Изобретение отсносится к судостроению, в частности к рулевому устройству судна, например глиссера. Известно рулевое устройство судна содержащее сектор с баллером, пластинчатый руль, шарнирно закрепленный на секторе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, кронштейн и трос, прикрепленный одним концом к нижней части пера руля ij. Однако такое устройство не обеспе чивает автоматического заглубления руля при управлении судном по курсу. Цель изобретения - обеспечение ав томатического заглубления руля при управлении судном по курсу. Для этого устройство снабжено-пру жиной, а кронштейн выполнен с вертикальными направляющими, в которые пр пущен трос, прикрепленный другим кон цом к сектору, причем направляющие кронштейна смещены относительно оси баллера, а пружина прикреплена конца ми к сектору и к задней части пера руля. На фИ1.1 дана схема рулевого устройства при положениях пера на повор те и на прямой, вид сбоку; на фиг,2 то же, в uoBfipHyTciM положении, вид |сверху, Перо пластинчатого руля 1 закреп- лено на горизонтальной оси 2 сектора 3, управляемого штуртросом 4. Баллер 5 расположен в подшипниках 6. и 7 кронштейна 8 и имеет прорезь 9, в которой перемещается вы-ступ 10 пера, при этом перо руля соединено с сектором пружиной 11. Трос 12 для управления заглублением закреплен в точке 13 пера под кронштейном, пропущен через направляющие 14 кронштейна и закреплен в точке 15 в передней части сектора 3. Площадь пластинчатого руля должна быть такой, чтобы обеспечивать необходимый радиус циркуляции при поворотах. На гоночных судах, которые движутся со скоростью выше 100 км/ч, гидродинамическое сопротивление руля составляет в некоторых случаях величину до 25% ., от тяги движителя, так как на режимах максимальной скорости руль и винт являются основными элементами, взаимодействующими с водой. При движении по прямой нет неовходимости в площади руля, выбранной по условиям циркуляции, так как устойчивость глиссера на курсе обеспечивается развитыми скегами на днище, которые в настоящее время являются характерной конструктивной.особенностью глиссеров.
При движении по прямой перо руля занимает положение Г минимального заглубления относительно уровня водной поверхности, что обеспечивается напором волы и пружиной 11. При повороте сектора штуртросом расстояние между направляюшей 14 кронштейна и точкой 15 закреплениятроса увеличивается на величину а (фиг.2). На ту же величину сокращается длина троса между другой направляющей и точкой закрепления 13 на пере. В результате перо руля пово-рачивается вокруг оси 2, занимая положение § при этом выступ 10 перемещается в прорези 9, как в направляюшей.
В положении 1 (см.фиг.1) площадь взаимодействия пера с водой сокраща тся в 3-4 раза, при этом также увеличивается удлинение профиля, что благоприятно сказывается на снижении сопротивления трения. .
Уменьшение сопротивления руля позволяет увеличить максимально достижиую скорость глиссера без ухудшения . ачества циркляции.
Формула изобретения
Рулевое устройство судна, например глиссера, содержащее сектор с баллеом, пластинчатый руль, шарнирно закрепленный на секторе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, кронштейн и трос, прикрепленный одним концом к нижней части пера руля, о тличающееся тем, что, с целью обеспечения автоматического заглубления руля при управлении сулном по курсу, оно снабжено пружиной, а кронштейн выполнен с вертикальными направляющими, в которые пропущен трос, прикрепленный другим концом к сектору, причем направляющие кронштейна смещены относительно оси баллера, а пружина прикреплена концами к сектору и к задней части пера руля.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1.Патент Франции № 2135713, кл.В 63 Н 25/00, 1972.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1988 |
|
SU1738690A1 |
АКТИВНЫЙ СУДОВОЙ РУЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2347713C2 |
Рулевое устройство | 1931 |
|
SU25878A1 |
Привод реверсивно-рулевого устройства водометного движителя | 1971 |
|
SU441197A1 |
СУДОВОЙ СЕКТОРНЫЙ РУМПЕЛЬ | 1992 |
|
RU2049021C1 |
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя | 1983 |
|
SU1111945A1 |
Рулевое устройство судна | 1979 |
|
SU980607A3 |
СУДОВОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО | 2015 |
|
RU2592706C1 |
Нагружатель для испытания рулевого устройства | 1989 |
|
SU1722942A1 |
Стенд для испытания судового рулевого устройства | 1983 |
|
SU1092100A1 |
о
ил1
Авторы
Даты
1978-01-05—Публикация
1976-04-14—Подача