Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств.
Известна гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор, связанный турбинным колесом с ведущим валом механического многоступенчатого редуктора, на котором установлены косозубые шестерни постоянно сцепленные с зубчатыми колесами промежуточного вала , связанного через зубчатую передачу с выходным валом, причем механический редуктор снабжен фрикционными муфтами, соединяющими ведущий вал с установленными на ней шестернями и выходным валом 1 .
Недостатком конструкции является отсутствие в ней повышающей передачи.
Известна также гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая гидротрансформатор и последовательно установленную коробку передач, включающую входной вал, на котором установлены ведущая шестерня первой передачи и ведущая шестерня второй передачи, взаимодействующая с входным валом при помощи фрикцион-а второй передачи, промежуточный вал, на котором установлены ведомые шестерни первой и второй передачи и ведущие шестерни передач переднего и заднего ходов, а также выходной вал, взаимодействующий с входным валом при помощи фрикциона прямой передачи и имеющего ведомые шестерни передач переднего и заднего ходов 2.
Недостаток известной гидромеханической передачи заключается в том, что Она не имеет повышающей передачи, которая обеспечивает существенное уменьшение расхода топлива.
Цель изобретения - расширение кинематического диапазона путем получения дополнительнрй повышающей передачи без увеличения количества элементов коробки передач.
Указанная цель достигается тем, что в гидромеханической передаче транспортного средства, содержащей гидротрансформатор и последовательно установленную коробку передач, включающую входной вал, на котором установлены ведущая шестерня первой передачи и ведушая шестерня второй передачи, взаимодействующая с входным валом при помощи фрикциона второй передачи, промежуточный вал, на котором установлены ведомые щестерни первой и второй передач и ведущие щестерни передач переднего и заднего ходов, а также выходной вал, взаимодействующий с входным валом при помощи фрикциона прямой передачи и имеющий ведомые шестерни передач переднего и заднего ходов, ведущая шестерня первой передачи и ведомая шестерня передачи переднего хода выполнены с муфтами свободного хода, посредством которых указанные щестерни связаны соответственно
с входным и выходными валами, а ведущая щестерня первой передачи выполнена со ступицей, на которой установлены ведущие диски фрикциона прямой передачи.
На чертеже представлена схема гидромеханической передачи.
Гидромеханическая передача состоит
из гидротрансформатора 1, с которого кру(ТЯШ.Ш момент передается на входной вал 2
0 коробки передач, на котором установлена ведушая шестерня 3 первой передачи и ведущая шестерня 4 второй передачи, соединяемая с входным валом 2 фрикционном 5 вторрй передачи. На промежуточном валу 6 и выходному валу 7 установлены ведомая
шестерня 8 первой передачи, ведомая шестерня 9 второй передачи и ведущие шестерни 10 и 11 передач переднего и заднего ходов, которые сцеплены соответственно с ведомой шестерней 12 передач переднего
Q хода и шестерней 13 через промежуточную шестерню 14 передачи заднего хода. Шестерни 12 и 13 связываются с выходным валом 7 через зубчатую муфту 15. На выходном валу устанавливается гидрозамедлитель 16. Ведущая шестерня первой передачи 3 связана с входным валом 2 через муфту 17 свободного хода, а через ступицу 18 ведущей шестерни 3 первой передачи, на которой установлены ведущие диски фрикциона 19 прямой передачи, - с выходным валом 7.
0 Передача крутящего момента с ведомой щестерней 12 к зубчатой муфте 15 осуществляется через муфту свободного хода 20. Гидромеханическая передача имеет четыре передачи переднего хода (у аналога и прототипа только три) и две передачи заднего
5 хода. На первой передаче крутящий момент от гидротрансформатора 1 к выходному валу 7 проходит через входной вал 2, муфту 17 свободного хода, ведущую щестерню 3 первой передачи, ведомую щестерню 8 первой передачи, промежуточный вал 6, ведущую щестерню 10 передач переднего хода, ведомую щестерню 12 передач переднего хода,муфту 20 свободного хода и зубчатую муфту 15.
На второй передаче .включается фрикцион 5 второй передачи. Крутящий момент от гидротрансформатора 1 через входной вал 2 и включенный фрикцион 5 передается через щестерни 4 и 9 на промежуточный вал 6 и далее по той же кинематической цепи, как и на первой передаче, к выходному
Q валу 7. Муфта свободного хода 17 при этом отключает щестерню 3 от вала 2.
На третьей (прямой) передаче включается фрикцион 19 прямой передачи (фрикцион 5 при этом выключен). Крутящий момент от гидротрансформатора 1 передается
5 через входной вал 2, муфту 17 свободного хода, ступицу 18 ведущей щестерни первой передачи и включенный фрикцион 19 прямой передачи на выходной вал 7. Муфта 20
свободного хода при этом разъединяет шестерню 12 от выходного вала 7. .
На четвертой (повышающей) передаче включаются фрикционы 5 и 19 и ликвидируются потери мощности в дисках фрикционов. Крутящий момент от гидротрансформатора 1 передается через входной вал 2, включенный фрикцион 5 второй передачи, щестерни 4 и 9, про1 1ежуточный вал 6 и щестерню 8 на щестерню 3, которая получает более быстрое вращение, чем входной вал 2, так как передаточное число между шестернями 8 и 3 первой передачи больше, чем между шестернями 9 и 4 второй передчаи, и муфтой 17 свободного хода отключается от входного вала 2. С шестерни 3 крутящий момент через ступицу 18 и включенный фрикцион 19 прямой передачи передается на выходной вал 7, который, как и шестерня 3, начинает вращаться с большими оборотами, чем входной вал 2. Имитация торможения двигателем на передачах переднего хода осуществляется гидрозамедлителем 16.
На передачах заднего хода зубчатая муфта 15 перемещается из правого крайнего положения в левое крайнее положение - и соединяет шестерню 13 заднего хода с выходным валом 7.
Крутящий момент при этом передается либо, как на первой передаче, через муфту 17 свободного хода и шестерни 3 и 8, либо, как на второй передаче, - через включенный фрикцион 5 и шестерни 4 .и 9 на промежуточный вал 6 и далее через щестерни 11, 14, 13, зубчатую муфту 15 - на выходной вал 7.
Изобретение позволяет без увеличения количества шестерен, фрикционов и муфт свободного хода получить дополнительную повыщающую передачу, что позволяет снизить расход топлива, так как за счет повышающей передачи обороты двигателя при движении с определенной скоростью существенно-ниже, чем при движении с такой же скоростью на прямой передаче, а также за счет того, что уменьшены внутренние потери мощности на повышающей передаче (включены оба фрикциона).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая трансмиссия | 1973 |
|
SU526534A1 |
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства | 1977 |
|
SU680923A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1974 |
|
SU647152A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU602400A1 |
Гидромеханическая передача | 1958 |
|
SU118289A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2137619C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПУТЕВОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2500939C1 |
Двухступенчатая гидромеханическая реверсивная коробка передач | 1980 |
|
SU1041323A1 |
Реверс-редуктор самоходной машины | 1987 |
|
SU1458255A1 |
Гидромеханическая передача для транспортного средства | 1973 |
|
SU527311A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидротрансформатор и последовательно установленную ксфобку передач, включающую входной вал, на котором установлены ведущая щестерня первой передачи и ведущая щестерня второй передачи, взаимодействующая с входным валом при помощи фрикциона второй передачи,промежуточный вал, на котором установлены ведо-i мые щестерни первой и второй передач и ведущие щестерни передач переднего и заднего ходов, а также выходной вал, взаимодействующий с входным валом при помощи фрикциона прямой передачи и имеющий ведомые щестерни передач переднего и заднего ходов, отличающаяся тем, что, с целью расщирения кинематического диапазона путем получения дополнительной повыщающей передачи без увеличения количества элементов коробки передач,ведущая щестер«я первой передачи и ведомая щестерня передачи переднего хода выполнены с муфтами свободного хода, посредством которых указанные щестерни связаны соответственно с входным и выходными валами, а ведущая щестерня первой передачи выполнена со ступицей, на которой установлены ведущие диски фрикциона прямой передачи.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Гидромеханическая передача | 1974 |
|
SU547578A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1974 |
|
SU647152A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1983-07-23—Публикация
1982-03-24—Подача