Водомётный движитель Советский патент 1942 года по МПК B63H11/08 

Описание патента на изобретение SU61411A1

При освоении многочисленных мелких рек наиболее остро стоит вопрос об изыскании типа движителя, могущего работать в условиях мелководного и засоренного фарватера, т. е. на судах с незначительной осадкой. Данное предлолсение, относящееся к водометным движителям с насосом, имеет в виду разрешение этого вопроса путем выполнения камеры движителя в форме засеченного параболоида в целях подъема завихренной жидкости. Для начального закручивания жидкости и подъема ее к основному насосу изобретение предусматривает применение вспомогательного скользящего насоса.

На фиг. 1, 2 и 3 изображены схемы установки движителя на судне (в трех проекциях с разрезами).

Предлагаемый водометный движитель имеет снабженную обшивкой 2 камеру 1 в форме усеченного параболоида, в верхней уширенной части которого помещен насос (в виде пропеллера 4 фиг. 1).

В верхней части камеры сделано по два отверстия, размеры которых определяются расчетами. Отверстия эти служат для выбрасывания струи жидкости при переднем или заднем ходе судна. Открытие или

закрытие того или иного отверстия камеры производится при помощи цилиндрического кольца 3 с окном, поворотом которого при помощи цепи Галля и зубчатки 7 можно по л еланию направлять струю для переднего или заднего хода.

В нижней части камеры сделано приемное отверстие с направляющей приемной камерой 6, выходящей в туннель 11 судна. Форма приемной камеры устроена с таким расчетом, чтобы максимально использовать силу подтока жидкости в камеру, которая будет способствовать закручиванию жидкости в камере, а следовательно, и ее подъему по параболоидальной поверхности камеры в верхней ее части, т. е. в области вращения пропелле1ра. В качестве насадков при выбрасывании струи через отверстие 8 во время переднего хода установлены профилированные крылья 10 (фиг. 3), предназначенные для изменения направления струи, а следовательно, и направления движения судна, а также для изменения режима выбрасываемой струи. Профилированные крылья благодаря своей форме создают также добавочную составляющую в направлении движения судна.

Регулирование раствора крыльев осуществляется с палубы, а поворот непосредственно из рубки управления. Точно так же поворот кольца 3, при помощи которого осуществляется задний ход, осуществляется тоже из рубки. Таким образом, данный двил итель объединяет в себе рулевое управление и избавляет от потребности реверсирования двигателей, ибо для заднего хода не требуется изменения направления вращения пропеллера, а только поворот кольца 3. Движитель полностью заключен в корпус, причем отверстия для выбрасывания жидкости, а так.же насос в большей своей части могут находиться, над ватерлинией.

Работа движителя происходит следующим образом. Первоначальными оборотами пропеллера, погруженного своими нижними частями в жидкость, создается закручивание жидкости, которая благодаря центробежной силе поднимается в рабочую часть камеры и выбрасывается через окно переднего или заднего хода вращающимся пропеллером (в том случае, если верхняя часть камеры находится над ватерлинией). Жидкость, поступающая из нижней приемной камеры, под влиянием закручивания и увеличения окружных скоростей частиц стремится подняться, чему в достаточной степени способствует форма камеры движителя. Таким образом, частицы жидкости на пути от входного до выходного отверстия получают приращение окружной скорости, а следовательно, и ускорение массы воды. В результате этого получается упорное давление в сторону, направленную прямо противоположно выходу жидкости.

Вариант движителя предусматривает работу его при минимальной осадке судна, т. е. в случае, когда жидкость заполняет только нижнюю часть камеры и соверщенно не соприкасается с пропеллерной крылаткой. Б этом случае применен вспомогательный скользящий насос 5, который в рабочем состоянии представляет одно целое с основным насосом.

Втулка вспомогательного насоса, насаженная на вал, который, в этом случае делается пустотелым, при помощи тяги 9, идущей внутри пустотелого вала, может быть опущена или приподнята в зависимости от уровня воды, находящ ейся в камере. Таким образом, если основной насос, расположенный в рабочей части камеры, не соприкасается с жидкостью в начальный момент вращения, то при помощи тяги, идущей в, пустотелом валу, опускается вспомогательный насос для погрул ения его в жидкость, производя закручивающее действие на жидкость. Вспомогательный насос тем самым заставляет жидкость подниматься в рабочую область камеры, вводя в действие основной насос. После этого вспомогате ьный пасос подтягивается к основному и они сообща работают на выбрасывание жидкости. Осуществление скольжения производится из машинного отделения, чем обеспечивается плавность ввода в действие движителя.

Предмет изобретения

1.Водометный движитель с насосом, отличающийся тем, что камера его, в целях подъема завихренной жидкости от приемного отверстия в рабочую полость, выполнена в форме усеченного параболоида.

2.Форма выполнения движителя по п. 1, отличающаяся тем, что в камере в целях начального закручивания жидкости и подъема таковой к основному насосу установлен вспомогательный скользящий насос.

3.Движитель по п. 1, отличающийся тем, что отверстия переднего или заднего хода камеры в целях изменения направления движения судна перекрываются поворотным кольцом.

4.Движитель поп. 1, отличающийся тем, что входные отверстия камеры в целях поворота судна на небольших углах снабжены профилированными крыльями.

Похожие патенты SU61411A1

название год авторы номер документа
Съемный направляющий аппарат 1940
  • Турчан И.Е.
SU59901A1
Рулевое управление для самоходных судов 1940
  • Турчан И.Е.
SU61410A1
Рулевое управление 1940
  • Турчан И.Е.
SU60731A1
Металлическая плица повышенного упора 1940
  • Турчан И.Е.
SU59515A1
Направляющий аппарат для гребного винта 1940
  • Турчан И.Е.
SU59514A1
ЭКРАНОПЛАН С ВОДОМЁТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 2015
  • Гарафутдинов Асхат Абрарович
RU2582505C1
АКТИВНОЕ ПОДВОДНОЕ КРЫЛО 1999
  • Бойцов Е.Н.
RU2176609C2
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ 2010
  • Пасечник Всеволод Георгиевич
  • Пасечник Эмилит Терентьевич
  • Рукавишников Александр Иванович
  • Шарапов Леонид Егорович
RU2434778C1
СУДНО И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОЛН 2001
  • Поляков В.И.
RU2217342C2
Гидрореактивный движитель 1990
  • Бойцов Евгений Николаевич
SU1743995A1

Иллюстрации к изобретению SU 61 411 A1

Реферат патента 1942 года Водомётный движитель

Формула изобретения SU 61 411 A1

Нопрооление переднего j:oda

Напрабление

струи обратного хода

nomohokudkocmtT - -.

riomok jfcuoriocrrnj

Напро&ление спруи обратного хода

SU 61 411 A1

Авторы

Турчан И.Е.

Даты

1942-01-01Публикация

1940-04-07Подача