С (54) МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ КОЛЕСНО-МОТОРНОГО БЛОКА УПРУГОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНОПОРТНОГО СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК | 2006 |
|
RU2323117C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ тягового | 1970 |
|
SU285951A1 |
Тяговый привод локомотива | 1974 |
|
SU506532A1 |
Колёсно-моторный блок | 2019 |
|
RU2709055C1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 1969 |
|
SU237927A1 |
КОЛЕСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК | 2009 |
|
RU2399528C1 |
КОЛЕСНО-МОТОРНЫЙ БЛОК ЛОКОМОТИВА | 2011 |
|
RU2459733C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ тягового | 1970 |
|
SU285952A1 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ тягового ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 1968 |
|
SU218947A1 |
Тяговый привод локомотива | 1975 |
|
SU765067A1 |
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции колесно-моторных блоков подвижного состава и в частности их моторно-осевых подшипниковых узлов. Известна конструкция тягового привода с упругими элементами в диски ведомой шестерни, в которой резино-металлические элементы размещены во фланцах, закрепленных с обоих сторон диска ведомой шестерни 1. Известна также конструкция моторно-осевого подшипниково-го узла, содержашего подшипники качения, полую трубу, охватывающую с зазором среднюю часть оси колесной пары, на которую опирается остов тягового электродвигателя и упругие элементы, установленные в диске ведомой шестерни зубчатой передачи 2. Для обеспечения возможности осмотра подшипников труба имеет продольный разъем с болтовым соединением, что следует отнести к существенным недостаткам этой конструкции, значительно усложняющим ее технологичность. В этой конструкции также необходимо иметь достаточные свободные участки для размещения роликоподшипников в средней части оси между опорами остова тягового электродвигателя и торцами ступиц колесного центра и ведомой шестерни. Цель изобретения - повышение долговечности и технологичности узла. Для этого подшипники качения смонтированы на наружных посадочных поверхностях концевых участков полой трубы, охватывающей с зазором ступицы упругого ведомого зубчатого колеса, и колесного центра, а наружные обоймы подщипников качения размещены в корпусах с фланцами, которые установлены соответственно на дисках колесного центра и ведомой шестерни, при этом, полая труба выполнена цельной и имеет вырез со стороны стенки остова тягового электродвигателя, а фланец корпуса подшипника качения, установленного на диске ведомой шестерни, имеет равномерно расположенные по его окружности отверстия под резино-металлические элементы. На фиг. 1 изображен подшипниковый узел с зубчатой передачей, общий вид; на фиг. 2- сечение сриг. I по средней части оси Моторно-осевой подшипниковый узел с упругой зубчатой передачей содержит подшипники качения 1 и 2, расположенные на наружных поясках .по концам трубы 3 над ступицами ведомой щестерни 4 и колесного центра 5. Неразъемная труба 3, охватывает с зазором среднюю часть оси колесной пары 6 и ступиц шестерни 4 и колесното центра 5.
Труба крепится в гнездах опор 7 тягового электродвигателя 8.
Со стороны стенки остова тягового электродвигателя 8 труба 3 имеет местный вырез (фиг. 2), который позволяет не увеличивать расстояние между центрами тяговой зубчатой передачи.
Наружные обоймы роликоподшипников 1 и 2 размещены в корпусах 9 и 10, которые закреплены к дискам ведомой шестерни 4 и колесного центра 5.
Ведомая шестерня имеет отдельно выполненный зубчатый венец 11, крутящий момент от которого передается диску ведомой шестерни при помощи резино-металлических элементов 12, равномерно размещенных по окружности в отверстиях фланца 13, фланца корпуса подщипника 9 и в диске зубчатого венца 11. Для предотвращения попадания грязи между трубой и осью имеется кожух 14 (фиг. 2).
Моторно-осевой подшипниковый узел с упругой зубчатой передачей работает следующим образом.
Тяговый электродвигатель 8 при помощи опор 7 и трубы 3 нагружает подщипники качения 1 и 2, которые воспринимают усилия, возникающие на опорах при передаче крутящего -момента зубчатой парой, динамические нагрузки и вес тягового двигателя.
При движении колесной пары вращаются наружные обоймы подщипников, а внутренние обоймы неподвижно закреплены на трубе. Подшипник 1, расположенный со стороны ведомой щестерни, нагружен только радиальными силами, а осевые силы воспринимаются подщипником 2. Крутящий момент на ведомой шестерне от зубчатого венца 11 передается на ось 6 через диск и ступицу ведомой шестерни 4 при помощи упругих элементов 12.
Размещение подшипников качения на концевых участках неразъемной трубы делает конструкцию узла более технологичной и доступной для осмотра и обслуживания, позволяет применить подщипники качения в размерах, обеспечивающих требуемую долговечность до
переформирования колесных пар, устраняется необходимость использования цветного металла и жидкой смазки при моторно-осевых подшипниках скользящего трения.
Местный вырез трубы (фиг. 2) позволяет сохранить без изменения расстояние между центрами зубчатой передачи и применить рекомендуемую конструкцию узла тягового привода на эксплуатируемых локомотивах в порядке модернизации.
Формула изобретения
Моторно-осевой подщипниковый узел колесно-моторного блока с упругой зубчатой передачей железнодорожного транспортного средства, содержащий подщипники качения, полую трубу, охватывающую с зазором среднюю часть оси колесной пары, являющуюся опорой остова тягового электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью повыщения долговечности и технологичности узла, подщипники качения смонтированы на наружных посадочных поверхностях концевых участков полой трубы, охватывающей с зазором ступицы упругого ведомого зубчатого колеса и колесного центра, а наружные обоймы подщипников качения размещены в корпусах с фланцами, которые установлены соответственно на дисках колесного центра и ведомой шестерни, при этом, полая труба выполнена цельной и имеет вырез со стороны стенки остова тягового электродвигателя, а фланец корпуса подшипника качения, установленного на диске ведомой щестерни, имеет равномерно расположенные по его окружности отверстия под резино-металлические элементы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
Авторы
Даты
1977-07-05—Публикация
1975-05-23—Подача