Регулятор Советский патент 1979 года по МПК G05B11/00 

Описание патента на изобретение SU648941A1

Изобретение огносигся к области автоматического регулирования и может быть использовано, например, в система автоматического управления курсом суп- на в случае наличия на нем нескольких исполнительных устройств, состав и режим работы которых зависит от ряда факторов, в том числе от величины внешних возмущений, яействуклцих на судно в виде ветра, волнения и течении.

Известен .авторулевой регулятор, в котором с целью улучшения эксплуатационных характеристик датчик курса дополнительно соединен с усилителем мощности через блоки, формирующие зоны нечувствительности по отклонению курса и его производной lj .

Однако одновременное использование для стабилизации курса всех имеющихся на судне исполнигельных устройств (подруливающих носовых устройств и кормовых колонок) ведет к излишней затрате энергии и моторесурса этих исполнительных устройств. Кроме того, вследствие

релейного характера введения от дополнительных блокой Сигналов коррекции, исполнительные устройства находятся в неблагоприятном режиме работы, что снижает их срок Службы.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является регулятор, содержащий последовательно соединенные измеритель рассогласования, вычислительный блок и усилитель мощности, выход которого соединен с входами исполнительных блоков, выходы которых соединены с входами соответствующих датчиков обратной связи, а их выходы подключены к соответствующим входам вычислительного блока Т2 ,

Однако эти устройства в условиях штительной эксплуатации из-за принятого принципа формирования сигналов управления работой движителей расходуют значительную энергию и ресурс в условИ5гх действия максимальных внешних сил и не обеспечивают требуемой точноо ти стабилизации при малых внешних воэдействиях наличия зоны ршчувсгвнгельносги и пропорциональности развиваемого движигеля.и стабилизирующего момента, Ручное отключение ряда движителей и перевод оставшейся группы в режкм; максимального создания момента с целью снижения расходуемой мощности я обеспечения требуемой точности яв ляется в устройстве неэ4фектйвным, вследствие несовпадения во времени данных об изменении курса от гирокомпаса и информации о внешних силах от датчиков ветра и течения

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик и снижение энергозатрат регулятора.

Это достигается тем, что регулятор содержит последовательно соединенные ИСТОЧНИК опорного сигнала, компаратор, фун а1иональный усилитель и блок коммутации, выход которого соединен с вторыми входами исполнительных блоков, причем второй вход компаратора подключен к измерителю рассогласования, выход - к второму входу блока коммутации, а выход датчиков обратной связи соединен с соответствующими входами фун1шионального усилителя.

На фиг, 1 представлена блок-схема регулятора на фиг. 2 приведены зависимости выходного сигнала функционального усилителя от значения сигнала, выработанного компаратором с регулируемым выходным сигналом, и сигнал с датчика обратной связи.

Регулятор содержит измеритель рассогласования 1, соедннанрштй. с вычислительным блоком 2, выход которого через усилитель мощности 3 подключен к входам исполнительных блоков 4, соединенных через соответствующие датчики обратной связи 5 с другими входами вычислительного блока 2.

Регулятор также содержит последовательно соединенные компаратор 6 с регулируемым выходным сигналом, функциональный усилитель 7 режима работы и баок 8 коммутации;причем первый вход компаратора б подключен одновременно к измерителю рассогласования 1, второй его вход Соединен с источником опорного сигнала 9, а выход одновременно подключен к второму входу блока 8, выход усилителя 7 одновременно подсоединен к второму входу усилителя 3, а другие входы усилителя 7 подключены к соответствующим датчикам 5 обратной связи

Препставленные на фиг. 2 зависимо ти вица и-j i (,UQ) характеризуют величину выходного сигнала IJ- усилителя 7 как функцию выходного сигнала Ц компаратора 6 и текущего значения сигнала1Г0(, с датчика 5 обратной связи. Причем, максимальное значение сигнала бШОН определено значением сигнала с измерителя рассогласования 1, обусловленного максимальным внешним воздействием, а минимальное значение If 5 л определено допустимой из условий эксплуатации ошибкой регулируемого параметра.

Регулятор работает следующим образом twa примере стабилизации курса судна с носовыми и кормовыми группами технических средств (исполнительными блоками) типа винт регулируемого шага в трубе и движительно-рулевая ко..noHKa..

Измеренные измерителем рассогласования 1 отклонения Д(р регулируемого курса поступают в вычислительный блок

2, где масштабируются, дифференцируются, суммируются с Сигналами обратной связи11о. с датчиков 5 обратной связи и в соответствии с алгоритмом управ, пения через усилитель 3 мощности поступают на исполнительные блоки 4 судна указанного типа, которые развивают требуемый из условий точности стабилизации момент, противодействующий моменту внешних возмушений.1

Так как вероятность максимальных возмущений в течение всего временя эксплуатации судна в заданном районе рабог оказывается сравнительно небольшой, то при одновременной работе испотиительных блоков 4 при пропорциональном изменении развиваемого ими момента (как это имеет место в известных устройствах) не обеспечиваются требуемые эксплуатационные характеристики системы и наблюдаются неоправданные расходы энергии при работе носовых и кормовых групп движителей.

Для устранения этого в предлагаемом регуляторе предусмотрено автоматическое включение требуемого в данный момент стабилизации состава исполнительных блоков и определение режима его работы с помощью введенных в систему 6 с регулируемым выходным сигналом функционального усилителя 7 режима работы и блока 8 коммутации исполинтельных блоков 4 судна, в данном случае носовых винтов регулируемого шага и кормовых движигепьных колонок. Авгомагическое переключение состава исполнительных блоков 4 и выбор режима их работы производится по сигналам функционального усилителя 7, вид которых в случае двух носовых и двух кормо вых движителей предстаачен на фиг. 2-е учетом зависимости от сигнала с компаратора 6. Однозначность выходного сигнала U формируемого усилителем 7 для установления требуемого режима работы, обеспе чивается введением связей с датчиков 5 обратной связи на усилитель 7, и кроме того, с компаратора6 для выбора соответствующих блоков 4. Это достигается тем, что в усилителе 7 решается функциональная зависимостьIf UYltrocJ-UilAV где KjltJoc) - коэффициент усиления. зависящий от значения в данный момент времени сигнала обратной связи UQCI UtfuCp - сигнал компаратора 6 пропор циональный разности Д ip г ({) Афо . где Д (р (t)- текущее отклонение курса, заданное (от источника опорного сигнала) желаемое (из условий эксплуатацйн) значение ошибки стабилизации курса судна. Решение указанной функциональной зависимости в усилителеле 7 по воляет избежать в предпагаемой системе ложного переключения блоков 4, что возможно (см, фиг, 2), например, при одном и том же значении выходного сигнала H-j . дпя двух различных значений сигналаUu и 11 в точках А и Б на соответстбукядих кривых сигнала HY , обозначенных U Qj например, для трех значений сигнала обратной связи UQC , ПрИЧемИд, -iljQj OS при этом кривая ТГ соответствует мень шему числу одновременно работающих технических средств, чем кривые 1Го2 ТГо5 Например, характеристика усилителя 7 находится в данный момент вре мени на кривой , где режим работы исполнительного блока 4 обусловлен значением сигнала и71 и величиной Ц/. , а затем произошло такое изменение сигнала 11 jg , вызванное действием на судно более мощных возмущений, что возникла ситуация переключения усилителя 7 с кривой ITpji на кривую1Го2 «s соответственно переход к более мощной группе исполнительных блоков 4 с тем же режимом их работы, что и в исходный момент, с целью компенсации возросшего внешнего возмущения. Такого перектючення в регуляторе не произойдет до того момента времени, пока выполняется нераBeHCTBoK fDojl i MUoaltJumaK KT), оцениваемое усилителем 7. Если это неравенство не выполняется, происходит пе реключение характеристики усилителя 7 на кривую Uo2 посредством блока 8, получившего новый -сигнал, подключение новых блоков 4 к тому, составу, имел место в исходный момент времени. Для приведенного на фиг. 2 случая при изменении сигнала компаратора 6 с Ибд на TJtt характеристика усилителя 7 с кривой UQJ п еключается на кривую 02, -к. (02)601014 т.е. не выполняется вышеуказанное неравенство. В результате осуществлявгея такая насфойка блоков 6, 7, 8, что при отклонениях курса от заданного з пределах Д{Й i Д(д обеспечивается работа минимального состава требуемых блоков 4 (например, один носовой винт в трубе или одна кормовая колонка) в соответсгвии с кривой и JJ. на фиг. 2. Подалючение блоков 4 осуществляется в системе в последовательности, обратной выщеука- занной, если в процессе стабилизации судна его отклонения по курсу изменяются в сторону уменьшения. Таким образом, предлагаемый регулятор осуществляет в процессе своей работы непрерывный контроль соответсувкя состава и режима работы технических средсгв из условня требуемой точности измеЕ ения регулируемого параметра при переменных внешних возмущениях, . переводит их в режим работы по вызову. Это, в отличие от известных ус тройств t приводит к улучшению эксплуатационных характеристик системы в целом и экономии энергии, потребляемой техническими средствами з процессе работы. Формула изобретения Регулятор .„содержащий поеледователt но соединенные измеритель рассогласования, вычислительный блок и усилитель мощности, выход которого соединен с входами соответствукщнх датчиков обратной связи, выходы которых подключены к соответствующим входам вычислительного блока, отличающий- с я тем, что, с целью улучшения эксплу

Похожие патенты SU648941A1

название год авторы номер документа
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ НЕОБИТАЕМЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ 2011
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Афанасьев Владимир Николаевич
  • Леденев Виктор Валентинович
  • Амирагов Алексей Славович
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Плеханов Вячеслав Евгеньевич
  • Максимов Владимир Николаевич
RU2483327C2
СИСТЕМА НАВИГАЦИИ АВТОНОМНОГО НЕОБИТАЕМОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА 2011
  • Зеньков Андрей Федорович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Федоров Александр Анатольевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2460043C1
Способ управления судном в режиме без хода 1978
  • Болховитинов Виктор Константинович
SU766958A1
Система динамической стабилизации судна 1985
  • Болховитинов В.К.
  • Гольмшток В.Я.
  • Лившиц Г.М.
  • Балашова Т.Б.
  • Лернер Д.М.
  • Абрамов С.И.
SU1308040A1
Система автоматической стабилизации судна без хода 1976
  • Болховитинов Виктор Константинович
  • Гольдин Анатолий Исаакович
  • Дымкина Татьяна Евсеевна
SU583032A1
Устройство для формирования релейнопропорционального сигнала управления 1977
  • Болховитинов Виктор Константинович
SU696406A1
Система регулирования 1977
  • Болховитинов Виктор Константинович
  • Константинов Геннадий Тимофеевич
  • Никитин Владимир Иванович
  • Червяков Виктор Викторович
SU732824A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ 2004
  • Клячко Л.М.
  • Острецов Г.Э.
  • Памухин С.Г.
RU2248914C1
КАСКАДНАЯ ДВУХКАНАЛЬНАЯ САМОНАСТРАИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ 2006
  • Брусов Владимир Геннадьевич
  • Сажин Сергей Григорьевич
  • Демкин Николай Александрович
  • Исаев Данила Александрович
RU2327196C1
Самонастраивающаяся система комбинированного регулирования 1985
  • Брусов Владимир Геннадьевич
SU1254433A1

Реферат патента 1979 года Регулятор

Формула изобретения SU 648 941 A1

SU 648 941 A1

Авторы

Болховитинов Виктор Константинович

Дымкина Татьяна Евсеевна

Никитин Владимир Иванович

Даты

1979-02-25Публикация

1977-01-11Подача