1
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Известно устройство для крепления лобовых ; астей обмотки статора электрической машины, состоящее из трех клиньев из которых является распорным, а два других - предохранительными {ij . Клинья размещены в зазоре между ветвями -лобовых частей соседних катушек обмотки и зафиксированы от смешения между собой и между лобовыми частями обмотки. Вследствие нестабильности формы и размеров сечения лобовых частей катушек расстояние между соседними лобовыми частями может, колебаться до нескольки.х миллиметров в пределах одной машины. Поэтому, учитывая малый уклон кпвна, указанное устройство не обеспечивает надежной заклнновки обмотки. Кроме того, такая конструкция не позволяет полностью исключить применение шнуровых бандажей, что является трудоемкой операцией. В процессе эксплуатации машины бандаж вытягивается и ослабевает. Подтяжка бандажей при ремонтах невозможна, -требуется их полная замена.
Известно также устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее расположенные между катушками обмотки изоляционные распорки, каждая из которых выполнена в виде двух прокладок 2. Недостаток этой конструкции состоит в необходимости применения шнурового бандажа, что снижает надежность крепления обмотки.
Целью изобретения является повышение надежности крапления об мотки. Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве одна из прокладок выполнена С-образной формы и имеет фигурный паз, а другая прокладка снабжена выступом, входящим в фигурный паз первой прокладки, причем с-обеи.х сторон каждой распорки в аксиальном направлении установлены хомутики, обхватывающие катушки.
Ma фиг. 1 изображено описываемое устройство для крепления лобовых частей обмотки статора; (На фиг, 2 - то же, вид сверху} (на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - прокладка С-о6раэной формьц на фиг, 6 - то же, вид сбоку; на фиг. 7 прокладка С-образной формы с вариантом выполнения фигурного паза; на фиг. 8 прокладка с выступом; на фиг, 9 - то же вид сбоку.
Между лобовыми частями катушек 1 обмотки размещены изоляционные распорки, каждая из которых выполнена в виде двух прокладок 2 и 3, Прокладка 2 имеет С-образную форму и своими выступам 4 и 5 обхватывает катушку 1 сверху и снизу. На боковой поверхности прокладки
2выполнен фигурный паз 6, Прокладка
3снабжена выступом 7, который входит в паз 6 прокладки 2 С противоположной боковой стороны прокладки 2 выполнен поперечный паз 8, В пазу 8 размешены регулировочные прокладки 9. С обеих сторон прокладок 2 и 3 установлены хомутики Ю, об.хватывающие лобовые части, катушек 1. Хомутики 1О фиксируют положение комплектов прокладок 2 и 3 относительно обмотки и соседних распорок. Хомутики изготовлены из пружинящего изоляционного материала, например стеклотекстолита
Сборку распорки осуществляют следующим образом.
Прокладку 2 вставляют в зазор между боковыми сторонами лобовьгк частей соседних катушек 1, При этом выступы 4 и 5 прокладки 2 обхватьшают лобовые части катушки 1 сверху и снизу.
Высота Ь выступа 7 прокладки 3 выполнена меньшей ширины паза 6 в его узкой части, а ширина d выступа 7 больше ширины паза 6 в его узкой части, но меньше ширины паза в его широкой части. Выступ 7 заводят узкой сторо {ой с размером В в паз 6 прокладки 2, после чего прокладку 3 разворачивают на 9О так, чтобы обеспечить надежное сочленение прокладок между собой. Расклинивание производят при помощи прокладок 9, размещенных в пазу 8 прокладки 2.
Уплотнение расклиновки лобовьсх частей осуществляют посредством установки дополнительных регулировочных прокладок в паз 8 прокладки 2,
Предлагаемое устройство предназначено в основном для крепления верхних катушечных сторон обмотки.
Преимущество изобретения заключается в том, что благодаря применению такого устройства удается отказаться от использования шнурового бандажа и тем самым повысить наде кность крепления.
Формула изобретения
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее расположенные между катушками обмотки изоляционные распорки, : каждая из которых выполнена в виде двух прокладок, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, одна из прокладок выполнена С-образной формы и имеет фигурный паз, а другая прокладка снабжена выступом, входящим в фигурный паз первой прокладки, причем с обеих сторон каждой распорки в акси альном направлении установлены хомутики, обхватывающие катушки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент ЧССР N9 И79О1, кл. 21 d 54, 1965.
2.Авторское: свидетельство СССР NO 221134, кл. Н О2 3/50, 1968.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1976 |
|
SU595831A1 |
Устройство для закрепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1978 |
|
SU705605A1 |
Ротор явнополюсной электрической машины | 1973 |
|
SU581549A1 |
КАТУШКА МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ СТАТОРА ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2306655C1 |
КАТУШКА МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ СТАТОРА ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2296408C1 |
Статор электрической машины | 1977 |
|
SU639087A1 |
УСТРОЙСТВО для КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 1969 |
|
SU237244A1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1978 |
|
SU716112A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАТОРА КРУПНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2169981C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2079952C1 |
иг.цXl
8
5
t
C-iJLZat-ll-.
i/2.5б i/2.5
Пг.в
iPuz.7
uz.9
Авторы
Даты
1979-04-15—Публикация
1976-11-09—Подача