Изобретение относится к судостроению и касается конструирования плавсредств для осушения оконечностей судов с целью их осмотра и ремонта,
Известен кессон-понтон, предназначенный для создания рабочего (кессонного) пространства в месте стыковки на плаву блоков судна. Наряду с понтоном рабочее пространство кессон-понтона ограничивается по бортам башнями, в носовой и кормовой оконечностях шлюз-перегородками. По верхнему торцу каждой шлюз-перегородки, на участке ее прилегания к поверхности корпуса судна, установлено резиновое уплотнение. Кессон-понтон выполнен из двух частей с шарнирным их соединением в диаметральной плоскости и снабжен б властной системой.
Наличие шарнирного соединения частей и отсутствие на кессон-понтоне ворот делают его непригодным для кессонирова- ния носовой и кормовой оконечностей судов.
Известен двухбашенный плавучий док со створчатыми воротами в оконечности стапель-палубы. Каждая створка ворот шарю ел
мирно закреплена на башне и имеет вертикальную ось вращения. Такой док не может быть использован для кессонировзния о онечностсй судов Ьез доибору.с вания его шлюз-перегородкой,
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является плавучий док с двумя бортовыми башнями, на которые опираются концы крзн- балки. Кран-балка предназначена для перемещения над стапель-палубой элементов докуемого судна, производственного оборудования, а также заводки судна в док,
Применение этого дока для кессониро- вания оконечностей судов невозможно без дооборудования его воротами и шлюз-перегородкой. Размещение путей под кран-балкой не позволяет использовать ее для транспортирования грузов со стапель-палубы на рейдовое судно и обратно.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств кессон-дока.
Для этого в кессон-доке, содержащем понтон, в носовой оконечности которого размещены ворота, в кормовой - съемная шлюз-перегородка, а вдоль понтона расположены бортовые башни с опирающейся на них концами кран-балкой, каждая башня понтона выполнена с открытым сверху выступом в сторону диаметральной плоскости понтона, а его носовой и кормовой транцы на участке между башнями смещены относительно соответствующих транцевых плоскостей башен к миделю кессон-дока, ворота выполнены полыми с шарнирным креплением к понтону по нижней их кромке, а в полости ворот размещены две группы соосных барабанов, на каждом из которых намотана гибкая цилиндрическая пневмо- емкость, причем один конец ее закреплен на соответствующем ей барабане, а другой свободный конец пропущен между параллельно расположенными обжимными валиками, установленными в кессон-доке с возможностью регулирования зазора между ними. На каждом выступе башни установлены кронштейны для крепления на них секций шлюз-перегородок, а верхняя открытая поверхность этого выступа выполнена с наклоном в сторону диаметральной плоскости понтона. На внутренней поверхности каждой пневмоемкости закреплены кольцеобразные наделки, выполненные из пористого эластичного материала, а нз свободном конце пневмоемкости выполнены отверстия для подачи воздуха.
На фиг. 1 показан вид сверху на кессон- док с условным изображением кессонируе- мой кормовой оконечности судна; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг, 1; на фиг. 3 - разрез
Б-Б на фиг. 1 (при условно снятой передней стенке ворот); на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - вид сверху на стапель-палубу при рабочем положении пнеамоемкостей;
на фиг. 6 - разрез Г-Г на фиг, 5; на фиг, 7 - узел I на фиг. 2; на фиг. 8 - фрагмент размещения смежных пневмоемкостей между валиками (сечение),
Кессон-док содержит понтон 1, на кото0 размещены бортовые башни 2, имеющие верхнюю открытую палубу 3 (топ-палубу) и выступ 4 в сторону диаметральной плоскости понтона 1. На выступе 4 установлены кронштейны 5 для закрепле5 ния секций шлюз-перегородок 6 в нерабочем их положении. В рабочем положении две секции той или иной шлюз-перегородки 6 закрепляются на стапель-палубе 7 в ее кормовой оконечности (см. фиг. 1 и 2), Сек0 ция шлюз-перегородки 6 выполнена в виде жесткой стенки и резиноссч 1 обкладкой 8 по лекальной ее кромке. Шлюз-перегородка 6 выполняет двоякую роль: ограждает рабочее пространство кессона от забортной во5 ды и служит опорой для судна.
В носовой части стапель-палубы 7 шар- нирно закреплены подъемно-опускные ворота 9. В понтоне 1 выполнена ниша 10 для размещения ворот 9 в горизонтальном по0 л ожени и; такое положение ворот 9 соответствует случаю использования кессон-дока для докования судна.
В полости ворот 9 размещены две группы соосных барабанов 11, на каждом из
5 которых одним концом закреплена и намотана пневмоемкость 12. На фиг. 3 представлено два барабана 11с пневмоемкостлми 12, насаженные на верхний вал 13. и три барабана 11с пневмоемкостями 12 - на
0 нижний вал 13; валы 13 закреплены на задней стенке ворот 9. Привод валов 13 включает двигатель 14 и вэликозо-цепную передачу, которая содержит съемное звено 15. Необходимость звена 15 обусловлена
5 тем, что при использовании кессон-дока в качестве дока ворота 9 приводятся в горизонтальное положение. Подключение к приводу верхнего и нижнего валов 13 осуществляется поочередно (механизм пе0 реключения привода от одного вала к другому не показан).
Ряд других конструктивных элементов кессон-дока связаны с устройством и применением пневмоемкостей 12. Назначение
5 пневмоемкостей 12 состоит в том, чтобы в процессе кессонирования оконечности судка вытеснять воду из рабочего пространства и одновременно создавать дополнительную силу плавучести. Осуществляется это следующим образом. Перед началом притапливания кессон-дока каждая пневноемкость 12 частично сматывается с барабана 11 и укладывается на стапель-палубу 7. Длина участка пневмоемкости 12, укладываемого на стапель-палубу 7, определяется предварительно из условия, что судно и пневмоем- кость 12, наполненная воздухом, не соприкасаются между собой во избежание повреждения последней (см. фиг. 5).
Пневмоемкости 12 крепятся к стапель- палубе 7 гибкими хомутами 17; к отверстию 18 на конце каждой пневмоемкости 12 подсоединяется воздуховод 19, связанный с воздухонагнетателем (не показан). На , 5 воздуховоды 19, подсоединенные к трём промежуточным пневмоемкостям 12, условно не показаны,
Затем валиками 16 пневмоемкости 12 обжимаются с целью предотвращения поступления воздуха на участок пневмоемкости 12, расположенный внутри полости ворот 9. Чтобы повысить воздухонепроницаемость пневмоемкости 12 на участке междч валиками 16 на ее внутренней поверхности закреплены кольцеобразные наделки 20, выполненные из пористого эластичного материала. Расположение наделок 20 по длине каждой пневмоемкости 12 принимается в соответствии с длинами ее участков, которые выводятся на стапель-палубу 7 при кессонировании различных судов,
В рабочее состояние пневмоемкости 12 приводятся после размещения оконечности судна над стапель-палубой. Для этого через отверстия 18 нагнетается воздух и пневмо- емкость 12, имевшая лентовидную форму, приобретает цилиндрическую форму.
Различие форм пневмоемкостей 12 при хранении и в рабочем состоянии определяет необходимость их размещения на двух группах соосных барабанов 11. В рабочем состоянии пневмоемкости 12 не перекрывают друг друга, оба;ая их ширина практически равна ширине стапель-палубы. Те же пневмоемкости 12 в нерабочем состоянии частично перекрывают друг друга по ширине, Очевидно, что уложить их в таком виде на одну группу соосн ых барабанов без затруднения нельзя; при двух группах соосных барабанов обеспечиваются необходимые условия как хранения их, так и применения.
Кессон-док снабжен кран-балкой 21, которая опирается на рельсы 22, уложенные на башнях 2 по всей их длине.
Кессонирование оконечности судна выполняется в следующей последовательности.
Две секции шлюз-перегородки 6, соответствующие оконечности судна, кран-балкой 21 перемещают от места их хранения на выступе А башни 2 в кормовую оконечность
стапель-палубы 7, Здесь секции крепятся к стапель-палубе 7, стенкам башен 2 и между собой. Затем с помощью кран-балки 21 ворота 9, еслч они находились в нише 10, под- 5 нммаются и крепятся в вертикальном попожении. Из полости ворот 10 извлекается определенная часть по дрмие кэждой пневмоемкости 12 и крепится к стапель-палубе 7 хомутами 17; к пневмобмкостям 12
0 подсоединяется воздуховод 19 и она обжимается валиками 1G. В таком виде, заполнением балластных цистерн, кесссн-док приталливается до тех пор, пока погружение верхней кромки шлюз-перегородки 6 не
5 превысит осадку судна па 0.5 - 1,0 м. Затем оконечность судна заводится в объем над стапель-палубой 7 и чрапится тронами к башням 2 (тросы не показаны).
Следующий этап кессонированмя - уда0 ление воды из рабочего (кессонного) объема. Вначале это выполняется с помощью пневмоемкостей 12 путем подачи в них воздуха. Вытесняемая при этом вода вытекает за борт через зазор между поверхностью
5 судна и кромкой шлюз-перегородки 6, а после запирания этого зазора - иерез отверстия, например, з шлюз-перегородке 6 (отверстие условно не показано). Пневмоемкости 12, вытесняя воду из рабочего объема
0 за борт, одновременно увеличивают силу плавучести кессон-дока, обеспечивают его всплытие и запирание зазора между шлюз- перегородкой б и поверхностью судна. По окончании наполнения воздухом пневмоем5 костей 12 отверстие в шлюз-перегородке б закрывается и рабочий объем полностью изолируется от забортной воды. Остаток воды из рабочего объема перекачивается в цистерны кессон-дока с помощью его балла0 стной системы.0
После удаления воды со стапель-палубы 7 она освобождается и от пневмоемкостей 12. Для этого от пневмоемкостей 12 отсоединяются воздуховоды 19, а от стапель-па5 лубы 7 - хомуты 17, верхний обжимной валик 16 переводится в верхнее положение, валы 13 выводятся из застопоренного состояния. Затем с использованием двигателя 14 пневмоемкости 12 поочередно наматывают0 ся на барабаны 11.
В процессе ремонта судна перемещение частей движительно-рулевого комплекса со стапель-палубы 7 на рейдовое транспортное судно и обратно вылол няется кран-бапкой 21.
5 Рейдовое судно при этом размещается между башнями 2 у носового торца понтона 1.
После завершения ремонта судна кессон-док притапливается для заполнения водой рабочего объема и удаления из .чего судна,
В случае использования кессон-дока е качестве дока шлюз-перегородка б не уста- твливается, а ворота 9 размещаются 8 нише 10. Целесообразность применения пневмоемкостей 12 при докованип теряет- ся, так как стапель-палуба 7 вместе с судном поднимается выше уровня поверхности забортной воды. Пневмоемкости 12 при этом полностью находятся в по/юсти ворот 9.
Применение пневмоемкостей позволяет уменьшить как продолжительность осушения рабочего объема при кессонировании, тгж и расход на это энергии,
За счет хранения секций шлюз-перегородок на выступах башен, а также конструк- тивных особенностей корпуса кессон-дока, позволяющих широко использовать кран- бапку, обеспечиваются автономность и устойчивость работы кессон-дока.
Формула изобретения
1. Кессон-док, содержащий понтон, в носовой оконечности которого размещены ворота, в кормовой - съемная шлюз-перегородка, а вдоль понтона расположены борто- вые башни с опирающейся па них концами кран-балкой, отличающийся тем, что. с целью улучшения его эксплуатационных качеств, каждая башня понтона выполнена с открытым сверху выступом в сторону диа-
метральной плоскости понтона, а его носовой и кормовой транцы на участке между башнями смещены относительно соответствующих транцевых плоскостей башен к миделю кессон-дока, ворота выполнены полыми с шарнирным креплением к понтону по нижней их кромке, а в полости ворот размещены две группы ссосных барабанов, на каждом из которых намотана гибкая цилиндрическая пневмоемкость, причем один конец ее закреплен на соответствующем ей барабане, а другой ее свободный конец пропущен между параллельно расположенными обжимными валиками, установленными о кессон-доке с возможностью регулирования зазора между ними.
2.Кессон-док поп. 1, о т л и ч а ю щ и й- с я тем, что на каждом упомянутом выступе установлены кронштейны для крепления на них секций шлюз-перегородок, а верхняя открытая поверхность aioro выступа выполнена с наклоном в сторону диаметральной плоскости понтона.
3.Кессон-док поп. 1, о г л и ч а ю щ и й- с я тем, что на внутренней поверхности каждой пневмоемкости закреплены кольцеобразные наделки, выполненные из пористого эластичного материала, з на свободном конце пневмоемкости выполнены отверстия для подачи воздуха.
6
6
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Док-кессон | 1991 |
|
SU1794798A1 |
Кессон-док | 1987 |
|
SU1439032A1 |
Зачистной док | 1989 |
|
SU1682234A1 |
ПЛАВУЧИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ДОК | 1992 |
|
RU2032590C1 |
Плавучий док | 1988 |
|
SU1586956A1 |
Плавучий док | 1982 |
|
SU1049348A1 |
Плавучий док | 1979 |
|
SU844472A1 |
Док | 1983 |
|
SU1152880A1 |
Плавсредство для транспортировки грузов | 1990 |
|
SU1752647A1 |
Плавучий док | 1983 |
|
SU1137013A1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к средствам ремонта подвод- ной части плавсредств различного назначения. Кессон-док содержит понтон 1, в носовой оконечности которого размещены ворота, в кормовой - съемная шлюз-перегородка 6. Вдоль понтона 1 расположены бортовые башни 2 с опирающейся на них кран-балкой. Каждая башня выполнена с открытым сверху выступом в сторону диаметральной плоскости (ДП) понтона, а носовой и кормовой транцы понтона на участке между башнями 2 смещены относительно соответствующих транцевых плоскостей башен к миделю кессон-дока. Ворота кессон-дока выполнены полыми и шарнирно прикрепленными к понтону по нижней их кромке. В полости ворот размещены две группы соос- ных барабанов, на каждом из которых намотана гибкая цилиндрическая пневмоемкость. На выступах башен понтона установлены кронштейны для крепления на них секций шлюз-перегородок, верхняя открытая поверхность выступов выполнена с наклоном в сторону ДП понтона. На внутренней поверхности каждой пневмоемкости закреплены кольцеобразные наделки, которые выполнены из пористого эластичного материала, на свободном конце пневмоемкости выполнено отверстие для подачи воздуха. 2 з.п. ф-лы, 8 ил. (Л
б
б
Сри8.:
N
1759725
/У
Цп
Фиг.б
Щи г. 8
Фиг. 7
Авторское свидетельство СССР № 229990, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Плавучий док | 1976 |
|
SU557953A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-09-07—Публикация
1990-07-23—Подача