Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям автомобилей и тягачей.
Наиболее близкой к изобретению является коробка передач транспортного средства, с одержащая установленные в корпусе входной, промежточный, реверсивный и выходной валы, шестерни постоянного зацепления, кинематически связывающие валы, и установленные на первых трех валах фрикционные муфты включения передач переднего и заднего хода, причем на реверсивном валу установлены муфта включения заднего хода и муфта включения одной из передач переднего хода, шестерни, связывающие реверсивный и входной валы, жестко закреплены на этих валах, а ведомая шестерня, зацепленная с ведущей шестерней муфты включения передачи переднего хода, установлена на выходном валу.
Недостатком такой коробки передач яьл ется большой разрыв потока мощности при переходе с одного диапазона ступеней на другой. Включение третьей передачи проиэводится двумя фрикционными муфтами под нагрузкой. Кроме того, для передачи мощное
ти на высшей передаче не используется зубчатая пара повышающего диапазона. В связи с этим ведущая щестерня высшей передачи имеет значительные габаритные размеры и в паре с ведомой шестерней занимает отдельный ряд, увеличивая продольные габагриты коробки передач.
Целью изобретения является повышение надежности коробки передач при одновремен ном сокращении ее габаритов, путем сокра- .щения количества муфт, включаемых на третьей передаче, и предварительного их замыкания без нагрузки перед переходом на ступени низшего или высшего диапазона.
Цель достигается за счет того, что ведомая шестерня закреплена на выходном валу жестко и вместе со своей ведущей шестерней расположена в одной плоскости с шестернями входного и промежуточного ввг лов.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема коробки передач; на фиг. 2 - схема зацепления шестерен на третьей передаче переднего хода; на фиг. 3 - схема зацепления шестерен для случая реверсирования Коробка передач содержит входной 1, гфомежуточный 2 реверсивный 3 и выходной 4 валы установлен а1е ь корпусе 5. На входном валу 1 установлены фрикцион ная муфта 6, ведущая шестерня 7 первой передачи н фрикционная муфта 8 с ведущей шестерней 9 второй передачи. Шестерни 7 и 9 свободно вращаются на валу 1 и могут быть соединены с ним фрикционными муфтами 6 и 8. Шестерни 7 и 9 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 10 и 11, закрепленными на промежуточном валу 2. На промежуточном валу 2 установлены фрикционные муфты 12 и 13 соответственн но понижающего и повышающего диапазонов, посредством которых шестерни 14 и 15 сое диняются с валом 2, причем эти шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестер нями 16 и 17 закрепленными на выходном валу 4. Реверсивный вал 3 постоянно связан с входным валом 1 шестернями 18 и 19, жестко закрепленными на этих валах, На реверсивном валу 3 установлены фрик ционные муфты 20 и 21 включения третьей передачи и заднего .хода. Ведущая шестерня 22 третьей передачи зацеплена с ведомо шестерней 23, жестко установленной на выходном валу 4, Шестерна 24 находится в зацеплении с шестерней 1О. Шестерни 22 и 24 соединяются с валом 3 посредством фрикционных муфт 20 и 21. Перед коробкой передач установлен гидро трансффматор 25 с блокировочной фрикцион ной муфтой 26, Коробка передач iтранспортного средств работает следующим образом, Первая передача переднего хода включае ся замыканием фрикционных муфт 6 и 12, Передача мощности с входного вала 1 на выходной 4 осуществляется через шестерни 7, 10, 14 и 16, Вторая передача включает ся фрикционной муфтой 8, муфта же 12 ост ется во включенном положении. Мощность с входного вала 1 на выходной 4 передается через шестерни 9, 11, 14 и 16. Третья передача включается одной фрикционной муфтой 20, Передача. мощности осуществляет через шестерни 18, 19/22 и 2c минуя диапазонные фрикционные муфты 12 и 13. При включенной третьей передаче замыкается без нагрузки один из диапазонных фрикционоВ| подготавливая включение следую щей передачи, ,, Четвертая передача включается фрикционной муфтой 6, муфта же 13 предварительно включается на третьей передаче, Мощность -передается шестернями 7, 1О, 15 и 17, Пятая передача включается муфтой 6, а муфта 13 остается во включенном положении. Мощность передается шестернями 9, 11, 15 и 17, Первая передача заднего хода включается фрикционными муфтами 12 и 21. Передача мощности с входного вала 1 на выходной 4 осуществляется через щестерни 18 и 19, 24 и 10, 14 и 16. Вторая передача заднего хода включается фрикционными муфтами 13 и 21. Мощность передается шестернями 18 и 19, 24 и 10, 15 и 17. Таким образом, сокращение количества включаемых муфт на третьей передаче и предварительное их замыкание без нагрузки перед переходом на ступени низщего или высщеГо диапазонов повышает надежность более нагруженных диапазонных муфт. Переключение всех передач с помощью одной фрикционной муфты сокращает время разрыва потока мощности. Формула.изобретения Коробка передач транспортного средства, содержащая установленные в корпусе входной, промежуточный, реверсивный и выходной валы, шестерни постоянного з щепления, кинематически связывающие валы,.и установгленные на первых трех валах фрикционные муфты включения передач переднего и заднего хода, причем на реверсивном валу уста новлены муфта включения заднего хода и муфта включения одной из передач переднего хода, щестерни, связывающие реверсивный и входной валы, жестко закреплены на этих валах, а ведомая шестерня, зацепленная с ведущей шестерней муфты в1слючения передачи переднего хода, установлена на выходном валу, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности при одновременном сокращении габаритов путем сокращения количества муфт, включаеых на третьей передаче, и предварительноо замыкания из без нагрузки перед переодом на ступени низщего или высшего иапазонов, ведомая шестерня закреплена на ыходном валу жестка и вместе со своей веущей шестерней расположена в одной плосости с шестернями в.ходного и промежуточых валов.
23
.2
2} 2 7 го 22
III III
19
Cut.5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства | 1977 |
|
SU680923A1 |
Гидромеханическая трансмиссия | 1973 |
|
SU526534A1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2020 |
|
RU2738665C1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1969 |
|
SU237599A1 |
Коробка передач для транспортной машины | 1972 |
|
SU451552A1 |
Коробка передач для автомобиля | 1973 |
|
SU472032A2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1599251A2 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1009823A1 |
Двухступенчатая гидромеханическая реверсивная коробка передач | 1980 |
|
SU1041323A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИНИ ТЯГАЧЕЙ | 1969 |
|
SU232772A1 |
Авторы
Даты
1978-05-15—Публикация
1975-01-15—Подача