в сторону ворот 2 нижней головы шлюза, водоизмещающего понтона 5 и размещенного в зазоре 6 между наружными обводами оконечности плавсредства 4, обращенной в сторону зорот 2 нижней головы шлюза, и внутренними поверхностями камеры / уплотняющего надувного эластичного нояса 7, соединенного с гидроиневмосистемой (на чертеже не показано), обеспечивающей изменение давления в уплотняющем поясе 7. В уплотняющий надувной эластичный пояс 7 встроен предохранительный клапан (на черетеже не показан). Пояс 7 может быть выполнен или съемным, или встроенным в стенки и дно камеры /.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Перед заводкой плавсредства 4 в камеру J к его оконечности, обращенной в сторону ворот 2 н-ижней головы щлюза прикрепляют ионтон 5, обеспечивающий уменьшение осадки системы судно-понтон относительно уровня нижнего бьефа до значения Ti, равного или меньшего полезной глубины i шлюза, и систему плавсредство - понтон вводят в камеру / так, что плавсредство 4 полностью, а понтон 5 частично размещаются в камере /. В полость иояса 7 от гидропневмосиетемы под давлением подают жидкую или газообразную , вследствие чего пояс 7, надуваясь, уплотнит зазор 6 между наружными обзодами плавсредства 4 и внутренними поверхностями камеры /, и отсоединит нижний бьеф от части камеры /, расположенной между воротами 3 верхней головы щлюза и поясом 7. Камеру J между поясом 7 и воротами 3 верхней головы шлюза наполняют водой, вследствие чего система плавсредство-понтон в результате повышения уровня воды в камере У начнет всплывать. При зтом пояс 7, раздуваясь иод воздействием давления введенной внутрь его среды, будет уплотнять зазор 6 по мере всплытия системы плавсредство-понтон. При всплытии система плавсредство-ионтон будет приобретать дифферент в сторону понтона 5, который при необходимости устраняют перемещением балласта на плавсредстве 4 в направлении от ворот 2 нижней головы щлюза к воротам 3 верхней головы шлюза.
Наполнение камеры / осуществляют до получения в ней глубины Яа, превышающей нормальную осадку Т2 плавсредства 4, т. е. осадку, которую имеет плавсредство без дополнительной подъемной силы, создаваемой понтоном 5, после чего иоитон 5 отсоединяют от плавсредства 4 и выводят из камеры 1. После отсоединения понтона 5 от плавсредства 4 последнее увеличит свою осадку до значения Гз, при этом приращение осадки , будет соответствовать .величине подъемной силы, создаваемой понтоном 5.
При увеЛИчении плавсредством 4 осадки пояс 7 под воздействием давления на него со стороны плавсредства 4 в зазоре между днищем плавсредства 4 и дном камеры 1 будет обжиматься (сплющиваться), обеспечивая уплотнение зазора 6. При этом, вследствие уменьшения объема внутренней полости пояса 7, заключенного в зазоре между днищем плавсредства 4 и дном камеры /, давление внутри пояса 7 по мере увеличения осадки плавсредства 4 будет повышаться, и он как упругая опора будет воздействовать на плавсредство, вызывая его дифферент. При достижении внутри полости пояса 7 давления, выше допустимого, предохранительный клапан выпустит из его полости излишки рабочей среды, что ириведет к ионижению давления в полости пояса 7, а следовательно, к уменьшению дифферента плавсредства и к снилхению напряжений в стенках пояса 7, что повышает надежность его работы.
После вывода понтона 5 из камеры 1 закрывают шлюзные ворота 2 нижней головы- щлюза и удаляют пояс 7, например, путем снижения в нем давления среды до значения меньшего, чем статическое давление воды в зазоре 6 между наружными обводами илавсредства 4 и внутренними поверхностями камеры 1. После удаления пояса 7 вода, иаходящаяся в объеме камеры / между поясом 7 и воротами 3 верхней головы шлюза, заполнит объем шлюзовой камеры между поясом 7 и воротами 2 нижней головы шлюза, в котором уровень воды поднимается до глубины //3, превышающей полезную глубину HI шлюза. При этом глубина Яз во всей камере 1 после удаления пояса 7 уменьшится и будет меньше глубины HZ части шлюзовой камеры при заполнении ее между поясом 7 и воротами 3 верхней головы шлюза за счет заполнения части объема шлюзовой камеры лгежду }илотняющим надувным эластичным поясом и воротами 2 нижней головы шлюза от уровня воды с глубиной HI, до уровня воды с глубиной Яз в ней.
Осадка Т плавсредства 4, соответств)ющая нормальной осадке илавсредства при плавании его без водоизл1ещающего понтона 5, после удаления иояса 7 будет несколько меньше осадки Гз, которую имела часть плавсредства, размещенная между поясом 7 II воротами 3 верхней головы шлюза, до удаления пояса 7, за счет дополнительной плавучести плавсредства, котор}чо оно приобретает от погружения в воду части объема оконечности, размещенной между воротами 2 нижней головы шлюза и поясом 7, от осадки TI, которую имела эта оконечность при наличии пояса 7, до осадки , которую имеет плавсредство 4 после удаления иояса 7.
После удаления пояса 7 камеру 1 наполняют до уровня верхнего бьефа, открывают
ворота 3 верхней головы шлюза п выводят плавсредство в верхний бьеф.
В процессе шлюзования плавсредства 4 в камере / его в случае необходимости удифферентовывают на ровный киль перемещением балласта внутри плавсредства 4.
Если глубина в верхнем бьефе позволяет вывести в него плавсредство 4 с повышенной осадкой, т. е. при наличии дифферента плавсредства 4, то плавсредство 4 в камере / не удифферентовывают на ровный киль, а шлюзуют при наличии дифферента. В этом случае камеру / наполняют при наличии пояса 7 в зазоре 6 до получения в ней глубины HZ, превышающей осадку плавсредства, имеющего дифферент.
Предлагаемое устройство для проводки плавсредств, например доков, через шлюз без увеличения полезных размеров существующих шлюзовых камер позволяет шлюзовать Б них плавсредства, осадка которых превышает полезную глубину шлюзовой камеры без использования доков, а также плавсредства, водоизмещение коюрых превышает полезный объем шлюзовой камеры.
6 Формула изобретения
Устрой|ство для проводки плавсредств, например доков, из одного бьефа в другой, включающее шлюзовую камеру с боковыми стенами и дном, а такл-се ворота в нижней головке шлюза, отличающееся тем, что, с целью повышения его судопропускной способности за счет обеспечения шлюзования в нем плавсредств, осадка которых превышает полезную глубину шлюзовой камеры, устройство снабжено водоизмещающим понтоном и надувным эластичным поясом, причем водоизмещающий понтон сопрял ен с оконечностью плавсредства, а надувной эластичный пояс сопряжен со стенами, дном щлюзовой камеры и наружными обводами оконечности плавсредства и установлен в зон€ ворот нижней головы шлюза.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:
СССР
1. Авторское свидетельство 25 лъ 310974, кл. Е 02 С 1/10, 13.03.70.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Плавучий транспортный док | 1980 |
|
SU906788A1 |
СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ | 1994 |
|
RU2089705C1 |
Способ создания судоходного гидротехнического сооружения, шлюз и плотина для его осуществления | 2022 |
|
RU2800884C1 |
Судоходный шлюз | 1988 |
|
SU1641941A1 |
Судоходный шлюз | 1933 |
|
SU35689A1 |
Гидротехническое сооружение | 1983 |
|
SU1117382A1 |
Судоходный шлюз | 1985 |
|
SU1285110A1 |
Кессон-док | 1990 |
|
SU1759725A1 |
СУДОХОДНЫЙ ШЛЮЗ | 1956 |
|
SU225072A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ | 2021 |
|
RU2764762C1 |
/
puz.3
Т-Г
I -ux,L ,
ID
ш
f%-7-k ;- - -
ж
Авторы
Даты
1979-02-28—Публикация
1975-05-16—Подача