Движитель транспортного средства Советский патент 1979 года по МПК B62D57/00 B60B19/00 

Описание патента на изобретение SU654480A1

1

Изобретение относится к транснортному машиностроению, в частности к движителям тихоходных транспортных средств высокой проходимости.

Известен движитель, содержащий кекруглое колесо, состоящее из нескольких радиальных опор и привода, обеспечивающего вращение колеса и приблизительное сохранение клиренса {,

Недостатком данного движителя является незначительная площадь радиальных опор и наличие свободных просветов между ними, благодаря которым диапазон изменения клиренса слищком велик.

Известен другой движитель, содержащий некруглое колесо переменного радизса качения, состоящее из трех одинаковых вынуклых дуг, симметрично расположенных относительно его вала, установленного шарнирно на качающемся рычаге, внутри которого расиоложен привод вращения, и опорную площадку, установленную на корпусе транспортного средства над некруглым колесом, которая состоит из бесконечного ремня с опорными роликами 2.

Основными иедостатками этого движителя являются сложность конструкции иривода вращения и неплавное качение колеса по роликам опорной площадки, что вызывает удары и усиленный износ бесконечного ремня.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является

движитель, содержащий некруглое колесо переменного радиуса качения, состоящее из одинаковых выпуклых дуг, симметрично расположенных относительио его вала, соединенного посредством механической

передачи с ириводом вращения, причем для сохранения постоянного клиренса вал колеса имеет такой же профиль, как и некруглое колесо, и он расположен внутри прямоугольной обоймы, а механичеекий

привод выполнен в виде расположенной на наружном контуре вала звездочки, зацеилеппой с бесконечной цепью, соединенной с приводом вращения 3.

Нри движении бесконечной цени колесо

враидается с переменной угловой скоростью, а фигурный вал, вращаясь в нрямоугольной обойме, перемещает центр колеса но вертикали, компенсируя разность его радиусов качения.

Недостатками даиного движителя является большая сложность привода вращения колеса, а также невысокая надежность подшипника вала колеса, в котором некруглый вал вращается в квадратной обойме, что связано с большим износом вала н обоймы.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что механическая передача выполнена в виде планетарного редуктора, эпицикл которого жестко соединен с корпусом транспортного средства, водило - с приводом вращения, а сателлит - с валом колеса, причем дли, ; -г„

на водила -равна I -- , где R - максимальный радиус качения, г - минимальный радиус качения, а передаточное число

, где п - число одинаковых вып + 1

пуклых дуг.

кроме того, эпицикл и сателлит могут быть выполнены в виде зубчатых колес, которые зацеплены между собой посредством паразитной шестерни, шарнирно установленной на водиле, или в виде звездочек, зацепленных между собой посредством цепи.

На фиг. 1 изображен предлагаемый движитель, имеющий некруглое колесо с двумя выпуклыми дугами, вид спереди; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - движитель, имеющий некруглое колесо с тремя выпуклыми дугами, вид спереди; на фиг. 4 - то же, вид сбоку; на фиг. 5 - кинематика качения колеса.

Движитель содержит некруглое колесо 1, которое имеет на своем наружном контуре несколько (п) выпуклых дуг 2, симметрично расположенных относительно вала 3. Количество дуг может быть равно от двух до десяти-двенадцати. Такое колесо имеет переменный радиус качения от минимального г до максимального R.

Вал 3 носредством механической передачи соединен с приводом 4 вращения, который может быть выполнен в виде индивидуального электродвигателя, или же в виде приводного вала от трансмиссии транспортного средства. Перед механической передачей ставится задача вращения колеса 1 с одновременным согласованным перемещением по вертикали его центра так, чтобы ликвидировать вертикальные колебания корпуса 5 транспортного средства. Для этой цели механическая передача выполнена в виде планетарного редуктора, эпицикл 6 которой жестко соединен с корпусом 5 транспортного средства, водило 7 жестко соединено с приводом 4 вращения, а сателлит 8 - с валом 3 колеса 1. При этом длина водила 7 должна быть выбрана из следующего соотнощения

Г) -

1. , а передаточное число планетарного редуктора из соотношения t

п +

На фиг. 1 и 2 представлен движитель с планетарным зубчатым редуктором внещнего зацепления. В нем эпицикл 6, жестко соединенный с корпусом 5 транспортного средства, выполнен в виде зубчатого колеса. В виде зубчатого колеса выполнен

также сателлит 8, который жестко связан с валом 3 некруглого колеса 1. Эпицикл б и сателлит 8 зацеплены между собой носредством паразитной щестерни 9, которая установлена поворотно на водиле 7.

На фиг. 3 и 4 показаН движитель, в котором эпицикл 10 и сателлит И выполнены в виде звездочек, зацепленных между собой ценью 12. Движитель работает следующим образом.

Привод 4 вращения приводит в движение водило 7, в котором паразитная шестерня 9, обкатываясь вокруг неподвижного эпицикла 6, передает через сателлит 8вращение колесу 1, при этом вертикальные колебания корпуса 5 исключаются благодаря его относительному вращению вокруг вала 3, что показано на фиг. 5, где величиной Я обозначено расстояние от оси

привода 4 вращения до грунта. Работа движителя с колесами, отличными , в принципе ничем не отличается от показанного на фиг. 5, где л 2. Однако в этом случае водило 7 за один оборот колеса 1 совершает не два, а п оборотов. В связи с тем, что соотношение скоростей вращения водила 7 и колеса 1 должно быть равно п:1, то возможно применение двух отдельных приводов с указанным соотношением их скоростей.

Применение данного изобретения позволяет значительно упростить конструкцию движителей с некруглыми колесами н повысить их надежность. Данный движитель

обеспечивает передвижение корпуса транспортного средства, близкое к прямолинейному относительно грунта, причем в период уменьшения площади контакта колеса с грунтом обеспечивается повыщенная тягово-сцепная характеристика.

Формула изобретения

Движитель транспортного средства, содержащий некруглое колесо нере.менного радиуса качетш, состоящее из одинаковых выпуклых дуг, симметрично расположенных относительно его вала, соединенного посредством механической передачи снриводом вращения, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, механическая передача выполнена в виде планетарного редуктора, эпицикл которого жестко соединен с корпусом транспортного средства, водило - с приводом вращения, а сателлит - с валом колеса, причем длина води,

ла равна , где R - максимальный радиус качения, г - минимальный раа п-ередаточное число i

диус качения, - число одинаковых выгде п

п + 1 пуклых дуг.

2.Движитель по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что эпицикл и сателлит выполнеиы в виде зубчатых колес, которые зацеплены между собой посредством паразитной шестерни, шарнирно установленной на водиле.

3.Движитель по п. 1, отличающийс я тем, что эпицикл и сателлит выполнены

в виде звездочек, зацепленных между собой посредством цепи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Германии № 730607, кл. 63С 29/02, 1934.

2.Патент США № 2790503, кл. 180-7, 1957.

3.Circular-ars profile rotors «Automot Design Engng, 1969, 9, oct., 83-84.

Похожие патенты SU654480A1

название год авторы номер документа
Движитель транспортного средства 1981
  • Крайний Владимир Михайлович
SU1044541A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ М.И.ЛОВЧИКОВА 1992
  • Ловчиков М.И.
RU2031040C1
Колесно-шагающий движитель 1977
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Кажукало Иван Федорович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU679465A1
Устройство для обеспечения движения транспортного средства в колесно-шагающем режиме 1977
  • Кажукало Иван Федорович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU659446A1
Колесно-шагающий движитель 1980
  • Владыкин Сергей Алексеевич
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU874445A1
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2009
  • Черняков Феликс Аронович
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2407668C2
Колесно-шагающий движитель 1976
  • Кажукало Иван Федорович
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Комиссаров Виктор Иванович
  • Корепанов Георгий Николаевич
  • Маленко Михаил Иванович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Рыков Геннадий Иванович
SU650877A1
Колесно-шагающий движитель 1980
  • Гринев Вячеслав Владимирович
  • Кажукало Иван Федорович
  • Кемурджиан Александр Леонович
  • Маленков Михаил Иванович
  • Мицкевич Анатолий Владимирович
  • Переверзев Николай Алексеевич
  • Рыков Геннадий Иванович
SU908646A1
Ведущий мост транспортного средства, его варианты 1982
  • Афанасьев Николай Иванович
  • Богдашич Ефим Ефимович
  • Дьяченко Владимир Алексеевич
  • Михайлов Валерий Валерианович
SU1049275A1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, ВАРИАТОР, ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ И САТЕЛЛИТ 2009
  • Лебедьков Владимир Михайлович
  • Лебедьков Константин Владимирович
RU2399814C1

Иллюстрации к изобретению SU 654 480 A1

Реферат патента 1979 года Движитель транспортного средства

Формула изобретения SU 654 480 A1

LI TTT; ... .

1 h-5i

:-:: i

//////// /Т ТуТ/Т/ cpui Jcpui. Ч

w

SU 654 480 A1

Авторы

Мишкинюк Вячеслав Константинович

Кудрявцев Анатолий Федорович

Скифский Эдуард Карлович

Новикова Светлана Алексеевна

Кажукало Иван Федорович

Даты

1979-03-30Публикация

1975-08-08Подача