Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства Советский патент 1977 года по МПК B62D53/04 B60D1/00 

Описание патента на изобретение SU586028A1

1

Изобретение относится к области горной теяниКи, в чаютнОСти к самОХодным средствам с шарнирно сочлеиенйой рамой, оборудо1ваяным лрузолодъемиЫМи уотройстваМи.

Известно сочланенное транспортное средство, содерж-ащее окладььвающиеся Полурамы, соединенные горизонтальным шарниром, и снабженное вы1П)БИЖ|Ными опорами для улучшения его устойчивости 1.

Недостатками его являются сложность конструкции и не0бходи1мость ручного труда при установке онор.

Наиболее близким к предлагаемому по. технической сущности и достигаемому результату является сцепное устройство пол1урам сочлененного тра«спартного средства, содержащее размещенный на нолураме прицепа горизонтальный и вертикальный шарниры 2.

Однако в таком усТ|ройстве невозможно осуществить полное стопорение полурам от поворота, поскольку тормозной момент, возни кающий при стопорении, за-В№Снт: от из-носа и силы сжатия прокладок.

Цель изобретения - увеличение устойчивости траиспортного средства при грузоподъемных операциях путем стопорения полурам от поворота вокруг поризонтального шарнира при любом положении полурам относительно друг друга.

Для этого на роризовтальяом шарнирне закреплено червячное колесо, а в полураме прицепа выполнена проточка с размещенной в ней втулкой с внутренней винтовой нарезкой, в которой свободно установлен вал с винтовой нарезкой, несущий на одном конце червяк, зацепленный с. червячным колесом, при этом на полураме прицепа установлен гидроцилиндр, кинематически связанный с

другим кондом вала, а втул-ка установлена поворотно относительно своей оси, неподвижно в осевом направлении и оборудована тормозом. На фиг. 1 изображено сцепное устройство,

вид сверху; на фиг. 2 - разрез по А-А фит. 1.

Устройство содержит полураму 1 тягача и полураму 2 прицепа. Горизонтальная цапфа 3 зак|рецлена на полураме 2 прицепа. В цапфе 3 размещен горизонтальный шарнир 4, один конец которого снабжен вертикальным шарниром 5, соединенным с полурамюй 1 тягача, а на втором конце закреплено червячное колесо 6.

В полураме 2 прицепа выполнена проточка, в которой размещена втулка 7 с. внутренней винтовой нарезкой. В винтовой нарезке втулки 7 свободно установлен вал 8 с винто- вой нарезкой, несущий на одном конце черВЯ1К, зацепленный с колесом 6. Втулка 7 от осевого перемещения зафиксирована мрышкой 9 и заплечийом расточки полурамы 2 и снабжена тормозом 10, величина тормозиого момента которого регул1Ируется с помощью пружины ill.

(Второй конец вала 8 снабжен зубчатой нарезкой и кинематиЧеск1и -связан с устаиовленным на полураме 2 прицепа гидроцилиядро-м 12 посредством зубчатого стопора 13, вала 14 и рычага 15. Червячная пара (колесо 6 и червяк вала 8) - самотормозящая. Шаг винтоаой нарезки вала 8 и втулки 7 равен щагу червячной нарезки.

Сцепное устройство работает следующим образом.

При расстопоренных полурамах 1 и 2 черВЯ1К вала 8 находится в крайнем положении И не входит в занелление с колесом 6.

При включении гидр о цилиндр а 12 приходят в движение рычаг 15, вал 14 и стопор 13, который, зацепляясь с зубчатой нарезкой вала 8, приводит его ао вращение.

Вращаясь в винтовой нарезке заторможенной Т0|рмоз 0,м 1-0 втулки 7, вал 8 вывинчивается из 7 и перемещается в осевом направлении к колесу 6. Если начало витка червячной нарезки конца вала 8 попадает во втадину зубьев колеса 6, червяк ввинчивается в нарезку червяч1ного колеса на длину червяка с одновременным вывинчиванием вала 8 из винтовой нарезки втулки 7, так как щаг червячной нарезки и винтовой нарезки втулки 7 и вала 8 равны.

В этом положении полурама 2 застопорена от поворота ее вокруг шарнира 4 (т. е. от поворота вокруг продольной горизонтальной оси транспортного средства), так как здерживается силовой цепью: полурама 2 (крышка 9 или заплечик расточки)-втулка 7 - червячная самотормозя-щая пара (червячиый конец вала 8 - колесо 6)-шарнир 4-шарнир 5-(полурама 1.

Бели при вывинчивании вала 8 из втулки 7 начало витка червячной нарезки конца вала 8 не попадает во впадииу зубьев колеса б, то

чер;вяк упирается в зуб колеса и возникшее при этом на валу 8 осевое усилие создает в винтовой паре втулка 7 - вал 8 долошнителиное сопротивление вывинчиванию вала

из втулки, вследствие чего втулка 7, преодолев тормозной момент тормоза 10, начинает вращаться вместе с валом 8 до тех noip, пока виток червяка не попадает во впадину зубьев колеса 6 и вследствие этого не исчезнет осевое усилие, действующее на вал. После попадания витка червяка во впадину зубьев червячного колеса червя1К ввинчивается в червячную нарезщу колеса, и дальнейшая ра-бота устройства происХОдит как описано выше.

Формула изобретения

С,цеп1ное устройство пюлурам сочлененного

транспортноПО средства, содержащее размещенный на полураме прицепа горизонтальный и ве|ртикальный шарниры, отличающеес я тем, что, с целью увеличения устойчивости транспортного средства при ррузоподъемных операциях путем стопорениЯ полурам от поворота воирут горизонтальното шарнира при любом положении П1олурам относительно друг друга, на горизонтальном шарнире закреплено червяч/ное колесо, а в полура1ме

прицепа выполнена проточка с размещенной в ней втул1К1ой с внутренней винтовой нарезкой, в которой свободно установлен вал с винтовой нарезюой, несущий на конце ч&р&як, зацепленный с червячным колесом,

при этом на полураме прицепа установлен гидроцилиндр, кинематически связанный с другим концом вала, а втулка установлена noBopOiTiHo относительно своей оси, неподвижно в осевом направлении и оборудована торМозом.

Источники И(нфор1М ации, принятые во внимание при ЭксПбртиЗе 1. Зайцев Л. В. и др. АвтоМОбильные юраны. М., «Высшая школа, 1974.

2. Заявка Великобритании № 1267773, кл. В 7В, 1970.

11

Похожие патенты SU586028A1

название год авторы номер документа
Транспортное средство с грузоподъемным механизмом 1981
  • Кек Владимир Адольфович
  • Ринас Даниил Эдгардович
SU958199A1
Крутильно-мотальный механизм 1972
  • Гиляревский Сергей Вячеславович
  • Гиляревский Владимир Сергеевич
SU534532A1
МАШИНА ДЛЯ ЗЛГЯЖКИ ВЕРХА СТРОЧЕЧНО-КЛЕЕВОЙ ОБУВИ 1968
SU210704A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ 2000
  • Локсеев В.Е.
RU2220696C2
Самоходная машина 1974
  • Грицаев Николай Тимофеевич
  • Королев Петр Трофимович
  • Панаровский Борис Ефимович
SU536080A1
Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства 1980
  • Дрозд Виталий Григорьевич
  • Чуприн Вячеслав Петрович
  • Ершов Алексей Юрьевич
SU935321A1
Веломобиль 2014
  • Айдаков Олег Петрович
RU2607692C2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ 2004
  • Голубев Юрий Анатольевич
RU2282072C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Корнилов Александр Владимирович
  • Кураленко Петр Иванович
RU2228872C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РУЛЕВОЙ ПРИВОД ДЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ С ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННОЙРАМОЙ 1968
SU220065A1

Иллюстрации к изобретению SU 586 028 A1

Реферат патента 1977 года Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства

Формула изобретения SU 586 028 A1

SU 586 028 A1

Авторы

Плетнев Леонид Дмитриевич

Грицаев Николай Тимофеевич

Даты

1977-12-30Публикация

1976-04-27Подача