Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства Советский патент 1978 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU602400A1

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано на грузовых автомобилях и городских автобусах для прео15разования крутящего момента двигателя и получения режима гидрозамедления.

Известна гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, вальную коробку передач, имеющую входной вал. связанный с одной сторо- ны посредством фрикционной муфты с насосным колесом гидротрансформатора/а с другой стороны посредством зубчатой муфты прямой передачи - с выходным валом и посредством зубчатой передачи - с проме куточным валом. Упомянутая фрикционная муфта расположена .внутри гидротрансформатора между его крышкой и турбинными колесами. Промежуточный вал коробки передач через зубчатые передачи связан с выходным валом, а также с турбинным колесом гидротрансформатора через муфту свободного хода и фрикционную муфту понижающих передач, расположенную между насосным колесом гидротрансформатора и коробкой передач {1 .

Однако такая трансмиссия является громоздкой, имеет большие осевые габариты и ненадежна в работе ввиду использования в «ей муфт свободного хода. Трансмиссия не

обеспечивает режим гидрозамедления. Во время вращения в разомкнутом состоянии фрикциоиной муфты, связывающей входной вал. коробки передач с наносным колесом гидротранс форматора, имеются потерн мощности.

Известна .гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, вальную коробку передач, имеющук входной вал, соединенный с одной стороны с ,насосным колесом гидротрансформатора, а с другой стороны посредством фрикционной муфты прямой передачи - с выходным валом, промежуточный вал, связанный через фрикционную муфту понижающих передач с турбинным колесом гидротрансформатора и через зубчатые передачи - с выходным валом (2.

Недостатком этой трансмиссии является рас положение фрикционной муфты прямой передачи внутри гидротрансформатора в полости, заполненной жидкостью, что приводит к большим потерям мощности при вращении ее дисков в разомкнутом состоянии.

Цель изобретения - упрощение конструкции гидромеханической трансмиссии и уменьшение потерь мощности во фрикционных муфтах Б разомкнутом их состоянии.

Для этого в гидромеханической трансмиссии транспортного средства фрикционная муфта прямой передачи расположена внутри коробки передач на конце входного вала, а фрикционная муфта понижающих передач закреплена на турбинном колесе, расположенном между насосным колесом и коробкой передач.

На чертеже показана кинематическая схема гидромеханической трансмиссии.

Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства содержит корпус 1, в котором размещены гидротрансформатор 2 и вальная коробка передач 3. Насосное колесо 4 гидротрансформатора расположено между двигателем и-турбинным колесом 5, а турбинное колесо помещено между насосным колесом 4 и коробкой передач 3. Между насосным и турбинным колесами размещен реактор 6, связанный через муфту 7 свободного хода с его валом 8, который соединен с корпусом трансмиссии.

Входной вал 9 и коробки передач 3 соединены с одной стороны с насосным колесом 4 гидротрансформатора, а с другой стороны посредством фрикционной муфты 10 прямой передачи с выходным валом М. Фрикционная муфта расположена на конце входного вала 9 внутри коробки передач. {1ромежуточный вал 12 коробки передач 3 связан посредством фрикционной муфты 13 понижающих передач и шестерен 14 и 15 с турбинным колесом 5. На этом колесе закреплена своим корпусом фрикционная муфта 13, установленная Так же, как и щестерня 14 привода промежуточного вала 12 «на валу 8 реактора гидротрансформатора. Вал 12 с помощью щестерен Ш, 17, 18 и 19, закрепленных на нем, связан с выходным валом П. На выходном валу свободна установлены шестерни 20, 21 и 22, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 16, 17 и 18, а также щестерня 23, связанная через паразитную щестерню передачи заднего хода (на чертеже не показана) с шестерней 19.

Для связи щестерен 20, 21, 22 и 23 с валом П, при включении передач в трансмиссии,-служат муфты 24 и 25.

Нейтральное положение в гидромеханичеслой трансмиссии обеспечивается при выключении фрикционных муфт 10 и 13.

При включении Е ервой передачи щестерню 22 соединяют с выходным валом 11 муфтой 24, после чего включают фрикционную м.уфту 13. На первой передаче крутящий момент двигателя через входной вал 9 передается насосному колесу 4 и далее гидравлическим путем подводится к турбинному колесу 5 гидротрансформатора 2. От турбинного колеса 5 крутящий момент через включенную фрикционную муфту 13 понижающих передач подводится к щестернё 14, а затем через щестерню 15 передается промежуточному валу 12. С помощью шестерни 18 промежуточный вал приводит во вращение шестерню 22 первой передачи и выходной вал 11 коробки передач.

При переключении на другую передачу переднего или заднего хода (за исключением прямой передачи) выключают фрикционную муфту 13. После этого муфтой 24 или 25 соединяют с нь:ходнь м валом i 1 одну нз шестерен 20, 21 или 23. Когда включение муфты (24 или 25) будет закончено, вновь замыкают фрикционную муфту 13.

Передача крутящего момента от двигателя к промежуточному валу 12 на всех передачах переднего и заднего хода (за исключением прямой передачи) происходит так же, как и иа первой передаче. От промежуточного вала крутящий момент, в зависимости от включенной передачи, передается через щестерню 16, 17 или 19 к одной из щестерен 20, 21 или 23 и далее к выходному валу II коробки передач 3.

Прямую передачу включают фрикционной муфтой iO, соединяющей входной вал 9 с выходным зало, II.

Режим гидрозамедления получают на любой понижающей передаче при одновременном включении фрикционных муфт 10 и 13.

На данном режиме в гидротраЕ1сформаторе 2 устанавливается обратный режим, на котором турбинное колесо 5, враахаясь быстрее насосного колеса 4, играет роль ведущего лопастного колеса. Направление крутящего момента на турбинном колесе в связи с этим изменяется на противоположное по сравнению с тяговым режимом

Величина тормозного момента на турбинном колесе зависит от передаточного отношения в гидротрансформаторе, которое, в свою очередь, определяется передаточным числом включенной передачи. С увеличением передаточного числа передачи возрастает и величина .тормозного момента на турбинном колесе. Одновременно сохраняется возможность торможения с помощью двигателя, так как выходной вал 11 через фрикционную муфту 10 и вал 9 связан с его коленчатым валом.

Таким образом, в предлагаемой гидромеханической трансмиссии транспортного средства обе ее фрикционные муфты размещены вне внутренней полости гидротрансформатора, поэтому уменьшаются потери мощности вращении этих муфт в разомкнутом состоянии. Компактность гидромеханической трансмиссии обеспечивается тем, что расположение фрикционных муфт не требует дополнительного места.

Формула изобретения

Гидромеханическая трансмиссия транспорт ного средства, содержащая гидротрансформатор, вальну-ю коробку передач, имеющую входной вал, соединенный с одной стороны с насосным колесом гидротрансформатора, а с другой стороны посредством фрикционной муфты прямой передачи - с выходным валом, промежуточный вал, связанный через фрикционную муфту понижающих передач с турбинным колесом гидротрансформатора и через зубчатые передачи - с выходным валом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения потерь мощности во фрикциойных муфтах в разомкнутом их состоянии, фрикционная муфта прямой передачи расположена

внутри коробки передач на конце входного вала, а фрикционная муфта понижающих передач закреплена на турбннном колесе, расположенном между насосным колесом н коробкой передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Патент США № 2197950, кл. 74.730, 1959.

2.Авторское свидетельство СССР ЛГв 178693, кл. В 60 К 17/10, 1%3.

Похожие патенты SU602400A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая передача транспортного средства 1982
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
SU1030213A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1974
  • Кондрашкин Александр Семенович
SU647152A1
Гидромеханическая передача 1958
  • Гапоян Д.Т.
  • Курзель И.А.
SU118289A1
Гидромеханическая трансмиссия 1973
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
  • Мазалов Николай Дмитриевич
SU526534A1
Гидромеханическая передача 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1136972A1
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU680923A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПУТЕВОЙ МАШИНЫ 2012
  • Исаев Олег Львович
RU2500939C1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1978
  • Сафонов Андрей Иванович
  • Магденко Анатолий Афанасьевич
  • Лопаткин Василий Лукьянович
SU1079478A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Зыков Е.А.
  • Жебелев К.С.
  • Мокин В.В.
  • Печенкин В.А.
  • Семенов А.Г.
  • Сухоруков А.К.
  • Шелест Л.А.
RU2137619C1
Трансмиссия транспортного средства с конической главной передачей и межколесным дифференциалом /ее варианты/ 1983
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Шаколин Владимир Николаевич
  • Кочергин Валерий Иванович
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Митин Борис Ефимович
  • Иванов Эраст Иванович
  • Митяев Альберт Федорович
  • Ковалев Алексей Филиппович
SU1252198A1

Реферат патента 1978 года Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

Формула изобретения SU 602 400 A1

t-rr-7

а j

SU 602 400 A1

Авторы

Выборнов Эдуард Петрович

Есеновский-Лашков Юрий Константинович

Мазалов Николай Дмитриевич

Гируцкий Ольгерт Иванович

Даты

1978-04-15Публикация

1975-10-02Подача