кожух 6 и сидящих на общей оси 10, закрепленной в рукоятке 1 (фиг. 1 и 2). Последняя снабжена наглухо приделанной к ней визирной трубкой 4 и стопорным для диска 2 механизмом 5, состоящим из щтифта, прижимаемого к ободу диска 2 пружиной при нажатии курка, спускающего задержку штифта (фиг. 1 и 3). Диск 2 устроен свободно подвижным на оси 10 и снабжен грузом 11. По лицевой стороне балансирного диска нанесены градусные деления от 0° до 90° в обе стороны, на ободе же его соответственно-градусные депения от 90° до О так, что нулевое деление обода совпадает с девяностоградусным делением лицевой стороны, последнее сделано с целью дать возможность помощью прибора определить как угол а, так в требующихся случаях и угол 90°-а. Деления нанесены через каждый градус (фиг. 4). Диск 3 укреплен с трением на оси 10, для поворота снабжен ручкой 7 и разделен на тридцать сзкторов, в которых расположены таблицы значений а и б. Число 30 взято в предположении вероятного практического использования прибора в пределах угла визирования от 15 до 45°; таким образом, каждый сектор значений а и б будет соответствовать определенному углу наблюдения. Каждый сектор в свою очередь разделен пополам красной чертой; в первую половину сектора вписаны значения а, во вторую его половину значения б. Таких значений в каждом секторе нанесено 19 для а. и 19 для б, для резкого разграничения коих проведены 19 концентрических окружностей. 19 значений взято в предположении вероятного пользования прибором на высотах от 400 м до 4000 м, при чем разница в высотах принята в 200 м.
Секторальные деления между 19-й окружностью и внешней кромкой круга имеют цыфровые данные изменений величин аибпри подеме на 100 ж при одном и том же угле наблюдения а (на фиг. б отмечены буквами Да, Дб) и для ясности чертежа проведено шестнадцать секторов и пять концентрических окружностей. Металлический кожух б снабжен окнами, одно по ободу-с указателем 9 угла а визирования, и секторовидные по боковым сторонам-для чтения показаний и таблиц на дисках 2 и 3.
Способ пользования прибором следующий.
1) Визируют наблюдаемый предмет на крест плоскостей визирной прицельной трубки. 2) В момент точной наводки нажимают спуск стопора, благодаря чему автоматически закрепляется положение диска 2 и устанавливается угол а наклона визирной линии. 3) Прочтя на ребре диска 2 наблюденный угол у., поворотом ручки 7 диска 3 совмещают черту на ободе диска, отмеченную наблюденным числом градусов с чертой указателя 9, тогда сектор данных я и , соответствующих этому углу, появится в секторовидном прорезе кожуха 6. 4) Определив по альтиметру высоту полета, против соответствующего деления шкалы высот 8 читают значения а и 6. 5) Если высота будет заключать нечетное число сотен метров, то для соответствующего получения величин а v( б к ближайшей четной величине прибавляют величину Да или Дб.
Время потребное для наблюдения на встречном курсе требует внесения поправки из расчета средней скорости самолета относительно земли, каковую величину и следует вычесть из полученного значения а или б. При наблюдении на траверзе поправки не требуется.
В описанном приборе возможно применить: автоматическое вращение диска 3 диском 2 помощью зубчатой , передачи, с расчетом поворота диска 3 на 360 при наклоне прибора на 30° (от 15 до 44) и соединение прибора с альтиметром так, чтобы указатель альтиметра заменил щкалу высот. Эти изменения сделают прибор более соверщенным, но в то же время более сложным и хрупким в обращении.
Прибор может иметь следующее применение:
1) Определение расстояния между двумя точками на земной поверхности. 2) Определение расстояния между батареей или кораблем и целью при невидимой с батареи или корабля цели. 3) Определение зоны безопасности самолета при подходе к воздухобойной батарее или кораблю. 4) Определение места подводного или надводного судна или места минных заграждений или прочего обекта в море помощью
визирования приметных пунктов берега (пролет над обектом наблюдения) и 5) Определение скорости корабля с приблизительной точностью.
Предмет патента.
1. Прибор для определения с летательных аппаратов дистанции до земной или водной цели, характеризующийся применением двух заключенных в общий кожух б и сидящих на общей, закрепленной в снабженной визиром 4 рукоятке 1, оси 10 дисков 2 и 3, из коих диск 2 устроен свободно-подвижным на оси 10 и снабжен грузом 11 и градусными делениями, идущими по краю диска от 90° до 0° в обе стороны и по ободу от 0° до 90° в обе стороны, диск же 3, снабженный по внешней своей стороне расположенными по секторам таблицами дистанции в зависимости от угла между направлением визирования и горизонтальной линией и высоты полета, укреплен с трением на оси 10 и снабжен ручкой 7, служащей для поворота диска 3.
2.При охарактеризованном в п. 1 приборе применение для застопоривания диска 2 в положении, принятом им при визировании на цель, стопорного механизма 5, состоящего из штифта, находящегося под действием пружины, прижимающей штифт к ободу диска 2, после спуска задержки штифта при нажатии на курок.
3.В охарактеризованном в п.п. 1--2 приборе применение в кожухе 6 прибора по ободу-окна с указателем 9 для отсчета угла визирования, а с боковых сторон-секторовидных окон для чтения показаний и таблиц на дисках 2 и 3.
к патенту Н. И. 3f1KyPMHOBR 5199
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зрительная с переменным увеличением труба для самолетов | 1924 |
|
SU1813A1 |
Прибор для определения скорости и направления ветра, курса и скорости полета аэроплана, а также угла сноса аэроплана | 1923 |
|
SU2909A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА | 1926 |
|
SU5754A1 |
Прибор для определения скорости и направления ветра | 1923 |
|
SU809A1 |
Приспособление для отмечания углов визирования на ленте, прикрепленной к визирному прибору | 1930 |
|
SU44036A1 |
ДАЛЬНОМЕР | 1925 |
|
SU6721A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОРИЕНТИРОВКИ САМОЛЕТА | 1925 |
|
SU3475A1 |
Дальномер-высотомер | 1931 |
|
SU25280A1 |
Устройство для определения местоположения движущихся самолетов | 1934 |
|
SU45567A1 |
Визирный прибор для определения координат точек разрыва | 1927 |
|
SU12054A1 |
,(.
/и/,5 . .
Wl.B..-l.
Авторы
Даты
1928-04-30—Публикация
1926-06-05—Подача