При освоении многочисленных мелких рек наиболее остро стоит вопрос об изыскании типа движителя, могущего работать в условиях мелководного и засоренного фарватера, т. е. на судах с незначительной осадкой. Данное предлолсение, относящееся к водометным движителям с насосом, имеет в виду разрешение этого вопроса путем выполнения камеры движителя в форме засеченного параболоида в целях подъема завихренной жидкости. Для начального закручивания жидкости и подъема ее к основному насосу изобретение предусматривает применение вспомогательного скользящего насоса.
На фиг. 1, 2 и 3 изображены схемы установки движителя на судне (в трех проекциях с разрезами).
Предлагаемый водометный движитель имеет снабженную обшивкой 2 камеру 1 в форме усеченного параболоида, в верхней уширенной части которого помещен насос (в виде пропеллера 4 фиг. 1).
В верхней части камеры сделано по два отверстия, размеры которых определяются расчетами. Отверстия эти служат для выбрасывания струи жидкости при переднем или заднем ходе судна. Открытие или
закрытие того или иного отверстия камеры производится при помощи цилиндрического кольца 3 с окном, поворотом которого при помощи цепи Галля и зубчатки 7 можно по л еланию направлять струю для переднего или заднего хода.
В нижней части камеры сделано приемное отверстие с направляющей приемной камерой 6, выходящей в туннель 11 судна. Форма приемной камеры устроена с таким расчетом, чтобы максимально использовать силу подтока жидкости в камеру, которая будет способствовать закручиванию жидкости в камере, а следовательно, и ее подъему по параболоидальной поверхности камеры в верхней ее части, т. е. в области вращения пропелле1ра. В качестве насадков при выбрасывании струи через отверстие 8 во время переднего хода установлены профилированные крылья 10 (фиг. 3), предназначенные для изменения направления струи, а следовательно, и направления движения судна, а также для изменения режима выбрасываемой струи. Профилированные крылья благодаря своей форме создают также добавочную составляющую в направлении движения судна.
Регулирование раствора крыльев осуществляется с палубы, а поворот непосредственно из рубки управления. Точно так же поворот кольца 3, при помощи которого осуществляется задний ход, осуществляется тоже из рубки. Таким образом, данный двил итель объединяет в себе рулевое управление и избавляет от потребности реверсирования двигателей, ибо для заднего хода не требуется изменения направления вращения пропеллера, а только поворот кольца 3. Движитель полностью заключен в корпус, причем отверстия для выбрасывания жидкости, а так.же насос в большей своей части могут находиться, над ватерлинией.
Работа движителя происходит следующим образом. Первоначальными оборотами пропеллера, погруженного своими нижними частями в жидкость, создается закручивание жидкости, которая благодаря центробежной силе поднимается в рабочую часть камеры и выбрасывается через окно переднего или заднего хода вращающимся пропеллером (в том случае, если верхняя часть камеры находится над ватерлинией). Жидкость, поступающая из нижней приемной камеры, под влиянием закручивания и увеличения окружных скоростей частиц стремится подняться, чему в достаточной степени способствует форма камеры движителя. Таким образом, частицы жидкости на пути от входного до выходного отверстия получают приращение окружной скорости, а следовательно, и ускорение массы воды. В результате этого получается упорное давление в сторону, направленную прямо противоположно выходу жидкости.
Вариант движителя предусматривает работу его при минимальной осадке судна, т. е. в случае, когда жидкость заполняет только нижнюю часть камеры и соверщенно не соприкасается с пропеллерной крылаткой. Б этом случае применен вспомогательный скользящий насос 5, который в рабочем состоянии представляет одно целое с основным насосом.
Втулка вспомогательного насоса, насаженная на вал, который, в этом случае делается пустотелым, при помощи тяги 9, идущей внутри пустотелого вала, может быть опущена или приподнята в зависимости от уровня воды, находящ ейся в камере. Таким образом, если основной насос, расположенный в рабочей части камеры, не соприкасается с жидкостью в начальный момент вращения, то при помощи тяги, идущей в, пустотелом валу, опускается вспомогательный насос для погрул ения его в жидкость, производя закручивающее действие на жидкость. Вспомогательный насос тем самым заставляет жидкость подниматься в рабочую область камеры, вводя в действие основной насос. После этого вспомогате ьный пасос подтягивается к основному и они сообща работают на выбрасывание жидкости. Осуществление скольжения производится из машинного отделения, чем обеспечивается плавность ввода в действие движителя.
Предмет изобретения
1.Водометный движитель с насосом, отличающийся тем, что камера его, в целях подъема завихренной жидкости от приемного отверстия в рабочую полость, выполнена в форме усеченного параболоида.
2.Форма выполнения движителя по п. 1, отличающаяся тем, что в камере в целях начального закручивания жидкости и подъема таковой к основному насосу установлен вспомогательный скользящий насос.
3.Движитель по п. 1, отличающийся тем, что отверстия переднего или заднего хода камеры в целях изменения направления движения судна перекрываются поворотным кольцом.
4.Движитель поп. 1, отличающийся тем, что входные отверстия камеры в целях поворота судна на небольших углах снабжены профилированными крыльями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Съемный направляющий аппарат | 1940 |
|
SU59901A1 |
Рулевое управление для самоходных судов | 1940 |
|
SU61410A1 |
Рулевое управление | 1940 |
|
SU60731A1 |
Металлическая плица повышенного упора | 1940 |
|
SU59515A1 |
Направляющий аппарат для гребного винта | 1940 |
|
SU59514A1 |
ЭКРАНОПЛАН С ВОДОМЁТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 2015 |
|
RU2582505C1 |
АКТИВНОЕ ПОДВОДНОЕ КРЫЛО | 1999 |
|
RU2176609C2 |
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ | 2010 |
|
RU2434778C1 |
СУДНО И ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ ВОЛН | 2001 |
|
RU2217342C2 |
Гидрореактивный движитель | 1990 |
|
SU1743995A1 |
Нопрооление переднего j:oda
Напрабление
струи обратного хода
nomohokudkocmtT - -.
riomok jfcuoriocrrnj
Напро&ление спруи обратного хода
Авторы
Даты
1942-01-01—Публикация
1940-04-07—Подача