1
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к их гидромеханическим передачам.
iisBecTHa гидромеханическая передача, соцержащая гидрОтрансфарматор, связанный турбинным колесом с ведущим валом механического многоступенчатого редуктора, на котором установлены косозубые шестерни, постоянно сцепленные с зубчатыми колесами промежуточного вала, связанного через зубчатую перэдачу ;. выходным валом, причем механический редуктор снабжен фрикционными (у.уфтами, соединяющими ведущий вал с установленными на нем шестернями и выходным вачом ij .
Недс-статок этой гидромеханической передачи заключается в. том, что при переходе с одной передачи на другую, кроме перехода с первой на вторую, требуется осуществлять перекрытие между переключаемыми фриЕшонами. что усложннет управление. Применение на цервой передаче муфты свободного хода усложняет конструкцию и увеличн- вает размеры гидропередачи.
Цель изобретение - упрощение управления передачей.
Для этого передача снабжена резьбовыми втулками, жестко установленными на промежуточном валу и вьшолненными с упорами, зубчатые колеса установлены на резьбовых втулках, связаны с ними резьбой и вьшолне- Еы также с упорами, взаимодействующими с упорами втулок.
На фиг. 1 показана схема гидромеханической передачи при включении первой передачи; на фиг. 2 - шестерни первой и второй передач промежуточного вала в выключенном состоянии.
Гидромеханическая передача состоит из гидротрансформатора 1, турбинное колесо 2 которого связано с ведущим валом 3 механического многоступенчатого редуктора 4. На валу 3 установлены косозубые шестерни 5 и 6, постоянно сцепленные с зубчатыми колесами 7 и 8 промежуточного вала 9, который через шестерни 10 и 11 соединяется с выходным валом 12 при помощи зубчатой муфты 13. Шестерни для обеспечения заднего хода, включение которогообеспечивается муфгой 13. Шестерня 6 соединяется с ведущим валом 3 фрикционной муфтой 17. Фрикционная муфта 18 соединяет вал 3 с валом 12.
На валу 9 жестко установлены резьбовые втулки 19 и 20, выполненные с упорами 21 и 22, которые взаимодействуют с упорами 23 и 24 соответственно колес 7 и 8, установленных на втулках 19 и 20 с возможностью ограниченного перемещения.
Гидромеханическая передача работает следующим образом.
При движении вперед муфта 13 соединяет шестерню 11 с валом 12.
На первой передаче переднего хода муфты 17 и 18 разомкнуты. Крутящий момент от гидротрансформатора 1 через колесо 2 передается валу 3, далее на шестерню 5, колесо 7, которое закручивается на втулку 19 до взаимодействия упоров 21 и 23.
После закрутки колеса 7 крутящий момент передается через втулку 19 на вал 9 и далее через шестерни 10, 11 и муфту 13 на вал 12.
При переходе на вторую передачу муфта 17 замыкается и буксует до тех пор, пока колесо 7 не выйдет из взаимодействия с втулкой 19, а колесо 8 не закрутится на втулку 20 до взаимодействия упоров 22 и 24. Крутящий момент передается с вала Ci через шестерню 6 и колесо 8, втулку 20, вал 9, шестерни 10 и 11, муфту 13 на вал 12.
При переходе на третью передачу муфта 17 разомкнется, а муфта 18 замыкается и буксует до тех пор пока колесо 8 не выйдет из взаимодействия с втулкой 2О. Крутящий момент передается с вала 3 через муфту 18 на вал 12. При этом вал 9 вращается за счет связи с выходным валом через муфту 13, шестерни 11 и 10 с большей скоростью, чем на первой и второй передачах а колеса 7 и 8 в результате этого находятся в вывинченном состоянии и не взаимодействуют с втулками 19 и 20.
Задний ход получается соединением шестеррни 16 с валом 12 муфтой 13, при этом шестерня 11 отсоединяется от вала 12.
Две передачи заднего хода получаются также как и две первые передачи переднего хода, при этом вал 9 соединяется с валом 12 шестернями 14, 15, 16 и муфтой 13.
Предлагаемая схема гидромеханической передачи позволяет иметь и большее количество передач введением пар косозубых колес, одни из которых установлены на валу 3, а другие связаны с валом 9 через рюзьбовую втулку, аналогичную втулкам 19 и 20.
Благодаря наличию резьбовых втулок с упорами, взаимодействующими с упорами зубчатых колес, исключается необходимость в обгонных муфтах и в перекрытии при переключении фрикционных муфт, что упрощает управление передачей.
Формула изобретения
Гидромеханическая передача, содержащая гидротрансформатор, связанный турбинным колесом с ведущим валом механического мнгоступенчатого редуктора, на котором установлены косозубые шестерни, постоянно сцепленные с зубчатыми колесами промежутчного вала, связанного через зубчатую передачу с выходным валом, причем механический редуктор снабжен фрикционными муфтами, соединяющими ведущий вал с установленными на ней шестернями и выходным валом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления передачей, она снабжена резьбовыми втулками, жестко установленными на промежуточном валу и Выполненными с зтюрами, зубчатые колеса установлены на резьбовых втулках, связаны с ними резьбой и вьшолнены также с упорами, взаимодействующими с упорами втулок.
.Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1, Авторское свидетельство СССР № 118366, М.Кл. В 60 К 17/10, 1958г. (прототип).
N
8
Ф(г.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1030213A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1974 |
|
SU647152A1 |
Гидромеханическая трансмиссия | 1973 |
|
SU526534A1 |
Гидромеханическая передача | 1960 |
|
SU151202A1 |
Гидромеханическая передача | 1958 |
|
SU118289A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU602400A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПУТЕВОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2500939C1 |
Гидромеханическая передача | 1989 |
|
SU1652117A1 |
Гидромеханическая передача | 1982 |
|
SU1047740A2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU645863A1 |
Авторы
Даты
1977-02-25—Публикация
1974-01-28—Подача