Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано, например, в передачах точных механнзмов, в установочно-зажимных устройствах.
Известно устройство для крепления втулки на валу, содержащее стопорный винт, расположенный в сквозном отверстнн втулкн н взанмодействующнй с валом через промежуточный шариковый элемент. На валу выполнена канавка, эксцентричная относительно его оси, в которой расположены два самотормозящихся клина, широкие торцы которых взаимодействуют t шарниром ,
Такое устройство сложно в эксплуатации и не обеспечивает сохранения формы соединяемых деталей.
Известно также устройство для кренлення на валу детали тина втулки, содержащее винт с разнонаправленными резьбами, взаимодействующий с резьбовыми ползунами, установленнымн в тангенциальном ОРверстин, нмеющемся во втулке, и контактнрующимн с самотормозящимися клииьями, расположенными в подобной им по форме канавке, выполненной на внутренней поверхности втулки эксцентрично отиосительио ее оси, н зажнмающнмн вал при вращеиии винта в требуемом направлении.
Это устройство также не лишено отмеченных выше недостатков. В частностн, его демонтаж затруднен тем, что клинья необходимо освобождать с помощью особых приемов и инструментов.
Более совершенным является модифицированный варнант этого устройства, предусматрнвающнй выполнение во втулке двух дополннтельных отверстий, параллельных сквозному резьбовому отверстню, расположенных с протнвоположной этому отверстию стороиы втулки и соединенных с узкой частью эксцентричной канавки 2.
Однако н с этнм усовершенствованием устройство сложио в эксплуатации.
Целью изобретения является упрощение эксплуатацни устройства н предупреждение деформации соединяемых деталей.
Поставленная цель достнгается благодаря тому, что в предлагаемом устройстве клинья выполнены с трапецеидальным выступом, входящим в такой же по форме паз, выполненный в каждом резьбовом ползуне.
Кроме того, в случае выполнения сквозного отверстня во втулке и обоих резьбовых ползунов цнлнндрической формы каждый из ползунов выполняют с продольным пазом и снабжают направляющим винтом. ввинченным в резьбовое отверстие, предусмотренное во втулке, и входящим в упомя:нутый продольный пзз резьбового ползуна. На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство для крепления детали типа втулки на валу, общий вид; на фиг. 2 дан разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 и 4 показан вариант конструкции устройства с цилиндрическими резьбовыми ползунами. Втулка 1 выполнена с эксцентричной канавкой 2 на ее внутренней поверхности, соединенной со сквозным тангенциальным отверстием 3 (фиг. 2), в котором установлены два резьбовых ползуна 4. Ползуны образуют вместе с канавкой 2 эксцентричную полость, в которой расположены два самотормозящихся клина 5, выполненных по форме эксцентричной канавки 2. Клинья охватывают вал 6 через посредство разрезного кольца 7, которое служит для предотвращения выпадания самотормозящихся клиньев из канавки при сборке. На клиньях имеются трапецеидальные выступы 8, входящие в такие же по форме пазы 9, выполненные в резьбовых ползунах 4. В оба ползуна ввинчен винт 10 соответственно с правой и левой резьбой на противоположных концах. В случае выполнения сквозного отверстия 3 и ползунов 4 цилиндрической формы (фиг. 3, 4) каждый из ползунов 4 для блокирования от проворота выполняют с продольным пазом 11 и снабжают направляющим винтом 12, ввинченным в резьбовое отверстие 13 во втулке 1. Для уменьшения габаритов устройства резьбовое отверстие в каждом ползуне необходимо выполнять эксцентрично оси тангенциального отверстия втулки и прорезать поперечный паз в утолщенной части ползуна. Устройство работает следующим образом. Под действием крутящего момента, приложенного в соответствующем направлении к стопорному винту 10, ползуны 4 своими осевыми перемещениями во взаимно противоположные стороны воздействуют на самотормозящиеся клинья 5, перемещения которых в эксцентричной канавке 2 обеспечивают надежное стопорение вала во втулке без изменения взаимного расположения этих сопрягаемых деталей. При демонтировании устройства к стопорному винту 10 прикладывают крутящий момент в противоположном направлении и ползуны 4 при взаимном осевом сближении прямыми стенками пазов 9 сдвигают самотормозящиеся клинья 7 в расширенную часть канавки 2, освобождая вал 6 без повреждения поверхностей сопряжения. Описываемое устройство в отличие от известных требует меньщего времени на монтаж и демонтаж узла, обеспечивает удобство выполнения этих работ благодаря использованию для них единственного стопорного винта, а также снимает ограничения по доступности элементов узла. Сокращение времени и повыщение удобства монтажа и демонтажа, снятие ограничений по доступности деталей позволяют расширить область применения креплений этого типа, например, при установочно-зажимных операциях. Испытания опытных образцов устройства подтвердили их работоспособность и эффективность. Формула изобретения 1.Устройство для крепления детали типа втулки на валу, содержашее винт с разнонаправленными резьбами, взаимодействующий с резьбовыми ползунами, установленными в тангенциальном отверстии, имеющемся во втулке, и контактирующими с самотормозящимися клиньями, расположенными в канавке соответствующей формы, выполненной на внутренней поверхности втулки эксцентрично относительно ее оси, отличающееся тем, что,- с целью упрощения эксплуатации устройства и предупреждения деформации соединяемых деталей, клинья имеют трапецеидальный выступ, входящий в такой же по форме паз, выполненный в каждом резьбовом ползуне. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждый резьбовой ползун выполнен с продольным пазом и снабжен направляющим винтом, ввинченным в резьбовое отверстие, предусмотренное во втулке, и входящим в упомянутый продольный паз резьбового ползуна. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1.Авторское свидетельство СССР № 355399, кл. F 16 D 1/08, 1971. 2.Гурабо Д. Д. Детали и узлы приборов. М., 1965, с. 528, фиг. 339.
А-Л
.г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для крепления детали, преимущественно втулки на валу | 1978 |
|
SU726376A1 |
УСТРОЙСТВО для КРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛИ ТИПА ВТУЛКИНА ВАЛУ | 1972 |
|
SU355399A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМЕНЫ ЗАДВИЖЕК ПОД ДАВЛЕНИЕМ | 2015 |
|
RU2590698C1 |
Устройство для соединения | 1978 |
|
SU783492A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЕРЛЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ УСО-70 | 2015 |
|
RU2603413C2 |
Трамбовочная машина для получения уплотненного угольного пирога, предназначенного для коксования | 1986 |
|
SU1484296A3 |
Устройство для крепления детали типа втулки на валу | 1975 |
|
SU534596A2 |
Регулируемое соединение охватываемой детали с охватывающей Иванова Ю.В. | 1991 |
|
SU1761988A1 |
Инструмент для демонтажа и установки сальников и демонтажа опорного подшипника первичного вала автоматической коробки передач | 2023 |
|
RU2824680C1 |
СОСТАВНОЙ РЕЗЕЦ ДЛЯ ГОРНЫХ МАШИН | 2010 |
|
RU2448247C1 |
10
Б-Б
РигЛ
Авторы
Даты
1978-07-25—Публикация
1976-07-22—Подача