1
Изобретение относится к транснортному машиностроению, в частности к движителям тихоходных транспортных средств высокой проходимости.
Известен движитель, содержащий кекруглое колесо, состоящее из нескольких радиальных опор и привода, обеспечивающего вращение колеса и приблизительное сохранение клиренса {,
Недостатком данного движителя является незначительная площадь радиальных опор и наличие свободных просветов между ними, благодаря которым диапазон изменения клиренса слищком велик.
Известен другой движитель, содержащий некруглое колесо переменного радизса качения, состоящее из трех одинаковых вынуклых дуг, симметрично расположенных относительно его вала, установленного шарнирно на качающемся рычаге, внутри которого расиоложен привод вращения, и опорную площадку, установленную на корпусе транспортного средства над некруглым колесом, которая состоит из бесконечного ремня с опорными роликами 2.
Основными иедостатками этого движителя являются сложность конструкции иривода вращения и неплавное качение колеса по роликам опорной площадки, что вызывает удары и усиленный износ бесконечного ремня.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является
движитель, содержащий некруглое колесо переменного радиуса качения, состоящее из одинаковых выпуклых дуг, симметрично расположенных относительио его вала, соединенного посредством механической
передачи с ириводом вращения, причем для сохранения постоянного клиренса вал колеса имеет такой же профиль, как и некруглое колесо, и он расположен внутри прямоугольной обоймы, а механичеекий
привод выполнен в виде расположенной на наружном контуре вала звездочки, зацеилеппой с бесконечной цепью, соединенной с приводом вращения 3.
Нри движении бесконечной цени колесо
враидается с переменной угловой скоростью, а фигурный вал, вращаясь в нрямоугольной обойме, перемещает центр колеса но вертикали, компенсируя разность его радиусов качения.
Недостатками даиного движителя является большая сложность привода вращения колеса, а также невысокая надежность подшипника вала колеса, в котором некруглый вал вращается в квадратной обойме, что связано с большим износом вала н обоймы.
Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что механическая передача выполнена в виде планетарного редуктора, эпицикл которого жестко соединен с корпусом транспортного средства, водило - с приводом вращения, а сателлит - с валом колеса, причем дли, ; -г„
на водила -равна I -- , где R - максимальный радиус качения, г - минимальный радиус качения, а передаточное число
, где п - число одинаковых вып + 1
пуклых дуг.
кроме того, эпицикл и сателлит могут быть выполнены в виде зубчатых колес, которые зацеплены между собой посредством паразитной шестерни, шарнирно установленной на водиле, или в виде звездочек, зацепленных между собой посредством цепи.
На фиг. 1 изображен предлагаемый движитель, имеющий некруглое колесо с двумя выпуклыми дугами, вид спереди; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - движитель, имеющий некруглое колесо с тремя выпуклыми дугами, вид спереди; на фиг. 4 - то же, вид сбоку; на фиг. 5 - кинематика качения колеса.
Движитель содержит некруглое колесо 1, которое имеет на своем наружном контуре несколько (п) выпуклых дуг 2, симметрично расположенных относительно вала 3. Количество дуг может быть равно от двух до десяти-двенадцати. Такое колесо имеет переменный радиус качения от минимального г до максимального R.
Вал 3 носредством механической передачи соединен с приводом 4 вращения, который может быть выполнен в виде индивидуального электродвигателя, или же в виде приводного вала от трансмиссии транспортного средства. Перед механической передачей ставится задача вращения колеса 1 с одновременным согласованным перемещением по вертикали его центра так, чтобы ликвидировать вертикальные колебания корпуса 5 транспортного средства. Для этой цели механическая передача выполнена в виде планетарного редуктора, эпицикл 6 которой жестко соединен с корпусом 5 транспортного средства, водило 7 жестко соединено с приводом 4 вращения, а сателлит 8 - с валом 3 колеса 1. При этом длина водила 7 должна быть выбрана из следующего соотнощения
Г) -
1. , а передаточное число планетарного редуктора из соотношения t
п +
На фиг. 1 и 2 представлен движитель с планетарным зубчатым редуктором внещнего зацепления. В нем эпицикл 6, жестко соединенный с корпусом 5 транспортного средства, выполнен в виде зубчатого колеса. В виде зубчатого колеса выполнен
также сателлит 8, который жестко связан с валом 3 некруглого колеса 1. Эпицикл б и сателлит 8 зацеплены между собой носредством паразитной щестерни 9, которая установлена поворотно на водиле 7.
На фиг. 3 и 4 показаН движитель, в котором эпицикл 10 и сателлит И выполнены в виде звездочек, зацепленных между собой ценью 12. Движитель работает следующим образом.
Привод 4 вращения приводит в движение водило 7, в котором паразитная шестерня 9, обкатываясь вокруг неподвижного эпицикла 6, передает через сателлит 8вращение колесу 1, при этом вертикальные колебания корпуса 5 исключаются благодаря его относительному вращению вокруг вала 3, что показано на фиг. 5, где величиной Я обозначено расстояние от оси
привода 4 вращения до грунта. Работа движителя с колесами, отличными , в принципе ничем не отличается от показанного на фиг. 5, где л 2. Однако в этом случае водило 7 за один оборот колеса 1 совершает не два, а п оборотов. В связи с тем, что соотношение скоростей вращения водила 7 и колеса 1 должно быть равно п:1, то возможно применение двух отдельных приводов с указанным соотношением их скоростей.
Применение данного изобретения позволяет значительно упростить конструкцию движителей с некруглыми колесами н повысить их надежность. Данный движитель
обеспечивает передвижение корпуса транспортного средства, близкое к прямолинейному относительно грунта, причем в период уменьшения площади контакта колеса с грунтом обеспечивается повыщенная тягово-сцепная характеристика.
Формула изобретения
Движитель транспортного средства, содержащий некруглое колесо нере.менного радиуса качетш, состоящее из одинаковых выпуклых дуг, симметрично расположенных относительно его вала, соединенного посредством механической передачи снриводом вращения, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, механическая передача выполнена в виде планетарного редуктора, эпицикл которого жестко соединен с корпусом транспортного средства, водило - с приводом вращения, а сателлит - с валом колеса, причем длина води,
ла равна , где R - максимальный радиус качения, г - минимальный раа п-ередаточное число i
диус качения, - число одинаковых выгде п
п + 1 пуклых дуг.
2.Движитель по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что эпицикл и сателлит выполнеиы в виде зубчатых колес, которые зацеплены между собой посредством паразитной шестерни, шарнирно установленной на водиле.
3.Движитель по п. 1, отличающийс я тем, что эпицикл и сателлит выполнены
в виде звездочек, зацепленных между собой посредством цепи.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Германии № 730607, кл. 63С 29/02, 1934.
2.Патент США № 2790503, кл. 180-7, 1957.
3.Circular-ars profile rotors «Automot Design Engng, 1969, 9, oct., 83-84.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Движитель транспортного средства | 1981 |
|
SU1044541A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ М.И.ЛОВЧИКОВА | 1992 |
|
RU2031040C1 |
Колесно-шагающий движитель | 1977 |
|
SU679465A1 |
Устройство для обеспечения движения транспортного средства в колесно-шагающем режиме | 1977 |
|
SU659446A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU874445A1 |
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2407668C2 |
Колесно-шагающий движитель | 1976 |
|
SU650877A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU908646A1 |
Ведущий мост транспортного средства, его варианты | 1982 |
|
SU1049275A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, ВАРИАТОР, ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ И САТЕЛЛИТ | 2009 |
|
RU2399814C1 |
LI TTT; ... .
1 h-5i
:-:: i
//////// /Т ТуТ/Т/ cpui Jcpui. Ч
w
Авторы
Даты
1979-03-30—Публикация
1975-08-08—Подача