1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движитепям, обладающим высокой проходимостью.
Известен движитель транспортного средства, Состоящий из приводного вала, к концам которого прикреплены эллиптические колеса, установленные под углом 9О° одно относительно другого J|l3.
Этот движитель имеет больщую проходимость, чем обычные круглые колеса, однако при вращении такой колесной пары приводной вал совершает периодические колебательные движения, поэтому его крепят к кузову транспортного средства шарнирно в центре между колесами, что усложняет систему подвески и снижает поперечную устойчивость кузова.
Известен также синусоидальный движитель транспортного средства , который содержит приводной вал с жестко прикрепленными к его концам эллиптическими колесамн, проекция которых на плоскость, перпеидикулярную к валу, является кругом, а большие полуоси, расположенные по одну сторону вала, установлены зеркально одна к другой 2.
При вращении приводного вала эти колеса обкатываются по опорной поверхности грунта по синусоидальным траекториям, в результате этого повышается их сцепление с грунтом, а приводной вал не имеет вертикальных колебаний.
Недостатком этого движителя является то, что наклонно установленные эллиптические колеса затрудняют установку подшипников вала непосредственно рядом с колесами и требуют сужения кузова транспортного средства.
Цель изобретения - улучшение компановки кузова и элементе подвески.
Это достигается тем, что большие попуоси каждого колеса расположены относительно друг друга под углом, направленным своей вершиной в сторону другого колеса.
На iJMr. 1 показан предлагаемый движитель, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - траектория обкатки колес по опорной поверхности.
Дцнжитель транспортного средства состоит из приводного вала 1, который при помощи любой известной передачи, например червячной 2, получает вращение от двигателя 3, например электрического, К концам приводного вала 1 жестко прикреппены эллиптические колеса, которые состоят из двух полуэллипсов 4, находящихся в разных плоскостях и соединенных между собой по малой оси 5 попуэллйпссж. Малая ось 5 полуэллипсов 4 перпендикулярна к валу 1, а их большие полуоси 6 и 7, расположенные по одну сторону вала 1, так же как и полуоси 8 и 9, распопожешйле по другую сторону вала 1, установлены под некоторым углом оь к валу и зеркально орут к другу. Причем параметры полуэллипсов 4 взаимосвязаны с углом о так, чтобы проекции поиуэллипсов на плоскость, перпендикулярную к валу, были бы окружностями. Угол между полуэллип сами 4 одного колеса может иэменятьсй в , широких пределах, в аавчсимости от несущей поверхности грунта, однако он должен быть менее 18О° и его бершина Ю должна быть направлена в сторону другого колеса.
движении предлагаемого движителя его полуэллипсы 4 обкатьшаются по опорной поверхности грунта по кривым, которые представляют собой полупериоды синусоидов 11, при этом сцепление их с грунтом имеет зна чительную величину за счет возникновения поперечных составляющих сил сопротивления. Поскольку полуэплипсы 4 вписываются в цилиндрическую поверхность, вертикальных колебаний приводного вала 1 не будет. Расположение попуэллипсов 4 веерообразно относительно концов вала 1 позволяет устанавливать подшипники непосредственно рядом с углами Ю и расширить кузов транспортного средства.
Применение предлагаемого изобретения позволяет упростить подвеску и улучшить компановку кузова транспортного средства.
Формул
изобретения
Движитель транспортного средства, содержащий приводной вал с жестко прикрепленными к его концам эллиптическими колесами, проекция которых на плоскость, п пендикулярную к валу, является кругом, а большие полуоси, расположенные по одну сторону вала, установлены зеркально одна к другой, отличающийся тем, что, с целью улучшения компановки, большие полуоси каждого колеса расположены относительно друг друга под углом, направленным своей вершиной в сторону Другого колеса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Патент США № 316О22О,кл. 18О-7, 1964.
2.Авторское свидетельство СССР, № 414144, М.Кл . В 6О В 37/04,1971.
Авторы
Даты
1977-09-25—Публикация
1976-03-03—Подача