Автоматическая прогрессивная передача Советский патент 1939 года по МПК B60K17/06 F16H33/12 

Описание патента на изобретение SU55072A1

Изобретение относится к прогрессивным передачам, у которых ведомый элемент расположен эксцентрично по отношению к ведущему элементу и сопряжен при помощи серег и храповых приспособлений с неподвижными упорами, расположенными концентрично с ведущим элементом и обеспечивающими вращение ведомого элемента лишь в одном направлении и притом с угловой скоростью, изменяющейся от нуля до определенного положительного значения в зависимости от эксцентриситета взаимного смещения ведущего и ведомого элементов.

Известны такого рода передачи, у которых изменение эксцентриситета взаимного смещения ведущего и ведомого элементов осуществляется автоматически, в зависимости от нагрузки на ведомом элементе. Однако, известные уже в таких передачах механизмы для изменения эксцентриситета являются сложными и не вполне надежными.

В передаче, согласно изобретению, ведомый элемент поворотно монтирован на плече, качающемся около опоры на ведущем элементе и находящемся под действием на него с

одной стороны пружины, а с другой- центробежной силы груза, связанного с тем же плечом, причем центр тяжести груза не совпадает с опорой качающегося плеча, расположенной на торце ведущего элемента эксцентрично последнему.

На чертеже фиг. 1 изображает осевой разрез передачи; фиг. 2 - разрез передачи по линии АВ на фиг. 1; фиг. 3 - разрез по линии CD на фиг. 1; фиг. 4 - приспособление для реверсирования передачи.

Корпус коробки сконструирован с возможностью установки его на двигатель гусеничного трактора, производимого на ХТЗ и СТЗ, и крепится болтами к задней стенке картера двигателя. Ведущий вал 1 посредством шлицев соединяется с маховиком двигателя. Внутрь вала / вставлен сердечник 9, а снаружи надета муфта 6. Шпилька 8 ввинчивается через отверстия в муфте 6 и прорезы вала / в сердечник Р и этим самым соединяет муфту 6 и сердечник 9 в одно целое. Хомут 7 состоит из двух частей, которые скрепляются болтами в верхней и нижней части. Рычаг 5 в нижней части заканчивается вилкой, которая соединяется с пальцами хомута 7.

в диске, связанном с валом /, имеется эксцентрично расположенная выточка, 8 которой помещен груз 12. Цапфа 39, монтированная на диске ведущего вала .эксцентрично с последним, служит опорой для груза 12.

Подпятник // нажимает на хвостовик 25 груза 12 под действием пружины 10, упирающейся в буртик 26 стержня, одним концом свободно вставленного в хвостовик подпятника, а другим ввинченного в опору 27, посредством двух цапф 28, монтированную в диске вала /ив крышке 20.

Таким образом пружина 10 с подпятником/7 всегда будет стремиться повернуть груз на цапфе 39 и сместить его хвостовик 25 в положение эксцентрическое относительно ведущего вала /.

Сердечник 9 ограничивает эксцентричность хвостовика 25 груза посредством воздействия своего клиновидного конца на такой же конец пальца 40, монтированного внутри хвостовика 25.

Таким образом положение сердечника 9 определяет величину эксцентричности пальца 40. Для управления сердечником 9 служит обычный для коробок скоростей рычаг 5.

На пальце 40 хвостовика 25 груза 12 сидит втулка 13, в фланцах которой предусмотрены четыре отверстия 14, смещенные относительно друг друга на 90°.

В этих отверстиях смонтированы цапфы 31, несущие серьги 30, сочлененные с цапфами 29 башмаков 53, помещенных в кольцевую направляющую корпуса 22, обеспечивающую возможность движения башмаков 55 лишь в одном нааравлении.

Когда оси ведущего вала / и пальца 40 совпадают, ведомый вал 17, несмотря на вращение вала /, вращаться не будет, так как палец 40 будет поворачиваться во втулке 13, не нарушая ее покоя. Если пальцу 40 дать возможность принять эксцентрическое положение по отношению вала /, он поведет за собой втулку 13, и последняя, встречая на своем пути препятствие поочередно со стороны

башмаков 53, будет вращаться вокруг своей оси.

Втулка 13 имеет вилку, которая через крестовину 15 соединяется с вилкой ведомого вала 17. Скорость вращения ведомого вала зависит от величины эксцентриситета пальца 40 по отношению вала /.

В случае перегрузки двигателя пружина 10 сжимается, эксцентричность положения пальца 40 уменьшается, отчего уменьшается угловая скорость ведомого вала, независимо от положения рычага 5.

В случае пробуксовывания башмаков возможно применение специальных заклинивающих роликов 35, вставленных в специальные прорезы Зо башмаков.

Для возможности реверсирования передачи ведомый вал 17 осуществлен в виде втулки 41, монтированной в подшипнике 47, который сидит в корпусе 44. На втулке 41 свободно на шлицах сидит шестерня 42, которая посредством вилки может перемещаться из положения, показанного на чертеже, в положение сцепления с колесом 4о и этим самым менять направление вращения вала 45, который и будет передавать вращение, например, ведущим колесам повозки.

Колеса 43 и 46 представляют собой одно целое, жестко насаженное на шлицы вала 45. Колеса 43 и 46 монтированы в подшипнике 50, который сидит в гнезде крышки 51. Вал 45 своим хвостовиком свободно входит во втулку 41. Таким образом при сцеплении шестерни 42 с колесом 46 они будут представлять собой кулачковую муфту, и ведомый вал 45 будет вращаться со скоростью и направлением вращения втулки 41, представляя собой одно целое. В это же время колесо 43 будет вхолостую вращать паразитную шестерню 52 (которых может быть до трех штук). Когда шестерня 42 сцеплена с паразитными шестернями 52, последние будут вращать колесо 43 и вал 45 в обратном направлении по отношению к шестерне 42. Переключение шестерни 42 следует производить при нейтральном положении рычага коробки скоростей педалью при помощи ноги водителя.

В устройстве для реверсирования колеса 43 и 46 могут быть ведущими, а шестерня 42-ведомой.

Предмет изобретения.

1. Автоматическая прогрессивная передача, заключающая в себе ведомый элемент, обладающий возможностью радиального смещения относительно оси ведущего вала и сопряженный посредством храповых приспособлений с неподвижными упорами, обеспечивающими этому элементу вращение лишь в одном направлении, отличающаяся тем, что ведомый элемент свободно насажен на плавающий палец 40, удерживаемый в равновесии с одной стороны воздействием на него пружины 10, а с другой - воздействием центробежной силы груза 12.

2.Форма выполнения передачи по п. 1, отличающ,аяся тем, что палец ( укреплен в хвостовике груза 12, монтированного поворотно около цапфы 89, укрепленной эксцентрично на торце ведущего вала /.

3.Применение в передаче по п. 1 переставного вдоль своей оси сердечника Р, помещенного внутри полого конца ведущего вала 1 и взаимодействующего посредством клиновых поверхностей с пальцем 40, с целью произвольного ограничения эксцентриситета смещения этого пальца относительно оси ведущего вала.

Похожие патенты SU55072A1

название год авторы номер документа
Прогрессивная инерционная коробка передач 1945
  • Омельянович Г.А.
SU86727A1
Реверсивная зубчатая передача 1931
  • Ниц А.Ф.
SU36745A1
Передача между коаксиальными валами с автоматическим изменением передаточного отношения 1930
  • Ахилл Джон Демократис
SU47984A1
Сновальная машина для изготовления основ бесконечных ремней, лент и т.п. 1938
  • Гуков Г.Н.
SU60491A1
Передача с автоматическим изменением передаточного отношения 1928
  • Ахилл Джон Демократис
SU47983A1
ВАЛКООБРАЗОВАТЕЛЬ ПЛОДОВ БАХЧЕВЫХ КУЛЬТУР 2006
  • Салдаев Александр Макарович
  • Петров Николай Юрьевич
RU2315465C1
Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор 1985
  • Султанов Адхам Закирович
SU1320570A1
ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР 1997
  • Савин Г.А.
  • Савин А.Г.
RU2136989C1
Автоматическая переменная передача 1934
  • Г.Ф. Лундквист
SU50182A1
ПАТЕНТНО- .,«аШтЩб 1970
  • Г. В. Левашов М. П. Шмырев
SU271257A1

Иллюстрации к изобретению SU 55 072 A1

Реферат патента 1939 года Автоматическая прогрессивная передача

Формула изобретения SU 55 072 A1

к авторскому свидетельству Г. № 55072 А, Омельяновича

SU 55 072 A1

Авторы

Омельянович Г.А.

Даты

1939-01-01Публикация

1938-11-28Подача