Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов, передающих большие крутящие моменты при значительных взаимных смещениях соединяемых Всшов и частом реверсировании.
По основному авт. св. 868176 известйа упруго центробежная.муфта, содержащая две полумуфты, выполненные в виде ступиц с хвостовиками, соединенные с ними с помощью прижимных элементов упругие кольца, выполненные в виде винтовых цилиндрических пружин.
На кольцах между хвостовиками диаметрально противоположно закреплены четыре центробежных груза, на которые установлена крестовина, ограничивающая их перемещения при расцентровке l .
Недостатком такой муфты являются ограниченные компенсирующие свойства при расцентровках, так как при смещении валов оси эллипсов упругого кольца и оси крестовины не совпадают. Грузы, перемещаясь в пазах жесткой крестовины, оказывают дополнительные давления на них, что вызывает напряжения в упругих кольцах и, как следствие, нагружает опорные
подшипники валов, ухудшает вибрьизоляционные свойства муфты. Все это ограничивает срок службы муфты и ее надежность.
Цель изобретения - повышение надежности .
Поставленная цель достигается тем, что в упруго центробежной , содержащей две полумуфты, выпол10ненные в виде ступиц с хвостовиками, пружинные кольца, соединенные с полумуфтаьда при помощи прижимных элементов, центробежные грузы и ограничитель деформации, выполненный
15 в виде крестовины с пазами, размещенный между полумуфтами, при этом центробежные грузы установлены в пазах ограничителя деформации, планки крестовины по оси муфты щарнирно
20 связаны между собой.
На фиг. 1 изображена упруго центробежная муфта, общий вид; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.
Муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт, представляющих собой ступицы, каждая из которых имеет два противоположно направленных хвостовика. Оси хвостовиков каждой из ступиц полумуфт расположены
30 под прякым углом относительно друг друга. К концам хвостовиков с помощью прижимных элементов, выполненных в виде набора стягиваемых шайб и гаек 4 оси 5, присоединены пружинные кольца 7 круглого сечения. Центробежные грузы 8-11, также выполнены в виде набора шайб 3, стянутых на оси 6 гайками 4, между которыми расположены витки пружинных колец 7. Грузы 8-11 щарнирно соединены с крестовиной 12 с помощью выполнен,ных на ее концах пазов, в которые вставляются шайбы 3. Грузы 8-11 име ют возможность перемещаться в радиальном направлении в пазы крестовины 12. Крестовина 12 состоит из двух гшанок,шарнирно посаженных на ось 13, расположенную по оси муфты. Муфта работает следующим образом В статическом положении хвостови ки ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт расположены перпендикулярно друг к другу и проекции пружинных колец 7 с торца представляют идеальные окру ности . При воздействии крутящего момента ведущая полумуфта 1 поворачивается относительно ведомой 2 в Направлении вращения, концентрические пружинные кольца 7, деформируясь, принимают формы близкие к элли соидальным, при этом большие и малы полуоси эллипсов расположены в плос костях закрепления грузов 8-11 с кольцами 7, а также на оси пазов Kp товины 12, в которые шарнирно установлены эти грузы. В связи с дефс мацией пружинных колец два груза стремятся приблизит ся к оси вращения, а два других уда ляются от нее. Движение грузов обуславливается направлением движения. Под действием центробежных сил в грузы воздействуют на упругое кольцо 7 . В случае вращения по часовой стрелке ведущей полумуфты под действием номинального крутящего момен и оборотов грузы 9 и 11 упрутся в дальние от центра конщл пазов крес- , товины, а грузы 8 и 10, препятствуя повороту муфт относительно друг друга под действием центробежных сил, будут препятствовать развороту полумуфт относительно друг друга. Хотя крутящий момент приблизит их к оси вращения, эти упруго подвешенные грузы, не прижатые к концам пазов, могут локализировать крутильные колебания в соответствующей полумуфте. Естественно, что при изменении направления вращения грузы меняются ролями, муфта является симметрично реверсивной. При расцентровке валов оси эллипса и направление движения грузов не совпадают (что приводит к ограничению движения грузов в пазах жесткой крестовины, а,как следствие, вызывает дополнительные напряжения в упругом кольце, нагружает опорные подшипники валопровода, ухудшает виброизоляционные свойства муфт), поэтому возможност,ь поворота планок крестовины 12 вокруг своей оси 13 позволяет выбрать грузам такое направЪение движения, где препятствующие передвижению грузов 8-11 силы будут минимальными. Это обеспечивает разгрузку упругого кольца, повышает компенсирующие свойства муфт и ее срок службы. Формула изобретения Упруго центробежная муфта по авт. св. № 868176, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, планки крестовины по оси муфты шарнирно св 1заны между собой. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 868176, .кл. F 16 D 43/14, 1979 (прототип).
s
фуг. f
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Упруго-центробежная муфта | 1979 |
|
SU868176A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1979 |
|
SU838144A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1981 |
|
SU979746A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1975 |
|
SU542043A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1978 |
|
SU700717A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1979 |
|
SU804920A2 |
Упруго-центробежная муфта | 1974 |
|
SU496397A1 |
УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU372389A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1978 |
|
SU830050A1 |
Упруго-центробежная муфта | 1977 |
|
SU641207A2 |
Авторы
Даты
1982-09-07—Публикация
1981-02-04—Подача