Тяговый привод локомотива Советский патент 1978 года по МПК B61C9/48 

Описание патента на изобретение SU617312A1

1

Изобретение относится к области железнодорожного транснорта и касается локомотивостроения, а именно устройства тягового привода локомотива.

Известен тяговый нривод локомотива, содержащий тяговый электродвигатель, закрепленный на раме тележки, и зубчатый редукгор в силовом корпусе, опирающийся с одной стороны через подшипники качения на ступицу ведомого зубчатого колеса, напрессованную на ось колесной пары, а с другой стороны шарнирно закрепленный на раме тележки, при этом ведущая плестерня редуктора соединена с валом тягового электродвигателя.

Преимуществом этого тягового привода является то, что тяговый электродвигатель, закрепленный на раме тележки, являясь обрессоренным элементом привода, защищен от динамического воздействия лселезнодорожного пути, а также то, что зубчатый редуктор может быть выполнен с наибольщим нередаточным отношением, что очень важно с точки зрения получения наибольшей силы тяги для грузового локомотива.

Однако в связи с тем, что зубчатый редуктор с одной стороны жестко опирается на ось колесной пары, в этом тяговом приводе имеет место значительное динамическое воздействие железнодоролсного пути на зубчатый редуктор, что снижает долговечность редуктора и привода в целом.

Динамические нагрузки в этом тяговом приводе воспринимаются непосредственно от оси колесной нары силовыми элементами зубчатого редуктора и прежде всего подшипниками качения, через которые зубчатый редуктор опирается на ось колесной

пары.

Известен также тяговый привод локомотива, содержащий тяговый электродвигатель, связанный с рамой тележки, и зубчатый редуктор, ведомое зубчатое колесо которого ступицей посредством упругих элементов связано с осью колесной пары, при этом зубчатый редуктор опирается одной стороной силового корпуса на нодщипники качения, установленные на ступице ведомого зубчатого колеса, а другой - связан поводком с рамой тележки.

Упругие элементы, установленные между полым валом и осью колесной пары, работают на сжатие и поэтому обладают незначительной податливостью, вследствие чего они не могут обеспечить достаточное снижение динамических нагрузок от железнодорожного пути на тяговый электродвигатель и зубчатый редуктор, опирающиеся на

ось колесной пары через эти упругие элементы, что снижает долговечность тягового привода.

Цель изобретения - снижение динамических нагрузок на элементы привода за счет обеспечения самоустановки редуктора.

Это достигается тем, что на оси колесной пары в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось редуктор а, установлен жестко закрепленный диск, а ступица ведомого зубчатого колеса выполнена в виде тарелок, расположенных по обе стороны диска с зазором, в котором размещены упомянутые упругие элементы, сжатые тарелками.

Кроме того, поводок может быть расположен в плоскости диска.

На чертеже показан предлагаемый тяговый привод.

Тяговый электродвигатель 1 с полым валом 2 якоря закреплен на раме 3 тележки. Ведущая шестерня 4 зубчатого редуктора с помощью системы, передающей крутящий момент и состоящей, например, из торсиона 5, диафрагменной резино-кордной муфты 6 и зубчатой муфты 7, позволяющей одновременно компенсировать относительные перемещения тягового электродвигателя и зубчатого редуктора, соединена с валом тягового электродвигателя. Ведомое зубчатое колесо 8 своей ступицей, выполненной в видиненный с осью И колесной пары 12, усде тарелок 9, охватывающих диск 10, соетановлено на оси колесной пары с помощью упругих элементов 13, выполненных в виде резино-металлических щайб, расположенных между торцами тарелок и диска и связанных с ними. Зубачтый редуктор с ведущей шестерней опирается с одной стороны через подщипники 14 качения на ступицу ведомого зубчатого колеса и далее через резино-металлические щайбы и диск - на ось колесной пары, а с другой - шарнирно подвешен к раме тележки с помощью поводка 15.

Между торцами тарелок, диска и резинометаллических шайб имеются каналы для прохождения воздуха, охлаждающего эти шайбы. Такое расположение уиругих элементов одновременно в продольной плоскости симметрии з бчатого редуктора и вне его сокращает осевые габариты зубчатого редуктора и исключает попадание на упругие элементы смазки редуктора, что повышает их долговечность.

Резино-металлические шайбы, воспринимая нагрузки зубчатого редуктора, работают на сдвиг и поэтому обладают большой податливостью, так как резина имеет большую податливость при напряжениях сдвига, чем при напряжениях сжатия.

Большая податливость резино-металлических шайб обеспечивает достаточное снижение динамических нагрузок от железнодорожного пути на зубчатый редуктор.

Тяговый привод локомотива работает следующим образом.

Крутящий момент от тягового электродвигателя 1 через систему, передающую крутящий момент и позволяющую компенсировать относительные перемещения тягового электродвигателя и зубчатого редуктора, передается иа ведущую шестерню зубчатого редуктора и, редуцируясь в нем, через резино-металлические шайбы - на ось пары 12.

Тяговый электродвигатель, являясь полностью обрессоренным элементом привода, защищен от дииамических воздействий железнодорожного пути.

Зубчатый редуктор также защищен от динамических воздействий железнодорожного пути.

Таким образом, и тяговый электродвигатель и зубчатый редуктор защищены от динамических воздействий железнодорожного пути, что обеспечивает увеличение долговечности тягового привода локомотива в целом.

Формула изобретения

1.Тяговый привод локомотива, содержащий тяговый электродвигатель, связанный с рамой тележки, и зубчатый редуктор, ведомое зубчатое колесо которого счупицей посредством упругих элементов связано с осью колесной пары, при этом зубчатый редуктор опирается одной стороной силового корпуса на подщипники качения, устаиовленные на ступице ведомого зубчатого колеса, а другой - связан поводком с рамой тележки, отличающийся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок на элементы привода, на оси колесной пары в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось редуктора, установлен жестко закрепленный диск, а ступица ведомого зубчатого колеса выполнена в виде тарелок, расположенных по обе стороны диска с зазором, в котором размещены упомянутые упругие элементы, сжатые тарелками.

2.Привод ио п. 1, отличающийся тем, что поводок расположен в плоскости диска.

Похожие патенты SU617312A1

название год авторы номер документа
Тележка локомотива с групповым приводом колесных пар 1981
  • Беляев Анатолий Ильич
SU1169865A1
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Беляев А.И.
  • Мещерин Ю.В.
  • Цыганков П.Ю.
RU2168431C2
ПРИВОД КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЛОКОМОТИВА 2005
  • Подопросветов Анатолий Васильевич
  • Князев Александр Викторович
RU2297935C2
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА 2002
  • Максименко И.В.
  • Беляев А.И.
  • Горбунов А.Г.
RU2206468C1
Тяговый привод локомотива 1974
  • Беляев Анатолий Ильич
  • Камоликов Владимир Григорьевич
  • Шишакина Надежда Николаевна
SU506532A1
Тяговый привод железнодорожного самоходного экипажа 1983
  • Лысак Владимир Акимович
  • Лобанов Федор Федорович
  • Власов Владимир Иванович
  • Добрынин Лев Константинович
SU1115951A1
Тяговый привод локомотива 1976
  • Беляев Анатолий Ильич
  • Полина Лидия Алексеевна
  • Ершова Наталья Алексеевна
SU556982A1
Тяговый привод локомотива 1977
  • Беляев Анатолий Ильич
  • Каленцев Николай Александрович
  • Нестеров Эдуард Иванович
SU725928A1
Тяговый привод локомотива 1975
  • Беляев Анатолий Ильич
  • Ершова Наталья Алексеевна
  • Нестеров Эдуард Иванович
SU765067A1
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА 1998
  • Беляев А.И.
  • Калько В.А.
  • Липатов А.М.
  • Филяев А.В.
RU2128595C1

Иллюстрации к изобретению SU 617 312 A1

Реферат патента 1978 года Тяговый привод локомотива

Формула изобретения SU 617 312 A1

SU 617 312 A1

Авторы

Акишин Евгений Петрович

Богопольский Евгений Михайлович

Гибалов Анатолий Иванович

Литвинов Алексей Тимофеевич

Филонов Степан Павлович

Шевченко Петр Михайлович

Даты

1978-07-30Публикация

1976-06-21Подача