На чертеже фиг. 1 изображает вертикальный разрез предлагаемого прибора для определения движения самолета, фиг. 2 - вид дисков сверху, фиг. 3 - вид спереди визирного устройства, применяемого вместо секстанта, фиг. 4 - схему, поясняющую пользование прибором при определении скорости ветра, фиг. 5 - то же, при определении компасного курса самолета.
Предлагаемый прибор состоит из секстанта S обычного типа для наблюдений за предметами на земной поверхности, укрепленного на вертикальной штанге ab, и из прибора cd, служащего для обработки этих наблюдений. К штанге ab прикрепляется при помощи муфты линейка е так, чтобы она постоянно находилась в плоскости секстанта. Ниже линейки е находится прозрачный целлулоидный диск сc, с делениями от 0 до 360 на его окружности. Диск сс может устанавливаться при помощи муфты h так, чтобы ноль его был направлен на север. Для этого служит указатель n, устанавливающийся вдоль курсовой линии самолета. Для установки диска сс последний поворачивают так, чтобы против указателя и оказалось деление одинаковое с тем, которое показывает в этот момент компас самолета. В найденном положении диск сс закрепляется на стержне д, который служит для укрепления всего прибора к борту самолета. Ниже диска сс находится металлический диск d, который свободно вращается около той же оси, как и диск сс, при чем его вращение независимо от вращения диска сс. На правой стороне диска d нанесены кривые, служащие для определения величины Hcotg δ, определяющей расстояние до проекции точки на горизонтальную поверхность от точки наблюдений по вертикальному углу δ на данный предмет и разности высот плоскости наблюдателя и предмета.
Для определения движения самолета относительно земли выбирают на ней какую-либо достаточно видимую точку и, наведя секстант, обычным путем определяют вертикальный угол по лимбу секстанта. Одновременно с этим линейка автоматически устанавливается в направлении на предмет. Повернув после этого диск d так, чтобы против края линейки е оказалось деление круга, равное найденному вертикальному углу δ, ставят на матовой поверхности диска сс точку на пересечении линейки е с кривой круга d, соответствующей высоте самолета в момент наблюдений но альтиметру.
Аналогичным образом определяют проекцию той же точки через известный промежуток времени. Найденные две точки дают смещение точки относительно самолета или, следовательно, обратно смещение самого самолета. Для определения направления и величины этого смещения поворачивают диск d так, чтобы нанесенные на второй половине диска линии сетки оказались параллельными отрезку между нанесенными точками. Направление главного диаметра круга d, параллельное этому отрезку и определяемое по делениям диска с, дает направление искомого смещения. Если размеры клеток сетки круга d выбраны соответствующим образом, то число клеток дает в масштабе построения кривых второй половины того же диска величину расстояния, пройденного самолетом относительно искомой точки.
Для определения скорости ветра, сносящего самолет, откладывают полученную скорость самолета W от центра диска d по направлению этой скорости (по делениям диска с) и техническую скорость V самолета, получаемую по анемотахометру и компасу, также от центра диска (фиг. 4). Расстояние между обоими отложенными векторами, определяемое при помощи делений сетки круга d и дает скорость ветра по величине и направлению. Для определения компасного курса для полета в заданном направлении следует отложить полученный вектор скорости ветра и по направлению, откуда он дует (фиг. 5), затем повернуть круг d так, чтобы линии его сетки шли в направлении заданного полета, и поворачивать линейку e так, чтобы деление ее, равное скорости V самолета по анемотахометру, прошло через ту линию сетки, которая проходит через конец вектора скорости ветра. Направление линейки и будет искомым компасным курсом самолета.
В тех случаях, когда наблюдения производятся с земной поверхности, вместо секстанта S устанавливается визирное устройство NN (фиг. 6). В этом случае вертикальный угол определяется по наклону визира, а в остальном операции остаются прежними.
1. Прибор для определения движения самолета, характеризующийся применением секстанта S, вертикально укрепленного на штанге ab, к которой прикреплена линейка е, всегда остающаяся в плоскости секстанта, и на которую надет устанавливаемый при помощи муфты h прозрачный диск сс, под которым находится металлический диск d, свободно вращающийся вокруг стержня g, служащего для укрепления всего прибора к самолету, и снабженный сеткой и кривыми, служащими для определения расстояния до проекции точки на горизонтальную плоскость по вертикальному углу на данный предмет и по разности высот уровней наблюдателя и предмета (фиг.1 и 2).
2. Видоизменение охарактеризованного в п. 1 прибора, отличающееся тем, что, в случае производства наблюдений с земной поверхности, секстант S заменен визирным устройством MN (черт.2).
Авторы
Даты
1928-06-30—Публикация
1926-09-29—Подача