1
Изобретение относится к области горной теяниКи, в чаютнОСти к самОХодным средствам с шарнирно сочлеиенйой рамой, оборудо1ваяным лрузолодъемиЫМи уотройстваМи.
Известно сочланенное транспортное средство, содерж-ащее окладььвающиеся Полурамы, соединенные горизонтальным шарниром, и снабженное вы1П)БИЖ|Ными опорами для улучшения его устойчивости 1.
Недостатками его являются сложность конструкции и не0бходи1мость ручного труда при установке онор.
Наиболее близким к предлагаемому по. технической сущности и достигаемому результату является сцепное устройство пол1урам сочлененного тра«спартного средства, содержащее размещенный на нолураме прицепа горизонтальный и вертикальный шарниры 2.
Однако в таком усТ|ройстве невозможно осуществить полное стопорение полурам от поворота, поскольку тормозной момент, возни кающий при стопорении, за-В№Снт: от из-носа и силы сжатия прокладок.
Цель изобретения - увеличение устойчивости траиспортного средства при грузоподъемных операциях путем стопорения полурам от поворота вокруг поризонтального шарнира при любом положении полурам относительно друг друга.
Для этого на роризовтальяом шарнирне закреплено червячное колесо, а в полураме прицепа выполнена проточка с размещенной в ней втулкой с внутренней винтовой нарезкой, в которой свободно установлен вал с винтовой нарезкой, несущий на одном конце червяк, зацепленный с. червячным колесом, при этом на полураме прицепа установлен гидроцилиндр, кинематически связанный с
другим кондом вала, а втул-ка установлена поворотно относительно своей оси, неподвижно в осевом направлении и оборудована тормозом. На фиг. 1 изображено сцепное устройство,
вид сверху; на фиг. 2 - разрез по А-А фит. 1.
Устройство содержит полураму 1 тягача и полураму 2 прицепа. Горизонтальная цапфа 3 зак|рецлена на полураме 2 прицепа. В цапфе 3 размещен горизонтальный шарнир 4, один конец которого снабжен вертикальным шарниром 5, соединенным с полурамюй 1 тягача, а на втором конце закреплено червячное колесо 6.
В полураме 2 прицепа выполнена проточка, в которой размещена втулка 7 с. внутренней винтовой нарезкой. В винтовой нарезке втулки 7 свободно установлен вал 8 с винто- вой нарезкой, несущий на одном конце черВЯ1К, зацепленный с колесом 6. Втулка 7 от осевого перемещения зафиксирована мрышкой 9 и заплечийом расточки полурамы 2 и снабжена тормозом 10, величина тормозиого момента которого регул1Ируется с помощью пружины ill.
(Второй конец вала 8 снабжен зубчатой нарезкой и кинематиЧеск1и -связан с устаиовленным на полураме 2 прицепа гидроцилиядро-м 12 посредством зубчатого стопора 13, вала 14 и рычага 15. Червячная пара (колесо 6 и червяк вала 8) - самотормозящая. Шаг винтоаой нарезки вала 8 и втулки 7 равен щагу червячной нарезки.
Сцепное устройство работает следующим образом.
При расстопоренных полурамах 1 и 2 черВЯ1К вала 8 находится в крайнем положении И не входит в занелление с колесом 6.
При включении гидр о цилиндр а 12 приходят в движение рычаг 15, вал 14 и стопор 13, который, зацепляясь с зубчатой нарезкой вала 8, приводит его ао вращение.
Вращаясь в винтовой нарезке заторможенной Т0|рмоз 0,м 1-0 втулки 7, вал 8 вывинчивается из 7 и перемещается в осевом направлении к колесу 6. Если начало витка червячной нарезки конца вала 8 попадает во втадину зубьев колеса 6, червяк ввинчивается в нарезку червяч1ного колеса на длину червяка с одновременным вывинчиванием вала 8 из винтовой нарезки втулки 7, так как щаг червячной нарезки и винтовой нарезки втулки 7 и вала 8 равны.
В этом положении полурама 2 застопорена от поворота ее вокруг шарнира 4 (т. е. от поворота вокруг продольной горизонтальной оси транспортного средства), так как здерживается силовой цепью: полурама 2 (крышка 9 или заплечик расточки)-втулка 7 - червячная самотормозя-щая пара (червячиый конец вала 8 - колесо 6)-шарнир 4-шарнир 5-(полурама 1.
Бели при вывинчивании вала 8 из втулки 7 начало витка червячной нарезки конца вала 8 не попадает во впадииу зубьев колеса б, то
чер;вяк упирается в зуб колеса и возникшее при этом на валу 8 осевое усилие создает в винтовой паре втулка 7 - вал 8 долошнителиное сопротивление вывинчиванию вала
из втулки, вследствие чего втулка 7, преодолев тормозной момент тормоза 10, начинает вращаться вместе с валом 8 до тех noip, пока виток червяка не попадает во впадину зубьев колеса 6 и вследствие этого не исчезнет осевое усилие, действующее на вал. После попадания витка червяка во впадину зубьев червячного колеса червя1К ввинчивается в червячную нарезщу колеса, и дальнейшая ра-бота устройства происХОдит как описано выше.
Формула изобретения
С,цеп1ное устройство пюлурам сочлененного
транспортноПО средства, содержащее размещенный на полураме прицепа горизонтальный и ве|ртикальный шарниры, отличающеес я тем, что, с целью увеличения устойчивости транспортного средства при ррузоподъемных операциях путем стопорениЯ полурам от поворота воирут горизонтальното шарнира при любом положении П1олурам относительно друг друга, на горизонтальном шарнире закреплено червяч/ное колесо, а в полура1ме
прицепа выполнена проточка с размещенной в ней втул1К1ой с внутренней винтовой нарезкой, в которой свободно установлен вал с винтовой нарезюой, несущий на конце ч&р&як, зацепленный с червячным колесом,
при этом на полураме прицепа установлен гидроцилиндр, кинематически связанный с другим концом вала, а втулка установлена noBopOiTiHo относительно своей оси, неподвижно в осевом направлении и оборудована торМозом.
Источники И(нфор1М ации, принятые во внимание при ЭксПбртиЗе 1. Зайцев Л. В. и др. АвтоМОбильные юраны. М., «Высшая школа, 1974.
2. Заявка Великобритании № 1267773, кл. В 7В, 1970.
11
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство с грузоподъемным механизмом | 1981 |
|
SU958199A1 |
Крутильно-мотальный механизм | 1972 |
|
SU534532A1 |
МАШИНА ДЛЯ ЗЛГЯЖКИ ВЕРХА СТРОЧЕЧНО-КЛЕЕВОЙ ОБУВИ | 1968 |
|
SU210704A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ | 2000 |
|
RU2220696C2 |
Самоходная машина | 1974 |
|
SU536080A1 |
Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства | 1980 |
|
SU935321A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ | 2004 |
|
RU2282072C2 |
Веломобиль | 2014 |
|
RU2607692C2 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ С ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННОЙРАМОЙ | 1968 |
|
SU220065A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2228872C1 |
Авторы
Даты
1977-12-30—Публикация
1976-04-27—Подача