Изобретение относится к прогрессивным передачам, у которых ведомый элемент расположен эксцентрично по отношению к ведущему элементу и сопряжен при помощи серег и храповых приспособлений с неподвижными упорами, расположенными концентрично с ведущим элементом и обеспечивающими вращение ведомого элемента лишь в одном направлении и притом с угловой скоростью, изменяющейся от нуля до определенного положительного значения в зависимости от эксцентриситета взаимного смещения ведущего и ведомого элементов.
Известны такого рода передачи, у которых изменение эксцентриситета взаимного смещения ведущего и ведомого элементов осуществляется автоматически, в зависимости от нагрузки на ведомом элементе. Однако, известные уже в таких передачах механизмы для изменения эксцентриситета являются сложными и не вполне надежными.
В передаче, согласно изобретению, ведомый элемент поворотно монтирован на плече, качающемся около опоры на ведущем элементе и находящемся под действием на него с
одной стороны пружины, а с другой- центробежной силы груза, связанного с тем же плечом, причем центр тяжести груза не совпадает с опорой качающегося плеча, расположенной на торце ведущего элемента эксцентрично последнему.
На чертеже фиг. 1 изображает осевой разрез передачи; фиг. 2 - разрез передачи по линии АВ на фиг. 1; фиг. 3 - разрез по линии CD на фиг. 1; фиг. 4 - приспособление для реверсирования передачи.
Корпус коробки сконструирован с возможностью установки его на двигатель гусеничного трактора, производимого на ХТЗ и СТЗ, и крепится болтами к задней стенке картера двигателя. Ведущий вал 1 посредством шлицев соединяется с маховиком двигателя. Внутрь вала / вставлен сердечник 9, а снаружи надета муфта 6. Шпилька 8 ввинчивается через отверстия в муфте 6 и прорезы вала / в сердечник Р и этим самым соединяет муфту 6 и сердечник 9 в одно целое. Хомут 7 состоит из двух частей, которые скрепляются болтами в верхней и нижней части. Рычаг 5 в нижней части заканчивается вилкой, которая соединяется с пальцами хомута 7.
в диске, связанном с валом /, имеется эксцентрично расположенная выточка, 8 которой помещен груз 12. Цапфа 39, монтированная на диске ведущего вала .эксцентрично с последним, служит опорой для груза 12.
Подпятник // нажимает на хвостовик 25 груза 12 под действием пружины 10, упирающейся в буртик 26 стержня, одним концом свободно вставленного в хвостовик подпятника, а другим ввинченного в опору 27, посредством двух цапф 28, монтированную в диске вала /ив крышке 20.
Таким образом пружина 10 с подпятником/7 всегда будет стремиться повернуть груз на цапфе 39 и сместить его хвостовик 25 в положение эксцентрическое относительно ведущего вала /.
Сердечник 9 ограничивает эксцентричность хвостовика 25 груза посредством воздействия своего клиновидного конца на такой же конец пальца 40, монтированного внутри хвостовика 25.
Таким образом положение сердечника 9 определяет величину эксцентричности пальца 40. Для управления сердечником 9 служит обычный для коробок скоростей рычаг 5.
На пальце 40 хвостовика 25 груза 12 сидит втулка 13, в фланцах которой предусмотрены четыре отверстия 14, смещенные относительно друг друга на 90°.
В этих отверстиях смонтированы цапфы 31, несущие серьги 30, сочлененные с цапфами 29 башмаков 53, помещенных в кольцевую направляющую корпуса 22, обеспечивающую возможность движения башмаков 55 лишь в одном нааравлении.
Когда оси ведущего вала / и пальца 40 совпадают, ведомый вал 17, несмотря на вращение вала /, вращаться не будет, так как палец 40 будет поворачиваться во втулке 13, не нарушая ее покоя. Если пальцу 40 дать возможность принять эксцентрическое положение по отношению вала /, он поведет за собой втулку 13, и последняя, встречая на своем пути препятствие поочередно со стороны
башмаков 53, будет вращаться вокруг своей оси.
Втулка 13 имеет вилку, которая через крестовину 15 соединяется с вилкой ведомого вала 17. Скорость вращения ведомого вала зависит от величины эксцентриситета пальца 40 по отношению вала /.
В случае перегрузки двигателя пружина 10 сжимается, эксцентричность положения пальца 40 уменьшается, отчего уменьшается угловая скорость ведомого вала, независимо от положения рычага 5.
В случае пробуксовывания башмаков возможно применение специальных заклинивающих роликов 35, вставленных в специальные прорезы Зо башмаков.
Для возможности реверсирования передачи ведомый вал 17 осуществлен в виде втулки 41, монтированной в подшипнике 47, который сидит в корпусе 44. На втулке 41 свободно на шлицах сидит шестерня 42, которая посредством вилки может перемещаться из положения, показанного на чертеже, в положение сцепления с колесом 4о и этим самым менять направление вращения вала 45, который и будет передавать вращение, например, ведущим колесам повозки.
Колеса 43 и 46 представляют собой одно целое, жестко насаженное на шлицы вала 45. Колеса 43 и 46 монтированы в подшипнике 50, который сидит в гнезде крышки 51. Вал 45 своим хвостовиком свободно входит во втулку 41. Таким образом при сцеплении шестерни 42 с колесом 46 они будут представлять собой кулачковую муфту, и ведомый вал 45 будет вращаться со скоростью и направлением вращения втулки 41, представляя собой одно целое. В это же время колесо 43 будет вхолостую вращать паразитную шестерню 52 (которых может быть до трех штук). Когда шестерня 42 сцеплена с паразитными шестернями 52, последние будут вращать колесо 43 и вал 45 в обратном направлении по отношению к шестерне 42. Переключение шестерни 42 следует производить при нейтральном положении рычага коробки скоростей педалью при помощи ноги водителя.
В устройстве для реверсирования колеса 43 и 46 могут быть ведущими, а шестерня 42-ведомой.
Предмет изобретения.
1. Автоматическая прогрессивная передача, заключающая в себе ведомый элемент, обладающий возможностью радиального смещения относительно оси ведущего вала и сопряженный посредством храповых приспособлений с неподвижными упорами, обеспечивающими этому элементу вращение лишь в одном направлении, отличающаяся тем, что ведомый элемент свободно насажен на плавающий палец 40, удерживаемый в равновесии с одной стороны воздействием на него пружины 10, а с другой - воздействием центробежной силы груза 12.
2.Форма выполнения передачи по п. 1, отличающ,аяся тем, что палец ( укреплен в хвостовике груза 12, монтированного поворотно около цапфы 89, укрепленной эксцентрично на торце ведущего вала /.
3.Применение в передаче по п. 1 переставного вдоль своей оси сердечника Р, помещенного внутри полого конца ведущего вала 1 и взаимодействующего посредством клиновых поверхностей с пальцем 40, с целью произвольного ограничения эксцентриситета смещения этого пальца относительно оси ведущего вала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Прогрессивная инерционная коробка передач | 1945 |
|
SU86727A1 |
Реверсивная зубчатая передача | 1931 |
|
SU36745A1 |
Передача между коаксиальными валами с автоматическим изменением передаточного отношения | 1930 |
|
SU47984A1 |
Сновальная машина для изготовления основ бесконечных ремней, лент и т.п. | 1938 |
|
SU60491A1 |
Передача с автоматическим изменением передаточного отношения | 1928 |
|
SU47983A1 |
ВАЛКООБРАЗОВАТЕЛЬ ПЛОДОВ БАХЧЕВЫХ КУЛЬТУР | 2006 |
|
RU2315465C1 |
Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор | 1985 |
|
SU1320570A1 |
ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2136989C1 |
Автоматическая переменная передача | 1934 |
|
SU50182A1 |
ПАТЕНТНО- .,«аШтЩб | 1970 |
|
SU271257A1 |
к авторскому свидетельству Г. № 55072 А, Омельяновича
Авторы
Даты
1939-01-01—Публикация
1938-11-28—Подача