Устройство управления гусеничного транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B62D11/08 

Описание патента на изобретение SU737283A1

(54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к управлению гусеничным транспортным средством, в трансмиссии которого имеются гидроуправляемые фрикционные элементы для поворота и торможения.

Известно устройство управления гусеничного транспортного средства, содержащее педаль управления и руль,, кинематически связанные с механизмом управления, гидравлически соединенным с -гидронасосом, двумя управляемыми тормозами, фрикционными элементами удвоителей коробки перемены передач транспортного средства, распределителем, коробки передач транспортного средства и сливом 1.

Недостатком устройства является то, что оно содержит два гидравлических распределителя управления фрйкционными элементами поворота и тормозами, соответственно для левого и правого борта. Кинематическая связь этих распределителей с рулем требует наличия тяг и передающего «мостика ; кроме того, известное устройство не обеспечивает возможность трогания на гидроуправляемых фрикционных элементах, так как раздельные гидравлические распределители

практически исключают равенство давления в гидроцилиндрах фрики ионных элементов правого и левого борта в процессе его изменения.

:; Цель изоёр)етёнй - упрощение конструкций и расщйренйё функциональных воз можнрстей устройства управления гусеничного транспортнбго средства.

, ; Указанная цель достигается тем, что механизм управления выполнен в виде распределителя, сосгоящего изкорпуса, трех золотJO НИКОВ, первые два из которых подпружинены по обоим торцам, кинематически связаны между собой и с рулем и образуют с корпу сом каждйй по пять полостей, а третий подпружинен с одной стороны, кинемати чёски свШан Тг} алью управл шянобра15 зует с корпусом восемь полостей, перепуск В№0 :«а«айг Гш етгт ёгутгшуш гш i&rana-нов, установленных в осевых сверлениях

корпуса пОторЩм трёх уп6мянутых золотнйков для перепуска рабочей жидкости по

2Q направлению к торцам золотников, причем

первые и пятые полости первого и второго

золотников, вторая и первая, четвертая, пя°тМ11ШетШТтбЖ стй Ь8отSfefWSeHfio BTbpd-

то и третьего золотников сообщены между собой, вторая и четвертая полости первого золотника сообщены с фрикционными элементами удвоителей коробки передач, а третья его полость - с перепускным клапаном, третья полость второго золотника соединена со сливом,- вторая и пятая полости третьего золотника - с гидроуправляемыми тормозами, третья и седьмая полости третьего золотника - с напорной гидролинией насоса, а восьмая полость третьего золотника - с распределителем коробки передач. На фиг. 1 показана кинематическая схема трансмиссии в части , обеспечивающей поворот, разгон и торможение мащины; на фиг. 2 - гидравлическая схема устройства; на фиг. 3 - гидравлический распределитель управления поворотом, троганием и торможением. Трансмиссия гусеничного транспортного средства содержит раздаточную коробку 1 передач, которая делит поток мощности на два борта. В коробке 1 передач имеются гидроуправляемые фрикционнь1ё элементы 2 и 3 удвоителей - правого борта, 4 и 5 - левого борта., На правом и левом выходных валах коробки 1 имеются гидроуправляемые тормо за 6,. соответственно. ,. ,,,„,.„.,.„„,,,«,„.,;:.,.,.., . Гидросистема устройства содержит насос 8, фильтр 9, предохранительный клапан 10, перепускной клапан 11, радиатор 12, гидравлический распределитель 13 управления, кинематически связанный с рулем 14 и. педалью 15, распределитель 16 удвоителя и распределитель 17 коробки передач. Гидравлический распределитель 13 управления каналом 18 соединен с насосом 8, каналами 19 и 20 - с гидроцилиндрами тормозов 6 и 7, каналами 21 и 22 - с гидроуправляемыми фрикционными элементами, 2, 3, 4 и 5 удвоителей, используемых для поворота, каналом 23 -, с распределителем 17 коробки передач, и каналом 24 - с перепускным клапаном 11. Гидравлический распределитель 13 управления сострит из корпуса 25, в котором расположены золотники 26 и 27, кинематически связанные с рулем 14,и золотник 28, связанный с педалью 15. Первые два золотника удерживаются в среднем (нейтральном) положении с помощью пружин 29, 30, 31 и 32, воздействующих на торцы золотников. Эти золотники устроены одинаково: они имеют осевые отверстия 33, 34, 35 и 36, закрываемые редукционными клапанами 37, 38, 39 и 40 соответственно. Клапаны 37 и 38 первого золотника 26 поджаты пружинами 41 и 42 и упоры 43 и 44. В исходном положении эти клапаны закрыты.. Клапаны 39 и. 40 второго золотника 27 поджаты пружинами 45 и 46. В исходном (нейтральном) положении золотника эти клапаны открыты и пружины их свободны.

737283 Осевые отверстия обоих золотников радиaльнымVI дpocceльными отврстиями 47, 48, 49 и 50 соединены с соответствующими проточками 51, 52, 53, 54 золотников. Кроме того, упомянутые осевые отверстия соединены радиальными отверстиями 55, 56, 57 и 58 большого сечения с соответствующими щирокими проточками золотников. Золотники 26 и 27 образуют с корпусом по пять полостей: первые 59 и 60, вторые 61 и 62, третьи 63 и 64, четвертые 65 и 66 и пятые 67 и 68. Третий золотник 28 удерживается в исходном (крайнем) положении пружиной 69, воздействующей на верхний торец. Этот золотник также имеет осевые отверстия 70 и 71, закрываемые клапанами 72 и 73. Причем,клапан 73, поджатый пружиной 74, имеет упор 75 и в исходном положении закрыт, а клапан 72 с пружиной 76 в исходном положении открыт и пружина 76 его свободна. Осевое отверстие 71 радиальным дроссельным каналом 77 соединеяо-Впроточкой 78 золотника и каналом 79 с проточкой 80, а осевое отверстие 70 радиальными каналами 81, 82 и 83 соединено с соответствующими проточками 84, 85 и 86. Третий золотник 28 образует с корпусом восемь полостей: первая 87, вторая 88, третья 89, четвертая 90, пятая 91, щестая 92, седьмая 93 и восьмая 94. Упомянутые полости всех трех золотников соединены между собой узлами гидросистемы следующим образом: первые и пятые полости 59, 60, 67 и 68 первого 26 и второго 27 золотников, вторая 62 и первая 87, четвертые 66 и 90, пятая 68 и щестая 92 полости соответственно второго 27 и третьего 28 золотников сообщены между собой; вторая 61 и четвертая 65 полости первого золотника 26 сообщены с фрикционными элементами удвоителей коробки 1 передач, а третья полость 63 с перепускным клапаном 11; третья полость 64 второго золотника 27 соединена со сливом; вторая 88 и пятая 91 полобти третьего золотника 28 - с гидроуправляемыми тормозами, третья 89 и седьмая 93 полости - с напорной гидролинией насоса, а восьмая 94 полость - с каналом 23 распределителя. Торцовые полости всех трех золотников связаны со сливом каналами 95, 96, 97, 98, 99 и 100. В режиме установивщегося прямолинейного движения масло от насоса 8 поступает в канал 18 и полости 89 и 93 третьего золотника 28. Из полости 93 масло через проточку 78 золотника поступает в канал 23 распределителя 17 переключения передач, а через проточку 80 и радиальные каналы 77 и 79 в полость 92 и далее в полости 68, 60, 67 и 59, соответственно, второго золотника 27 и первого - 26, затем поступает в каналы 21 и 22 фрикционных элементов удвоителей

коробки передач. После заполнения всех полостей и гидроцилиндров фрикционных элементов избыточное количество масла направляется по каналу 24 к перепускному (напорному) клапану 11, который поддерживает во всей гидросистеме определенное рабочее давление.

Для остановки машины необходимо нажать педаль 15. При этом золотник 28 перемещается вверх. В самом начале этого перемещения напорная полость 93 золотника разобщается с проточкой 80 и -полостью 92, из которой масло поступает к фрикционным элементам удвоителя. В связи с этим в полость 92 может попасть только дозированный поток масла, поступающий через дроссельное отверстие 77. Одновременно с началом движения золотника клапан 73 отходит до упора 75, и ослабляется поджатие пружины 74. При этом дозированный поток масла, поступающий через дроссельное отверстие 77, начинает понемногу стравливаться через канал 100 на слив, и давление в осевом отверстии 71, полости клапана 72 и в соединенных с нею фрикционных элементах удвоителя понижается в соответствии с уменьщением усилия пружины 74. Когда перемещением золотника пружина полностью освободится, и давление станет равным нулю, что соответствует полному выключению обеих муфт удвоителя (правого и левого бортов), проточка 85 золотника подойдет к полости 89, и масло из нагнетательного канала 18 от насоса начнет поступать в осевое отверстие 70 золотника, а из него через каналы 81 и 83 и соответствующие проточки 84 и 86 - в полости 88 и 91, сообщающиеся с каналами 19 и 20 гидроцилиндров тормозов. Поскольку при движении золотника 28 вверх постепенно сжимается пру-; жина 76 щарикового клапана 72, то давление в осевом отверстии 70, а также в каналах 19 и 20 постепенно нарастает в соответствии с возрастанием усилия пружины, благодаря чему увеличивается тормозной момент в фрикционных элементах тормозов. Темп торможения зависит от темпа воздействия на педаль 15. Мащина останавливается.

В конце хода золотника 28 канал 23 распределителя сообщается со сливным каналом 100 и распределитель 17 коробки передач выключается.

Таким образом, при нажатии на педаль 15 силовой поток в трансмиссии прерывается в двух местах: в коробке передач и в удвоителе. Это дает возможность производить переключение в механическом отсеке коробки передач, например, включение заднего хода.

Для трогания водитель постепенно отпускает педаль 15, вследствие чего золотник под действием пружины 69 перемещается вниз.

737283

самом начале движения золотник своим HH TtHMtioWcKOMotRpbrBffeT доступ масла из нагнетательного канала 18 в канал 23, благодаря чему первым включается распределитель 17 коробки передач. ,.; .ЛЧоследующим перемещением золотник ё вйТйз производится снижение давления в каналах 19 и 20 тормозов, благодаря уйШйШМйШу сютйя Нр5Жины 76 клапана 72, и окончательное их соединение со сливом Через полости 62, 66 и 64 второго золот0 Htika 27.

- -После выключения тормозов начинается сжатйё пружинь 74 клапана 73. В потоке л йслаТ поступающем в осевое отверстие 71 череУд Уоссёльный канал 77, начинает увеличиваться давление. Поскольку этбт осевой

канал через полость 92 третьего золотника 8 и полости 68, 67, 59, 61 и 65 второго и первого золотников соединён с гйдроуправ Л15 ёйБ1Шй Муфтами удвоителя правого и левого бортов, в указанных муфтах также плавно

0 нарастает давление сжатия фрикционных элементов в соответствии с возрастанием пружины 74. Когда золотник ходом педали 15 переместится в крайнее нижнее положение, клапан 73 упрется в упор 75 и давление в упомянуть1х каналах и муфтах

5 достигнет максимального, определяемого настройкой перепускного (напорного) клапана 11. Разгон мащины заканчивается. Плавность разгона зависитот скордсТй Ш - пускания педали 15.

0Для осуществления поворота поворачивают руль 14, например вправо. При этом fdSTtJfffliTcH 26 и 27 нач-инают постепенно перемещаться вниз. В самом начале их перемещения перекрывается доступ основному ribTOKy гМсЛа Из полостей 65 и 67 первого

5 золотника в канал 24, соединенньтй сперепускным (напорным) клапаном 11, и давление в указайных поЛостйх поднимается до величины, определяемой настройкой предохранительного клапана 10. Тем самым

JJ повышается давление в гидроуправляемых

муфтах забегающего левого борта, который

остается ведущим и несет удвоенную нагруз куОтключёнйя праВОго борта.

Т Одновременно перекрывается свободный

проход масла из полости 59 в полость 61,

J сбёдийЖйую с ГВДрбуправ71яемой муфтой удвоителя правого борта. Масло туда может поступать только через дроссельное отверстие 47. V Помере перемещения золотников вниз

J усилие пружины 41 уменьшается, благодаря

чему давление в осевомотверстии 33 и

Связанных с ;ним муфтах отстающего борта

понижается, Сброс масла, при этом проис. ходит через сливной канал 95.

; ; Когда золотник 26 переместится вниз

на столько, что пружина 41 полностью освободится, давление в канале 21 муфты борта достигнёт йуля и борт :1ГОЛностью выключится. В этот момент золотник 27, перемещающийся одновременно с золотником 26, соединит свою проточку 54 с полостью 68, и масло от насоса через дроссельное отверстие 50 начнет поступать в осевое отверстие 36, из него - в полость 66 и далее к золотнику 28 в канал 19 тормоза отстающего борта. Так как этот канал еще в самом начале движения золотника был разобщен со сливной полостью 64, поэтому давление в канале тормоза возрастает по мере сжатия пружины 46. Отстающий борт затормаживается. Если требуется более плавный поворот, то руль 14 поворачивают на меньщий угол. Не доводя золотник до момента включения тормозов. В этом случае радиус поворота зависит от силы тяги на крюке. С целью уменьщенйя холостого хода руля 14 клапаны 37 и 38 имеют упоры 43 и 44, .через которые на них дйствует усилие мощных центрирующих пружин 29 и 30. Благодаря этому пружины 41 и 42 клапанов сжаты на величину, эквивалентную примерно половине рабочего давления без потери герметичности клапанов 37 и 38. Такое выполнение клапанов позволяет при малейщем повороте руля, а следовательно, и при перемещении золотника, снизить давление в муфте отстающего борта примерно вдвое. При этом давлении начинается пробуксовка фрикционных элементов, а значит, и поворот мащины. Клапан 73 также имеет упор 75, который обеспечивает поджатие пружины 74, соответствующее рабочему давлению. Герметичность этого клапана обеспечивается возвратной пружиной 69, прижимающей щарик с силой больщей, чем сила рабочего давления. Такое выполнение клапана позволяет плавно наращивать давление в каналах муфт удвоителя, на которых производится трогание, от нуля до рабочего давления, определяемого настройкой перепускного (напорного) клапана 11, и исключить утечку через клапан в установивщемся режиме движения. Формула изобретения Устройство управления гусеничного транспортного средства, содержащее педаль управления и руль, кинематически связанные с механизмом управления, гидравлически соединенным с гидронасосом, двумя управляемыми тормозами, фрикционными элементами удвоителей коробки передач транспортного средства, распределителем коробки передач транспортного средства и сливом, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и расщирения его функциональных возможностей, механизм управления выполнен в виде распределители , состоящего из корпуса, трех золотников, первые два из которых подпружинены по обоим торцам, кинематически связаны меЖДу собой И с рулем и образуют с корпусом каждый по пять полостей, а третий подпружинен с одной стороны, кинематически связан с педалью управления и образует с корпусом восемь полостей, перепускного клапана и щести редукционных клапанов, установленных в осевых сверлениях корпуса по торцам трех упомянутых золотников для перепуска рабочей жидкости по направлению к торцам золотников, причем первые и пятые полости первого и второго золотников, вторая и первая, четвертые, пятая и щестая полости соответственно второго и третьего золотников сообщены между собой, вторая и четвертая полости первого золотника сообщены с фрикционными элементами удвоителей коробки передач, а третья полость - с перепускным клапаном, третья полость второго золотника соединена со сливом, вторая и пятая полости третьего золотника - с упомянутыми управляемы.ми тормозами, третья и седьмая полости третьего золотника - с напорной гидролинией насоса, а восьмая полость третьего золотника - с распределителем коробки передач. Источники инфор.мации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 485022, кл. В 62 D 11/08, 1972 (прототип).

Похожие патенты SU737283A1

название год авторы номер документа
Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства 1978
  • Шапиро Ефим Михайлович
  • Кравченко Николай Александрович
  • Бондаренко Виталий Васильевич
SU779107A1
Устройство для управления фрикционными муфтами ступенчатой коробки передач 1973
  • Шапиро Ефим Михайлович
  • Огий Григорий Ефимович
  • Скрыпник Инна Андреевна
SU521158A1
Устройство управления трансмиссией гусеничной машины 1975
  • Левитанус Адольф Давидович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Скрыпник Инна Андреевна
  • Забелышинский Зиновий Эммануилович
  • Волошина Татьяна Борисовна
SU652017A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1975
  • Шапиро Ефим Михайлович
  • Кравченко Николай Александрович
  • Огий Григорий Ефимович
  • Скрыпник Инна Андреевна
  • Коденко Михаил Николаевич
SU575243A1
Устройство для управления фрикционными муфтами и тормозом ступенчатой коробки передач транспортного средства 1975
  • Шапиро Ефим Михайлович
  • Кравченко Николай Александрович
SU600002A1
Система управления коробки передач 1987
  • Ивлиев Константин Константинович
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Карлов Владимир Георгиевич
  • Румянцев Виктор Александрович
SU1438970A1
Система управления коробкой передач транспортного средства 1982
  • Чабан Владимир Федотович
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Бобровник Александр Иванович
SU1039750A1
Гидропривод к органам управления тормозами тракторного прицепа 1976
  • Маликов Алексей Васильевич
  • Марков Николай Михайлович
  • Коноплев Иван Федорович
SU700359A1
ГИДРОПРИВОД К ОРГАНАМ УПРАВЛЕНИЯ 1969
SU235551A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1977
  • Шапиро Ефим Михайлович
  • Кравченко Николай Александрович
  • Кальченко Борис Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
SU751671A2

Иллюстрации к изобретению SU 737 283 A1

Реферат патента 1980 года Устройство управления гусеничного транспортного средства

Формула изобретения SU 737 283 A1

SU 737 283 A1

Авторы

Левитанус Адольф Давидович

Зеликовский Леонид Михайлович

Скрыпник Инна Андреевна

Забелышинский Зиновий Эммануилович

Волошина Татьяна Борисовна

Даты

1980-05-30Публикация

1977-03-05Подача