1
Изобретение относится к технологии маиошостроення. В технологических процессах обработки металлов важгая роль принадлежит приработке деталей машин и механизмов. ПртЕработка - это заключительная стадия обработки деталей в собранной маишне, в результате которой происходат. увелиэдние площади фактического кршакта, формирование оптимальной геометрии рабоздх поверхностей и структзфы поверхностных слоев металла. Для ускорения процесса приработки применяют минеральные масла, модифицированные полимерами.
Известен смазочный состав на основе нефтяного масла, легированного полимерной присадкой 1. В указанном составе полимерную присадку используют для повышения вязкостных свойств.
Известен также, состав й|Мработочного масла, содержащий минеральное масло, дизельное топливо, противдзадарную йрисадку и окись хрома 2.
Однако зтот состйв предназначен для приртботки узлов трения качения (зубчатые пары), где только 20% составляет процесс проскальзывания контактирующих деталей. Как известно, характер относительного перемещения движущихся тел оказывает ооцественное влияние на изменение физикемеханических свойств поверхностных слоев метал2 : .
ла, работающего в одной и той же смазочной среде. Данный состав малопригоден для приработки узла трения скольжения. Наиболее близок кпредлагаемому составу приработочный состав, состоящий из минерального масла и| ;2-5%полиизобутепена 3|Для этого состава харатерна прежде всего малая производительность приработки контактнрукяцих псюерхностей. Кроме того, такой состав требует повышенного расхода полинзобутилена. В процессе получения состава имеется трудоемкая технологическая операция (предварительное растворение полиизобутилена в бензине перед введением в масло, затем продолжительное перемешивание для удаления беншна из смазочной композиции) .
Целью изобретения является повышение прои водительности процесса пртработки контактиру идах поверхностей.
Поставленная цель достигается тем, что njrtipaботочкый состав на основе мнне|мльного масла, содержашда полиизобугален, дополнительно содерхснт окись хрома при следующем соотношении компонентов, вес. %: .
Полииэобутилен0,8-1,6
Окись хрома0,05-4
Минеральное маслодо 100
Одновремешто с повышением производительности процесса приработки уменьшается также расход полииэобуталена и удешевляется технология приготовления состава.
1ехнология приготовления состава заключается в растворе.лш высокомолекулярного полиизобутилена (0,8-1,6 вес. %) в мниертльном масле при 65-70 С и постоянном перемешивании с последующим введением окиси хрома (0,05-4 вес. %).
Состав
Масло приборное (МВП, (кнне1 1атическая вязкость при 50° С 6.3 ест) + 1,6 % полиизобутилега + 0,5 % окиси хрома Масло приборное (МПВ) + 0,8 % ПОЛИН зобутилена ,5 % окиси хрома Масло приборное (МПВ) 1,6 % полиизобутилена + 4 % окиси хрома Масло индустриальное 12 (кинематическая вязкость
приЗОТПсст)
1,6 % полиизобутилеиа 1,5 %
(жиси хрома
Масло индустриальное 12 +
0,8 % поликэобутилега +
1.5% окиси хрома Масло индустриальное 12 +
.,6% полиизобутилена 4 % окио хрома
Масло индустриальное ИС-50
(кинематическая вяасость пр
50С 56 ест)+
1,6 % полиизобутшюна -f
0,5 % окиси хрома
Масло индустриальное ИС-50
0,8 % полиизобутялена -f
1,5% окиси хром
Масло индустртальное ИС-50
1,6 % полиизобутилега +
4 % окиси хрома
Масло авиационное МС-20
(кинематическая вязкость пр
100С20сстпрн
50°С J 57 ест) +
1,6 % полиизобутилена 40,5 % окиси хрома
Масло авиационное МС-20
0,8 % полиизобутилена
1,5 % окиси хрома
Масло авиационное МС-20
,6 % полинзобутилеиа
4 % окиси хрома
1. Готовят состав, вес.%:
Высокомолекулярный полииэобутилен 0,8 Окись хрома1.5
Минеральное маслодо 100
Пример 2. Гоиими состав, .%:
Высокомолекулярньж полииэобутолен 1,6 Окись хрома4
Минеральное маслодо 100
Испытьшают компошции на основе различных минеральных масел. Результаты приведены в
табл. 1. ,
Таблииа 1
1лощадь фактивского
%стота поверхяостя, контакта, % класс
61
70
10
90
55
63
85
50 65 63
52
в
588
809
Проводят также сравнительные иопытания предлагаемого приработочного сюстава и известных составов.
Условия проведешя испытаний: Скорость скольжения, м/сек0 I
Давление, кг/см30
Состав
Минеральное масло +
2 % полииэобутилена
Минеральное масло +
S % полиизобутнлена
Минеральное масло +
1,6% полииэобутилена +
0,05 % окиси хрома
Минеральное масло +
0,8 % полиизобутнлена
1,5 % окиси хрома
Минеральное масло +
1,6% полиизоб)анлена
4 % окиси хрома
Минеральное масло +
25% дизельного топлива
4 % противозадирной при
0,7 % окнси хрома
Таким образом, использование предлагаемого состава позволяет повыа1ть производительность приработки контактирукяцих поверхностей, уменьшить расход полиизобутнлена, упростить и удешевить технологию приготовления состава, улучшить саинтарно-гигиеиические условия (отсутствие бензива).
Формула изобретения
Приработочный состав ira основе минерального касла, содержащий полиизобутвлеи, отличающийся тем, что, с целью повьппения прсмзводителыккпя процесса приработки, состав дополииМатериалСт.45
Исходная чистота яоверхности, класс 5 Время испытаний, чаь5
Сравнительные данные по свойствам предлагаемого и известных составов П{шведены в табл. 2.
Т.а б л и ц а 2
Чистота поверхПлощадь фактического
коитакта,% ности, класс
6 6
30
телыю содержит окись хрома при следующем соотношении компонентов, вес. %:
Полиизобутилен
0,8-1,6 Окись хрома 0,05-4
Минеральное масло до 100
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
401. Патент США W 3324034 кл. 252-59, опублик. 1967
2.- Авторосое свидетельство И 280735, кл. С 10 Ml/10, 1970.
3. Авторское сяндетельство N 276300, 45 Jcn. 1/18,1970.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Смазка для обработки металлов резанием | 1977 |
|
SU721463A1 |
Состав для приработки деталей машин | 1979 |
|
SU836078A1 |
Приработочное масло | 1976 |
|
SU570633A1 |
Приработочный состав | 1977 |
|
SU629221A1 |
Состав для приработки деталей машин | 1972 |
|
SU459490A1 |
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО | 2007 |
|
RU2340657C2 |
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО | 1970 |
|
SU280735A1 |
Пластичная смазка | 1976 |
|
SU730795A1 |
Приработочное масло | 1990 |
|
SU1754769A1 |
Приработочное масло | 1977 |
|
SU629222A1 |
Авторы
Даты
1977-08-25—Публикация
1975-09-29—Подача