увеличения хода главного цилиндра, а следовательно, увеличения хода педали.
Дифференциальный поршень в известном модуляторе разделяет эти две системы таким образом, что давление тормозной жидкости передается через поршень на рабочую жидкость, находяш,уюся в контуре управления.
При утечке жидкости в контуре управления при отказе источника давления, например через зазор между золотником и его каналом, дифференциальный поршень смещается, вытесняя жидкость через этот зазор и увеличивая таким образом объем коптура тормозов. Это в свою очередь ведет к увеличению хода педали.
Следует отметить, что смешение дифференциального поршня может также произойти при срабатывании золотникового устройства вследствие блокировки колеса при торможении в случае отказа источника давления. Так как это произойдет при открытом обходном клапане (давление на поршень обходного клапана при отказе гидронасоса отсутствует), то это вызовет увеличение хода педали.
Цель изобретения - повышение надежноети путем устранения влияния утечек рабочей жидкости в контуре управления противоблокировочной тормозной системы на объем тормозного контура при торможении.
Для достижения этой цели в корпусе модулятора давления противоблокировочной тормозной системы выполнено отверстие, сообщенное с каналом обходного клапана и служащее для подключения к тормозным камерам колес транспортного средства, при этом запорный элемент обходного клапана выполнен в виде подпружиненного шарика, установленного в месте соединения указанного отверстия с каналом обходного клапана, а в канале выполнено второе седло, расположенное с противоположной стороны относительно первого седла.
На фиг. 1 показана схема установки модулятора давления в противоблокировочной тормозной системе (условно показана только часть системы, относящаяся к одному колесу) ; на фиг. 2 - модулятор давления, продольный разрез.
Гидравлический модулятор 1 давления имеет корпус 2, в цилиндр которого помещен большой поршень 3 с уплотнением 4.
Поршень 3, стенки цилиндра и пробка 5 с уплотнением 6 образуют рабочую полость 7, соединенную через трубопровод 8 с выходом впускного электромагнитного клапана и входом выпускного.
Соосно большому поршню 3 расположен малый поршень 9 с уплотнением, который помещен в неподвижно установленную в цилиндре модулятора втулку 10 с уплотнением 11. Соосно с малым 9 и большим 3 поршнями в цилиндре модулятора установлен разделительный клапан, состоящий из шарика 12 с пружиной 13, седла 14 с уплотнением 15 и пробки 16 с уплотнением 17. Корпус 2 с пробкой 16 и седлом 14 образует вдодную камеру, а с втулкой 10, поршнем 9 и седлом 14 -выходную камеру. Разделительный клапан через трубопровод
18соединен с главным тормозным цилиндром 19. В корпусе 2 модулятора давления параллельно разделительному клапану расположен обходной клапан, содержащий седло 20 с уплотнением 21, шарик 22 с пружиной 23, пробку 24 с уплотнениями 25 и 26. Канал обходного клапана, в котором находится шарик 22, соединен через трубопровод 27 с тормозной камерой 28 колеса. Толкатель 29, приводящий ;в действие шарик 22 Обход1ного клапана, снабжен уплотнением 30 с опорной шайбой 31 и пружиной 32.
Соосно толкателю 29 расположен поршень 33 с уплотнением 34. Поршень 33 с гильзой 35 образует рабочую полость 36, соединенную через трубопровод 37 с источником давления, в который входят гидронасос с обратным клапаном и гидроаккумулятор.
Толкатель 29 снабжен возвратной пружиной 38. Гильза 35 и пробки 5, 24, 16 закрепляются в корпусе 2 посредством пластин 39, служащих одновременно кронштейнами крепления модулятора с болтами 40, 41 и шайбами 42, 43. Для более полной прокачки модулятор давления снабжен клапаном 44.
При включении зажигания гидронасос через обратный клапан подает жидкость на зарядку гидроаккумулятора и одновременно через трубопровод 37 в полость 36 обходного клапана модулятора, а также через нормально открытый впускной электромагнитный клапан через трубопровод 8 - в полость 7 модулятора.
Давлением жидкости большой поршень 3 прижимает малый поршень 9 к седлу 14 разделительного клапана, причем выступ на малом поршне 9 отодвигает шарик 12 от седла 14. Давлением жидкости в полости 36 поршень 33 через толкатель 29 прижимает шарик 22 к седлу пробки 24 обходного клапана. При торможении без блокировки колеса тормозная жидкость от главного тормозного цилиндра
19через трубопровод 18, открытый разделительный клапан, камеру, образованную корпусом 2, седлом 20 обходного клапана и толкателем 29, зазор между седлом 20 и шариком 22 и трубопровод 27 поступает в тормозные камеры 28. При блокировке колеса впускной клапан закрывается, выпускной открывается и жидкость из полости 7 сбрасывается через трубопровод 8 и открытый выпускной клапан в резервуар.
Поршни 3 и 9 под действием давления тормозной жидкости смещаются, шарик 12 пружиной 13 прижимается к седлу 14, изолируя таким образом главный цилиндр 19 от тормозных камер 28.
При дальнейшем смещении поршней 3 и 9 за счет увеличения объема тормозного контура давление в тормозных камерах падает.
При отказе гидронасоса давление в полостях 7 и 36 падает. Шарик 12, сдвигая поршни 3 и 9, прижимается пружиной 13 к седлу 14, таким образом разделительный клапан закрывается и главный цилиндр отключается от тормозной камеры. Поршень 33 под действием пружин 38 и 23 вместе с толкателем 29 смеш,ается.
Шарик 22 отходит от седла на пробке 24 и прижимается пружиной 23 к седлу 20. Таким образом, тормозная жидкость от главного цилиндра 19 через трубопровод 18, кольцевое пространство между пробкой 16 разделительного клапана и стенками цилиндра корпуса 2, зазор между шариком 22 и седлом пробки 24 подается к тормозной камере 28. В свою очередь, камера модулятора, ограниченная втулкой 10, малым поршнем 9, седлом 14 разделительного клапана с шариком 12 и стенками цилиндра корпуса 2, т. е. камера, объем которой изменяется в зависимости от положения малого поршня 9 и влияет на объем тормозного контура, управляя таким образом давлением в тормозной камере при работе противоблокировочной системы, отключается посредством шарика 22 от тормозной камеры 28. Усилие пружины 38 дополняет усилие пружины 23 и позволяет компенсировать сопротивление перемещения толкателя 29 и поршня 33 от уплотнений 34 и 30, обеспечивая таким образом более четкую работу обходного клапана.
Формула изобретения
Модулятор давления для противоблокировочной тормозной системы транспортного средства, содержащий корпус, выполненный с входной и выходной камерами, соединенными между собой двумя каналами, оборудованными соответственно разделительным и обходным клапанами, каждый из которых имеет запорный элемент и седло для его установки, а также с двумя рабочими полостями, подключаемыми к контуру управления противоблокировочной тормозной системы и снабженными поршнями, один из которых контактирует с запорным элементом одного клапана, а другой - с запорным элементом другого клапана, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем устранения влияния утечек рабочей жидкости в контуре управления противоблокировочной тормозной системы на объем тормозного контура при торможении, в корпусе выполнено отверстие, сообщенное с каналом обходного клапана и служащее для подключения к тормозным камерам колес транспортного средства, при этом запорный элемент обходного клапана выполнен в виде подпружиненного шарика, установленного в месте соединения указанного отверстия с каналом обходного клапана, а в канале выполнено второе седло, расположенное с противоположной стороны относительно первого седла.
Р1сточники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании № 1249212, кл. 35 F2F. 1971.
Авторы
Даты
1977-12-30—Публикация
1976-08-02—Подача