(54) ПЛАВУЧИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ДОК
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для проводки плавсредств | 1975 |
|
SU649783A1 |
Плавучий док и способ докования в нем судов | 1983 |
|
SU1104053A1 |
Плавучее средство | 1978 |
|
SU818954A1 |
Судоподъемное устройство | 1978 |
|
SU740598A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА СУДОВ | 2011 |
|
RU2482993C1 |
Плавучий транспортный док | 1988 |
|
SU1745612A1 |
СИСТЕМА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СУДНА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2004 |
|
RU2276646C2 |
ПЛАВУЧИЙ ПЕРЕДАТОЧНЫЙ ДОК | 2016 |
|
RU2615026C1 |
Плавучий док | 1988 |
|
SU1586956A1 |
ЗАТВОР СУДОПРОПУСКНОГО ОТВЕРСТИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ | 1992 |
|
RU2037009C1 |
t
Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно к плавучим транспортным докам.
Известен плавучий док, содержащий понтон со стапель-палубой, башни с балластными; отсеками и присоединенные к доку водонзмещающие понтоны 1 .
Недостатком указанного плавучего дока является большая ишрина его с присоединенными к нему водоизмещающими понтонами, что не обеспечивает проводку его по участкам водного пути с ограниченной шириной, в частности проводку через пшюзы.
Наиболее близким к преллагаемому техническим решением является плавучий транспортный док, содержащий понтон со стапель-палубой, башни с балласт1П)1ми отсеками и неподвижно присоединенный к оконечности дока водоизмещающий понтон с приспособлением для крепления его к доку 2.
Недостатком этого плавучего дока я§ляется невозможность проводки его по участкам водного пути, имеющим ограниченную длин например через 1илюзы, что является ре, зультатом наличия неподвижно присоединенного к оконечности дока водоизмещающего поитона.
Цель изобретения - улучшение проводки судов по внутренним водным путям, в условиях меняющейся глубины и длины фарватера.
Указанная цель достигается тем, что в оконечности дока, в средней части по его высоте, выполнена ниша, нижняя ограждаюtO. щая стенка которой расположена гшже ватерлинии дока в грузу на величину, превышающую осадку водоизмещающего понтона порожнем, а размеры нищи не менее соответствующих размеров водоизмещающего
t5 понтона; в оконечности дока смонтировано приспособление для крепления водоизмещающего понтона в нише.
Для уменьшения осадки дока по периметру нищи, в районе сопряжения водоизме20щающего понтона с оконечностью дока размещено .уплотнение.
С целью снижения трудоемкости центровки водоизмещающего понтона с доком и 390 opeflOTBpaineifflH смещения указанного понтона в поперечном к доку направлении, от воздействия внешних усилий, в оконечности дока и на сопрягаемой с ней части понтона выполнено центрирующее приспособление. На фиг. 1 изображен док с присоединенным к его оконечности водоизмещающим понтоном и с удаленным из него водяным балластом, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, водоизмещаюЕШЙ понтон отсоединен от док а, забалластирован и находится в погружен ном положении; на фиг. 3 - то же, водоизмещаюгпий понтон отсоединен, балласт из него удален, понтон на плаву; на фиг. 4 то же, водоизмещающий понтон размещен в нище; на фиг. 5 - то же, при выводе дока в верхний бьеф; на фиг. 6 - элемент сцепного и центрирующего приспособлегмя оконечности дока с водоизмещающим понтоном; на фиг. 7 - сечение А-А на фиг. 4; на фиг. 8 - вариа1-гг исполнения дока с уплотнением между оконечностью дока и водоизмещаюп1им понтоном (водоизмещающий по тон присоединен к оконечности дока, из понтона удален балласт, ниша частично запелнена водой), вид сбоку; на фиг. 9 - то же, из ниши удален водяной балласт; на фиг. 10-тоже водоизмещающий понтон отсоединен от дока, забалластирован и находится в погруженном положении; на фиг. 11 - то же, водоизмещающий понтон отсоединен, балласт из него удален, понтон на плаву; на фиг. 12 - то же, водоизмещающий понтон размещен в нише; на фиг. 13 - то лее, что и на фиг. 9, при выводе дока в верхний бьеф; на фиг. 14 торцовое образовагше оконечности дока; на фиг. 15 - торцовое образование водоизмещающего понтона, сопрягаемого с торцовым образованич м оконечности дока; на фиг. 16 вид Б фиг. 11, Плавучий транспорньп док состоит из пон тона J со стапель-палубой, башен 2 с балластными отсеками и присоединенного к ок нечности дока водоизмещающего понтона 3 с приспособлением для крепления его к доку. В оконечности дока, в средней части по его высоте выполнена нища 4, имеющая верхнюю 5, бортовые 6, торцовую 7 и нижнюю 8 ограждающие стенки. Нижняя ограждающая стенка 8 расположена ниже ва терлинии 9 дока в грузу при осадке Т. на величину, превышающую осадку Тл водоизмешаюшего понтона 3 порожнем, а размеры нищи 4 выполнены, достаточными для размепдения в ней водоизмещающего понтона 3. В оконечности дока смонтировано приспособление /иш кре шения водоизмещающего noiiioHa 3 к оконс-чности дока, состоящее из запорных элементов 10, укрепленных на торцовом образовании дока, входящих в зацепление с запорными элементами 11, укрепленными на сопрягаемой с ним стенке 12 водоизмещающего понтона 3, и прижимного механизма. Последний выполнен в виде гидродомкратов 13, одним концом соединенных с водоизмещающим понтоном 3, а другим концом - с торцовой стенкой 7 нищи 4, или в виде гибкой связи 14, одним концом укрепленной на водоизмещающем понтоне 3, а другим концом соединенной с размещенной на доке лебедкой 15. В оконечности дока смонтировано приспособление для крепления водоизмещающего понтона 3 в нище 4, выполненное в виде гидродомкратов 13, одним концом соединенных с водоизмещающим понтоном 3, а другим концам - с торцовой стенкой 7 нищи 4, или в виде гибкой связи 14, одним концом укрепленной на водоизмещающем понтоне 3, а другим концом соединешюй с размещенной на доке лебедкой 15. При этом гибкая связь 14 проходит через ролик 16, укрепленный на торцовой стенке 7 1шщи 4 на высоте от нижней ограждающей стенки 8 нищи 4 меньшей, чем высота водоизмещающего понтона 3. В оконечности дока и на сопрягаемой с ней части водоизмещающего понтона 3 имеется центрирующее приспособление, состоящее, например, из выемки 17, выполненной на укрепленных на торцовом образовании запорных элементах 10, и из взаимодействующего с ней выступа 18, вьшолненного на укрепленных на стенке водоизмещающего понтона 3 запорных элементах 11. По периметру нищи 4, в районе сопряжения водоизмещающего понтона 3 с оконечностью дока, размещено уплотнение, состоящее из уплотнительной эластичной прокладки 19. Оно размещено в горизонтальной части между торцовым образова шем дока и торцовой стенкой 12 водоизмещающего понтона 3, а в вертика;тьной части - на высоте выступающего над поверхностью 9 водной акватории водоизмещающего понтона 3, между флавдевыми образованиями 20 бортовых стенок 6 нинга и фланцевыми образованиями 21 торцовой стенки 12 водоизмещающего понтона 3. Шлюзовая камера 22 содержит верхнюю голову 23 щлюза и 1Ш1Юзовые ворота 24 нижней головы 25 щлюза с уровнем верхнего бьефа 26. В верхней голппе 2 шлюза установлены шлюзовые ворота 27. Плавучий транспортный док работает ело л.ующим образом. Для проводки плавучего транспортного дока, осадка Ту которого превышает глуби ну водного пути, обеспечивающую безопасную проводку дока, водоизмещающий понтон 3, пзтем приема в него водяного балласта, погружают до осадки Tj, при которой запорные элементы 10, укрепленные иа торцовом образовании оконечности дока, размещаются над запорными элементами И, укрепленными на сопрягаемой с ним стенкой 12 водоизмещающего понтона 3. Водоизмещающий понтон 3 подводят к торцовому образованию оконечности дока и частично удаляют из него балласт с таким расчетом, чтобы при всплытии его запорные элементы 10 дока вошли в зацепление с запорными элементами 11 понтона 3, а выступ 18 запорного элемен та И вощел в выемку 17 запорного элемен та 10. Такое положение запорных элементов обес печивает центровку водоизмещающего понтона 3 с доком и предотвращает смещение водоизмещающего понтона 3 в поперечном доку направлении от воздействия внещних усилий. С помощью прижимного механизма, выполненного в виде гидродомкрата 13 или в виде гибкой связи 14 и лебедки 15, водоизмещающий понтон 3 прижимают к торцовой оконечности дока, что обеспечивает фиксацию понтона 3 в неподвижном положении относительно дока и обжатие уплотнительной эластичной прокладки 19 по периметру нищи 4 в районе сопряжения торцового образования дока и торцовой стенки 12 понтона 13. После присоединения понтона 3 к оконечности дока и уплотнения нищи 4 в ней находится объем воды УУ , которому соответствует глубина h. ниши, превышающая осадку TQ водоизмещающего понтона 3. Из него удаляют водяной балласт и по мере его удаления, перемещением балласта в доке, удифферентовывают док на ровный киль, вследствие чего док с присоединенным к нему водоизмещающим понтоном 3 и размещенным в нище 4 объемом воды вспльшает, соответственно подъемной силе понтона 3, и имеет )садку Тд. Затем из ниши 4 удаляют заключенный в ней объем V. воды, и по мере ее удаления, перемещением балласта в доке, удифферентовывают док на ровный киль, вследствие чего док, с закрепленным к нему водоизмещающим понтоном 3, дополнительно вспльгаает до осадки Т,-, при которой обеспечивается проводка дока по фарватеру с ограниченной глубиной. При проводке дока по участкам водного пути с ограниченной длиной, например через шлюз, док с присоединенным к его оконеч6ности водоизмещающим понтоном 3 вводят в щлюзовую камеру 22, размещая водоизмещающий понтон 3 у верхней головы 23 щлюза, при этом часть оконечности дока размещается за пределами шлюзовых ворот 24 нижней головы 25 шлюзовой камеры 22. В объем ниши 4 принимают воду, по мере приема которой перемещением балласта в доке удифферентовывают его на ровный киль, вследствие чего док с присоединенным к нему водоизмещающим понтоном 3 погружается до осадки 14. Далее водоизмещающий понтон 3 освобождают от воздействия прижимного механизма, погружают путем приема в него водяного балласта, и шшю заполняется водой; по мере балластирования водоизмещающего понтона 3 погружаюидайся док удифферентовывают на ровный киль. При погружении водоизмещающего понтона 3 ДО осадки То, не превыщающей глубины h у шлюзовой камеры 22, запорнь1е элементы 10 дока выходят из зацепления с запорными элементами 11 водоизмещающего понтона 3 и док погружается до осадки Т, не превыщающей предельной глубины щлюзовой камеры 22. Нища 4 заполняется водой на глубину h от днищевой ограждающей стенки 8 до поверхности 9 водной акватории. После этого из водоизмещающего понтона 3 удаляют водяной балласт для всплытия его до осадки Тд. порожнем меньшей, чем глубина h/) воды в нише 4, и при этой осадке вводят в нищу 4; водоизмещающий понтон 3 балластируют до посадки его на днищевзто ограждающую стенку 8, а находящаяся в нише 4 вода вытесняется. Приспособлением для крепления, выполненным в виде гидродомкрата 13 или в виде гибкой связи 14 и лебедки 15, водоизмещающий понтон 3 крепят в нище 4, после чего из него удаляют водяной балласт с одновременным удифферентовакием дока на ровный киль, вследствии чего док всплывает до осадки Т. После этого док вводят полностью в шлюзовую камеру 22, закрьшают шлюзовые ворота 24 нижней головы 25 шлюза, шлюзовую камеру 22 заполняют водой до уровня 26 верхнего бьефа, открывают шлюзовые ворота 27 и док вводят в верхний бьеф. Если глубина верхнего бьефа достаточна для проводки дока с осадкой Т,, то док выводят из щлюзовой камеры 22 при этой осадке. Если же глубина верхнего бьефа недостаточна для проводки дока с осадкой Tg, водоизмещающий понтои 3 выводят из ниши 4 и крепят к оконечности дока в последовательности, изложенной выще, и док с осадкой Tg- выводят в верхний бьеф. Работа плавучего транспортного дока без уплотнения в сопряжении между торцовым образованием дока и водоизмещающим понтоном 3 по периметру ниши 4 осуществляется аналогично изложенному для плавучего транспортного дока с уплотнением между доком и понтоном 3 по периметру ниши 4 В этом случае осадка T-j дока с присоедиHeHtn rM к нему понтоном 3, без уплотнения по периметру ниши 4 в районе их сопряжения, превышает осадку Tg дока с присоединенным к нему понтоном 3 с уплотнением по периметру нищи 4 в районе их сопряжения, что обусловлено потерей плавучести за счет находящейся в нише 4 воДы, объем которой соответствует глубине ho от поверхности 9 водной акватории до днищевой ограждающей стенки 8 при осадПредлагаемый транспортный док повышает судопропускную способность внутренних вод ных магистралей за счет возможности проводки его по мелководным фарватерам и по участкам пути с ограниченной длиной, например через 1плюзы, и снижает трудоемкость по креплению водоизмещающего понт на 3 к оконечности дока и по отсоединени от него. Формула изобретения 1. Плав;дшй транспортный док, содержащий понтон со стапель-палубой, башни с балластными отсеками и присоединенный к оконечности дока водоизмещающий понтон С приспособлением для крепления его к доку, отличающийся тем, что, с целью улучшения проводки судов по внутренним водным путям, в условиях меняющейся глубины и длины фарватера, в оконечности дока, в средней части по его высоте, вьшолнена нища, нижняя ограждающая стенка которой расположена ниже ватерлинии дока в грузу на величину, превыщающую осадку водоизмещающего понтона порожнем, а размеры нищи не менее соответствующих размеров водоизмещающего понтона; в оконечности дока смонтировано приспособление для крепления водоизмещающего понтона в нише. 2.Док по п. 1, отличающийс я тем, что, с целью уменьшения осадки дока, по периметру ниши, в районе сопряжения водоизмещающего понтона с оконечностью дока размещено уплотнение. 3,Док по пп. 1и2, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости центровки водоизмещающего понтона с доком и предотвращения смещения указанного понтона в поперечном к доку направлении, от воздействия внешних усилий, в оконечности дока и на сопрягаемой с ней части водоизмещающего понтона выполнено центрирующее приспособление. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 625966, кл. В 63 С 1/02, 25.10.76. 2.Авторское свидетельство СССР № 689886, кл. В 63 С 1/02, 28.03.78 (прототип).
t
« i f ifff .(
внм/П 3 -/ . V/
/
2B
A .
Ж fpue.S
/7
/
20
«Art./
/«
It
Ф,/. /
л /f
Л 2ii ,,,
J5 9
/ J I Фиг.
26 Фиг.12jj J Ю If 13ii /7 / /// fO Фиг.13
JO
/
JL
//I
Ю /7
193
I/
irttp4XXXX/ A.
фиг. /
°°Qo°pfiasggsga& «x
Фиг.15
Вид Б
Л J
/ /
,/
Авторы
Даты
1982-02-23—Публикация
1980-05-05—Подача