(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ
пуса 1 которого расположен вал 2 с центробежными грузами 3. Вал 2 имеет привод от двигателя транспортиой машины, наиример, при помощи ш.кива 4. Грузы 3 упираются в шток 5, имеюш,ий возможность осевого перемеш,вния внутри вала 2.
К корпусу 1 центробежного регулятора нрпкреплен кор.пус электромагнита 6. Внутри корпуса электромагнита 6 установлена катушка с обмоткой 7. Якорь 8 электромагнита 6 нрижат нластинчатой пружиной 9 к корпусу 10 подпрул инениого клапана И золотникового типа.
Клапан 11 имеет в средней части кольцевую проточку 12. Внутри (Клапана И выполнен канал 13, соединяюш,ий проточку 12 с полостью, в которой расположена пружина 14 клапана. К корпусу клапана, соосно с ним, прикреплен цилиндр 15, внутри которого находится поршень 16. Поршень 16 прижат к корпусу 10. пружиной 17, усилие которой больше, чем усилие пружины 14.
Между што«ом 5 и клапаном 11, внутри якоря 8, расположен толкатель 18, центрируемый по корпусу электромагнита и корпусу клапана. Толкатель 18 имеет возможность осевого перемеш,ения.
Впутри толкателя 18 расположен его шток 19, также имеющий возможность осевого перемещения и поджатый предварительно сдеформированной пружиной 20. Усилие пружины 20 больше усилия пружины 14 клапана.
Устройство содержит бак 21 с жидкостью, связанный трубопроводом с источнн:ко:м давления, например насосом 22, приводимым от двигателя машины ц соединенным каналом 23 с корпусом 10 клапана. Параллельно насосу 22 установлен ограничительный клапан 24.
Корпус клапана 11 соединен также трубопроводом 25 с баком 21 и трубопроводом 26 с исполнительным сервоцилипдром 27, управляющим фри кцнонным сцеплением 28 нормально разомкнутого типа.
Обмотка электромагнита соединена с аккумулятором 29 и рычагом переключения сгупеней 30 в коробке передач транспортной машины. В рукоятке рычага переключения ступеней 30 расположен электрический выключатель, автоматически срабатывающий при прнложении усилия к рукоятке рычага переключения ступеней.
В устройстве предусмотрен термостат 31 (см. фиг. 2), например, с твердым наполнителем, имеющий подвижный шток 32, неремещаемый iB осевом направлении при изменении температуры. В шток 32 термостата 31 упирается пружина 14 клапаца 11 и возвратная пружина 33 штока термостата.
Устройство работает следующим образом.
При увеличении угловой скорости вращения коленчатого вала двпгателя и соответственно скорости вращения вала 2 центробежного регулятора сила воздействия грузов 3 на шток 5 возрастает. Шток 5 центробежного регулятора воздействует на щток 19 толкателя 18.
Благодаря предварительно сжатой пружине 20 это усилие передается на подпружиненный клапан 11. Клапан И перемещается вправо н частично сл имает пружину 14. Связь исполнительного серщоцилиндра 27 с ба-ком 21 через трубопровод 25 прекращается, и исполнительный сервоцилиидр 27 начииает соединяться с насосом 22. По мере увеличения давления в трубопроводе 26 благодаря каналу 13 обратной связи увеличивается давление и в иолости расположения пружины 14. Указанное давление, действуя справа на клапан 11, устанавливает его в таком положении, при котором сила дейстВИЯ слева со стороны тол1кателя 18 будет уравновешена силой на справа.
Одновременно давление будет повышаться и в исполнительном сервоцилиндре 27. Исполнительный сервоцилиндр 27 передает усилие
на рычаг фрикционного сцепления 28 и частично включает сцепление.
При дальнейщем увеличении угловой скорости вала двигателя соответственно будет увеличиваться давление в исполнительном сервоцилиндре 27.
Таким образом, центробежный регулятор совместно с клапаном 11 работает как регулятор давления, у которого входной величиной является угловая скорость вращения вала
двигателя транспортной мащины.
Поскольку крутящий момент трения в сцеплении зависит от давлеиия в исполнительном сервоцилиидре 27, то он будет регулироваться от изменения угловой скорости вала двигателя транспортной мащины.
Описанный процесс увеличения крутящего момента трения в сцеплении обеспечивает трогание и разгон траиснортной мащины.
Наличие порщня 16, подпружиненного относительно корпуса цилиндра 15, позволяет при
малых угловых скоростях вала 2 получить
увеличение изменения давления -в исполнительиом сервоцилиндре 27.
Благодаря тому, что канал 13 обратной связи имеет малое проходное сечение, а порщень 16 связан с цилиндром 15 через пружину 17, в переходных процессах включения сцепления, происходящих при трогании транспортной машины, изменение давления в полости расположения пружины 14 происходит с некоторым запаздыванием. Это ведет к тому, что в переходных режимах включения сцепления клапан 11 больще открывается, улучшая динамические характеристики устройства.
При прогреве двигателя транспортной машины обороты холостого хода у него возрастают. Это приводит к увеличению давления в исполнительном сервоцилиндре 27. Поэтому при включении низшей ступени в коробке передач и отпущенной иедали привода дросселя транспортная машина начинает «ползти, что нежелательно.
Термостат 31 позволяет при нагреве устройства, происходящего одновременно с прогревом двигателя транспортной машииы, дополнительно сжимать пружину 14 1:лалана 11 и, следовательно, корректировать начало включения сцепления.
Фора1ула изобретения
1. Устройство для управления сцеплением транснортной маншны по авт. св. № 230650, отличаю щ е е с я тем, что, с целью улучшения его статических и дннамических характеристик, соосно клаиану установлен цнлпндр с
подпружиненным поршнем, взаимодействуюHUIM с И)ужнной клапана.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в цилин.з;ре размеи еп термостат со штоком, взаимодействуюишм с пружиной клапана.
Источник информации, прииятый во впимаиие ири экснертизс:
1. Авт. св. До 230650, кл. В GOk 23/02. 1962 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУФТОЙ СЦЕПЛЕНИЯ АВТОЛгОБИЛЯ | 1971 |
|
SU289696A1 |
Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автомобиля | 1974 |
|
SU512086A2 |
Устройство для автоматического управления муфтой сцепления автомобиля | 1973 |
|
SU506523A2 |
Устройство для управления сцеплением транспортного средства | 1978 |
|
SU765040A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1414670A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧАМИ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2294847C2 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1975 |
|
SU596493A1 |
Устройство для управления фрикционным сцеплением транспортного средства | 1983 |
|
SU1131688A1 |
Гидравлический привод тормозов транспортного средства | 1970 |
|
SU476201A1 |
Устройство для управления фрикционным сцеплением транспортного средства | 1986 |
|
SU1350052A1 |
Ь /
Авторы
Даты
1977-02-28—Публикация
1972-05-22—Подача