Изобретение относится к области транспо-рхного машиностроения, в частности к устройствам для управления фрикционными муфтами коробок 1пе;редаЧ.
Известно устройство для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки передач, включающее орган управления, насос, связанный .пидромагастралями с распределителем, гидроуправляемымл фрикционными 1муф.тами включения передач, перели1вны-м клаПай01м и клапалом управления, содержащим корпус с установленным в нем золотнико1М, с одного торца которого расположена полость для жидкости, а с другого - прзж.ина с толкателем.
Однако известное устройство «здеет сложную и ненадежную конструкцию.
Цель изобретения - ловышение надежности устройства для управления фрикционными муфта1ми ступенчатой коробки передач.
Цель достигается тем, что золотник и толкатель сна бжены пальцами и связаны с органом управления тягой, имеющей продольный паз, взаимодействующий с пальцами, а полость клалана зшравлени.я соединена с корпусом канала1ми, -в одном из которых установлен дроссель, а в другом - обратный клапан.
На чертеже изображена гидросхема устройства для управления фрикционными муфтами ступенчатой коро-бки передач. Элементы гидросхомы показаны при отсутствии воздействия водителя ,на педаль, связанную с клапаном управления.
Устройство состоит из насоса /, переливного клалана 2, ба-ка 3, теплообменника 4, распределителя 5, фрикционов 6-5, трансмиссионного тор:моза 9, налорной 10 и сливной // магистралей.
Клапан управления включает корпус 12, золотник 13, пружину 14 и толкатель 15. Толкатель и золотник связаны тягой 16 при ПОМОЩИ пальцев 17 и 18, входящих в паз 19. Корлус имеет огверстпя 20 и 21, соответственно входное и выходное, а та;кже уПОры 22 и 23, ограничивающие крайние положения толкателя. Золотник выполнен с проточкой, соединяющей тортовую полость 24 для ЖИД1КОСТИ с iBLXOДным отверстием каналоМ 25, в котором установлен дроссель 26. Параллельно каналу 25 подключен канал 27 с обратным Клалана 1 28.
Устройство работает следующим образо-м.
Насос / подает из бака .3 рабочую жидкость в напорную магистраль 10, давление в которой поддерживается клапаном 2. Рабочая жидкость при изображенном иа чер3теже положекии распределителя 5 1п-од)водится к фр}:кщ1ону 6 и трансмиссионноному -рс-р юзу 9. При этом диски фрикциона 6 сжаты, а ведомый -вал т,рансм юсии ра.сторможей. Фричсцконь 7 и 5 от напорной матистралн .отпслючены. Клалан управления закрыт ;и вся жндчдасть через лерелизной клапан 2 ло-ст таает в бак. Под усилием пружины 29, действующей через педаль 30 и тягу 16, толасатель 15 прижат к упо.ру 3. Усилие от давления рабочей :ккдкости в полости 24 на торец золотника 13 уравНОвешивается усилием пружины 14, и прИ нО|р|Мальн10.м положении золотника /3 входное II выходное отверстия 20 и 21 в корпусе 12 .между собой не сообщаются. Благодаря отноСителыюй подвил ности в пазу 19 пальца 18, заКреплеиного в золотнике 13, управлен ия кроме управления давлением вьшолняет также роль предохранительного -клапана. При случайному повышешги давления, когда переливной клапан 2 не сра батывает, золотник 13 смещается и сжимает пружину 14, сбрасывая рабочую Ж11,чкость в магистраль 11. Прсояслепая усилие пружины 29, водитель поворгчмвает педаль 30 относительно оси 31. Тя;га 16 перемеплается и затяжка пружлмы М уменьшается. Золотшж 13 иод действием давления жидкости .на его торец начинает перемещаться вслед за тягой, при этом Объем полостн 24 увеличивается, и рабочая жидйООть поступает в нее через др:0|Ссель 26. Ко:гда проточ1ка золотника совместится с выходным отверстием 21, давление в .магистрали 10 уменьщается. Для быстрого сброса давления (например, ири тор;можени.и мащины) водитель резко нажимает на педаль. При этом происходит не только уменьшение затяжки пружцны 14, но и п.рииудительное перемещение золотниска 13 за палец 18 тягой 16. Возможность быстрого заполнения возрастающего объема полости 24 при перемещении золотника достигается не только за счет иоотупления ЖИДКости через дроссель 26, но и благодаря подпитке через отк,ры1ваю.щ.ийся обратный клапан 28. При падении давления в нашорной .магистрали 10 фрижцион выключается, а ведОМый вал трансмиссии притормаживается. Для плавного трогания необходимо медленно отпускать .пе.даль 30, производя постепенную затяжку пружины 14. Рабочая жидкость из полости 24 под действием возросшего УСИЛИ.Я пружи.ны будет проходить через дроссель 26, не препятствуя перемеще.нию золотника 13. При этом сопротивление слива увеличивается и давление в напорной маГистрали 10 повышается. Ведомый вал растормаживается, а диски фрикциона, связанного через раапредедитель 5 с иапор.ной магистралью 10, начинают с/ки.маться, обеспечивая плавное трогание мащины. При резком отпускании педали происходит быстрое сжатие пружины 14, но скорость перемещения золотника 13 ограничена скоростью истечения жидкости через дроссель 26, таа как обратный клапан . Формула и 3 о б р е т .е и .и я Устройство .для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки передач, включающее орган управления, насос, связа.нный гидромаги1стралями с распредел.ителем, гидроуправляемыми фрикционны.ми :Му|фтам1И включения передач, переливиькм клапаном .и .клапано.м управления, содержащим кориус с установленным в нем золотником, с одного торца которого расположена полость для жидкости, а с другого - пружина с толкателем, о т л ич а ю.щ еес я тем, что, с .целью повышения его надежности, золотник и толка.тель .снабжены пальца.ми .и связаны с органом управления тягой, имеющей продольный .паз, взаимодействующий с пальцами, а полость клапана управления соединена с корпусоМ канала.ми, в одном из ко.торых устано.влен дроссель, а в другом - обратный клапан.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1987 |
|
SU1491749A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1976 |
|
SU682397A1 |
Гидравлическая система управления коробкой передач самоходной машины | 1988 |
|
SU1549807A1 |
Система управления движением сочлененных тракторов | 1988 |
|
SU1546334A2 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1414670A1 |
Система управления движением сочлененных тракторов | 1987 |
|
SU1459965A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1990 |
|
SU1743933A1 |
Муфта сцепления и привод ее управления | 1977 |
|
SU1004681A1 |
Устройство управления гусеничного транспортного средства | 1977 |
|
SU737283A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1984 |
|
SU1167049A1 |
Авторы
Даты
1976-07-15—Публикация
1973-10-05—Подача