1
Изобретение относится к области железнодорожного транснорта и касается локомотивостроения, а именно устройства тягового привода локомотива.
Известен тяговый нривод локомотива, содержащий тяговый электродвигатель, закрепленный на раме тележки, и зубчатый редукгор в силовом корпусе, опирающийся с одной стороны через подшипники качения на ступицу ведомого зубчатого колеса, напрессованную на ось колесной пары, а с другой стороны шарнирно закрепленный на раме тележки, при этом ведущая плестерня редуктора соединена с валом тягового электродвигателя.
Преимуществом этого тягового привода является то, что тяговый электродвигатель, закрепленный на раме тележки, являясь обрессоренным элементом привода, защищен от динамического воздействия лселезнодорожного пути, а также то, что зубчатый редуктор может быть выполнен с наибольщим нередаточным отношением, что очень важно с точки зрения получения наибольшей силы тяги для грузового локомотива.
Однако в связи с тем, что зубчатый редуктор с одной стороны жестко опирается на ось колесной пары, в этом тяговом приводе имеет место значительное динамическое воздействие железнодоролсного пути на зубчатый редуктор, что снижает долговечность редуктора и привода в целом.
Динамические нагрузки в этом тяговом приводе воспринимаются непосредственно от оси колесной нары силовыми элементами зубчатого редуктора и прежде всего подшипниками качения, через которые зубчатый редуктор опирается на ось колесной
пары.
Известен также тяговый привод локомотива, содержащий тяговый электродвигатель, связанный с рамой тележки, и зубчатый редуктор, ведомое зубчатое колесо которого ступицей посредством упругих элементов связано с осью колесной пары, при этом зубчатый редуктор опирается одной стороной силового корпуса на нодщипники качения, установленные на ступице ведомого зубчатого колеса, а другой - связан поводком с рамой тележки.
Упругие элементы, установленные между полым валом и осью колесной пары, работают на сжатие и поэтому обладают незначительной податливостью, вследствие чего они не могут обеспечить достаточное снижение динамических нагрузок от железнодорожного пути на тяговый электродвигатель и зубчатый редуктор, опирающиеся на
ось колесной пары через эти упругие элементы, что снижает долговечность тягового привода.
Цель изобретения - снижение динамических нагрузок на элементы привода за счет обеспечения самоустановки редуктора.
Это достигается тем, что на оси колесной пары в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось редуктор а, установлен жестко закрепленный диск, а ступица ведомого зубчатого колеса выполнена в виде тарелок, расположенных по обе стороны диска с зазором, в котором размещены упомянутые упругие элементы, сжатые тарелками.
Кроме того, поводок может быть расположен в плоскости диска.
На чертеже показан предлагаемый тяговый привод.
Тяговый электродвигатель 1 с полым валом 2 якоря закреплен на раме 3 тележки. Ведущая шестерня 4 зубчатого редуктора с помощью системы, передающей крутящий момент и состоящей, например, из торсиона 5, диафрагменной резино-кордной муфты 6 и зубчатой муфты 7, позволяющей одновременно компенсировать относительные перемещения тягового электродвигателя и зубчатого редуктора, соединена с валом тягового электродвигателя. Ведомое зубчатое колесо 8 своей ступицей, выполненной в видиненный с осью И колесной пары 12, усде тарелок 9, охватывающих диск 10, соетановлено на оси колесной пары с помощью упругих элементов 13, выполненных в виде резино-металлических щайб, расположенных между торцами тарелок и диска и связанных с ними. Зубачтый редуктор с ведущей шестерней опирается с одной стороны через подщипники 14 качения на ступицу ведомого зубчатого колеса и далее через резино-металлические щайбы и диск - на ось колесной пары, а с другой - шарнирно подвешен к раме тележки с помощью поводка 15.
Между торцами тарелок, диска и резинометаллических шайб имеются каналы для прохождения воздуха, охлаждающего эти шайбы. Такое расположение уиругих элементов одновременно в продольной плоскости симметрии з бчатого редуктора и вне его сокращает осевые габариты зубчатого редуктора и исключает попадание на упругие элементы смазки редуктора, что повышает их долговечность.
Резино-металлические шайбы, воспринимая нагрузки зубчатого редуктора, работают на сдвиг и поэтому обладают большой податливостью, так как резина имеет большую податливость при напряжениях сдвига, чем при напряжениях сжатия.
Большая податливость резино-металлических шайб обеспечивает достаточное снижение динамических нагрузок от железнодорожного пути на зубчатый редуктор.
Тяговый привод локомотива работает следующим образом.
Крутящий момент от тягового электродвигателя 1 через систему, передающую крутящий момент и позволяющую компенсировать относительные перемещения тягового электродвигателя и зубчатого редуктора, передается иа ведущую шестерню зубчатого редуктора и, редуцируясь в нем, через резино-металлические шайбы - на ось пары 12.
Тяговый электродвигатель, являясь полностью обрессоренным элементом привода, защищен от дииамических воздействий железнодорожного пути.
Зубчатый редуктор также защищен от динамических воздействий железнодорожного пути.
Таким образом, и тяговый электродвигатель и зубчатый редуктор защищены от динамических воздействий железнодорожного пути, что обеспечивает увеличение долговечности тягового привода локомотива в целом.
Формула изобретения
1.Тяговый привод локомотива, содержащий тяговый электродвигатель, связанный с рамой тележки, и зубчатый редуктор, ведомое зубчатое колесо которого счупицей посредством упругих элементов связано с осью колесной пары, при этом зубчатый редуктор опирается одной стороной силового корпуса на подщипники качения, устаиовленные на ступице ведомого зубчатого колеса, а другой - связан поводком с рамой тележки, отличающийся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок на элементы привода, на оси колесной пары в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось редуктора, установлен жестко закрепленный диск, а ступица ведомого зубчатого колеса выполнена в виде тарелок, расположенных по обе стороны диска с зазором, в котором размещены упомянутые упругие элементы, сжатые тарелками.
2.Привод ио п. 1, отличающийся тем, что поводок расположен в плоскости диска.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тележка локомотива с групповым приводом колесных пар | 1981 |
|
SU1169865A1 |
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2168431C2 |
ПРИВОД КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЛОКОМОТИВА | 2005 |
|
RU2297935C2 |
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА | 2002 |
|
RU2206468C1 |
Тяговый привод локомотива | 1974 |
|
SU506532A1 |
Тяговый привод железнодорожного самоходного экипажа | 1983 |
|
SU1115951A1 |
Тяговый привод локомотива | 1976 |
|
SU556982A1 |
Тяговый привод локомотива | 1977 |
|
SU725928A1 |
Тяговый привод локомотива | 1975 |
|
SU765067A1 |
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА | 1998 |
|
RU2128595C1 |
Авторы
Даты
1978-07-30—Публикация
1976-06-21—Подача