1
Изобретение относится к области строительства наземных корпусов высокого давления, предназначенных для хранения.и эксплуатации газов при давлениях порядка 1ОО-ЗОО ати, и высоконапорных трубопроводов.
Известен железобетонный корпус вьюокого давления, содержащий несущую оболочку с герметизирующей металлической оболочкой на внутренней поверхности fll
Недостатком известного корпуса высокого давления является то, что он деформативен из-за отсутствия контроля усилий в тяжах и может надежно работать только при невысоких давлениях и в сравнительно небольшом температурном циапазоне.
Наиболее близким техническим решением является железобетонный корпус высокого давления, включающий наружную несущую оболочку с предварительно напряженной арматурой и герметизирующую оболочку, размешенную на ее внутренней поверхности Г21
Недостатком такого решения является большая деформативность и сложность соэДйния преднапряжения при сборке.
Цель изобретения - повьтшение несущей способности и надежности корпуса.
Достигается эта цель тем, что несущая оболочка выполнена из арочньгх элементов, вогнутых внутрь полости и установленных один относительно другого с зазором, в котором установлены анкеры, соединенные с напряженной арматурой,, стягивающей циаметрольно противоположные углы корпуса.
Предусмотрен вариант вьтолнения арматуры в виде парных пучков, пересекающихся в центре корпуса, в котором установлен элемент, огибаемый пучками.
Кроме того, по внешнему периметру корпуса могут быть установлены затяжки, соединенные с анкерами,
Для экономии материалов на единицу полезного объема, корпус вьшолнен в форм усеченного икосаэдра, причем арочные элемты имеют двойкую кривизну.
На фиг, 1 схематически изображен железобетонный корпус из арочных элементов в разрезе; на фиг, 2 - вариант вьтолнения железобетонного корпуса с затяжками я парными пучками, огибающими иентральньтй элемент} на . 3 - узел сопряжения ароч ных элементов и его герметизация; на фиг. 4 вариант вьтолнения корпуса в форме усе- ченного икосаэдра, Железобетонный корпус высокого цавления включает наружную несушую оболочку из арочных элементов 1, вогнутых внут полости и установленных один относительно другого с зазором 2, в котором установлены анкеры 3, соединенные с напряженной арматурой 4, стягивающей диаметрально противоположные узлы корпуса, омоноличиваемые после сборки. На внутренней поверхности несушей оболочки размещена герметизирующая оболочка 5., Корпус, изображенный на фиг, 2 для повышения его несущей способности собран из арочньж элементов 1 с герметизирующей оболочкой 5, а диаметрально противополож . ные узлы корпуса стянуты г арньши арматурнь1ми пучками в, закрепленными в анке pax 3 и на ае1ггральном элементе 7, вьтол нениом, например, в виде трубы, причем по внешнему периметру корпуса установлены. затяжки 8, регулирующие преднапряжевие арочных элементов. Для зашиты анке ров 3 и затяжек 8 от повреждений и коррозии собранный корпус обетоиирован по контуру 9. Узел сопряжения арочных элема1тов, рзображенный на фи . 3, включает соедииительные ребра 10,. прикрепленные к арбЧ ным элементам 1 и сопряженные спомощь шарнира И с подвескойанкера 3, несуще; го парные арматурные пучки 6, причем с помошью листа герметизации 12 обеспе« чена непрерьюность герметизирующей оболочки 5, а жесткость узла сопряжения достигнута омоноличиванием его после сборки и натяжения пучков до контролируемого уси На г, 4 показан пример компоновки корпуса из арочных элементов 13 двоякой , кривизны, снаб.енных герметизирующей оболочкой 5. Корпус вьшолнен в виде усеченного икосаэдра, где парнь ми арт гатурными пучками 6 стянуты диаметрально проти вополоисные . узлы корпуса, а центральный узел пересечения арматурных пучков вы полнея в виде полого шара 14. С целью придания корпусу большей жесткости и цля зашиты узлов от повреждений и коррозии несущая сборная оболочка омоноличена по контуру 9,. Конструкция железобетонного корпуса, собранного из четырех и более линейных арочных элементов, может быть выполнена как при горизонтальном, так и при вертикал ном расположении продольной оси, исходя из технологических требований и удобства ведения монтажных работ. При рабочих давлениях порядка 300 ати и расчетном пролете арочных элементов около 3 м толщина арки не превысит SO-6O сантиметров, а . арматурные пучки, стягивающие противоположные узлы, при несущей способности пучка 20О-250 т и парном их вьшолнении, расположены с шагом около ISO мм. При давлении 100-150 аш конструкция не нуждается во внешних затяжках, а арматурные пучки, стягивающие противолежащие узлы, существенно упрощаются и облегчаются. При определенных соотношениях рабочего давления и расчетного пролета арочнь х элементов возможен вариант компоновки корпуса без внутренних арматурных пучков, стягивающих противолежащие узлы, с использованием для преднапряжения арочных элементов внешних затяжек. При этом освобождается от конструктивных элементов внутренняя полость корпуса, которая может быть использована для размещения технологических об5стройств. Корпус высокого давления может быть применен для хранения газов и осуществления технологических процессов, связанных с использованием высоких давлений, По сравнению с сушествукшими конструкциями эффективность по каждому корпусу может достигать тыс. руб. Формула изрбре те ния 1.Железс етонный корпус вьгсокого давления, включающий наружную несушую оболочку с предварительно напряженной арматурой и герметизйрукшую оболочку, размещенную на ее внутренней поверхности, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и надежности корпуса, несущая оболочки выполнена из арочных элементов вогнутых внутрь полости и установленных один относительно другого с зазором, в котором установлены анкеры, соединенньге с напряженной арматурой, стягивающей диаметрально противоположные узлы корпуса. 2.Железобетонный корпус по п. 1, отличающийся тем, чтоарматура вьшолнена в виде парных пучков, пересекающихся в центре корпуса, в котором установлен элемент, огибаемый пучками. 3.Железобетонный корпус по п. 1, 2, бт.личающийся тем, что по внешнему периметру корпуса установлены затяжки, соединенные с анкерами.
4, Жвлезобетониый корпус по п. 1-3, отличающийся тем, что, с целью экономии материалов на единицу полезного объема, корпус вьтолнен в форме усеченного икосаэдра, причем арочные элементы имеют двоякую кривизну.
Источники информации, принятые во визмание при экспертизе:
1.Патент СССР 31О464, кл. 21 С 13/ОЯ, 1969.
2.Патент США 3.472.414, кл. 220-3, 1969.
X
J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ возведения монолитного железобетонного корпуса высокого давления | 1976 |
|
SU613063A1 |
Сборно-монолитный корпус высокого давления | 1976 |
|
SU574512A1 |
Железобетонный корпус высокого давления | 1975 |
|
SU560959A1 |
Способ предварительного напряжения железобетонного корпуса высокого давления | 1982 |
|
SU1079792A1 |
Способ переброски большепролетных трубопроводов доставки пароводяной смеси над каньоном, расположенным в сейсмоактивной зоне | 2023 |
|
RU2815705C1 |
Оболочка покрытия для зданий и сооружений прямоугольных в плане | 1974 |
|
SU541002A1 |
Усиленное неразрезное пролетное строение моста | 1988 |
|
SU1601282A1 |
ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПЛИТА СБОРНОГО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2007 |
|
RU2371536C2 |
Железобетонный корпус высокого давления | 1982 |
|
SU1048081A1 |
Способ возведения сводчатой конструкции | 1990 |
|
SU1758180A1 |
Авторы
Даты
1978-06-15—Публикация
1975-09-29—Подача