Способ получения высоковязких смазочных масел Советский патент 1946 года по МПК C10M143/06 

Описание патента на изобретение SU66097A1

При сравнительном изучении эффекта загущения маловязких фракций нефти паратоном (эксанолом) и более низкомолекулярныгу продуктом - полибутеном, полученным при полимеризации бутиленовой фракции газов пиролиза хлористым алюминием при 0° С, а также полибутена предельно высокого молекулярного веса, а именно оппанола (вистанекс-полибутен М. М. или Н. М.), было установлено, что полибутены в два раза менее эффективны по сравнению с паратоном. Масла, загущенные полибутенами, характеризуются столь же стабильной вязкостью, как и масла, загущенные паратоном. При нагревании до 100-110° С в течение 75 час вязкость не изменяется. Оппанол оказался в 4-6 раз более эффективен, чем дивиниловый СК, и в 25-30 раз более эффективен, чем паратой.

Как известно, загущение масел добавкой 1,5-3% дивинилового СК не дает стабильности их; вязкость непрерывно падает не только при нагревании до 100° С, но и при длительном стоянии при комнатной температуре. Кроме того, при этом получают масла хотя и с исправленным индексом вязкости, но, как оказалось, менее значительным, чем в случае применения онпанола.

Пример. Машинное масло С: Езо 5,92, ,62.

То же плюс 2% дивинилового СК: Е,-,о 21,0; Eioo 3,42. Добавка СК заметно увеличивает зольность и особенно коксуемость масел. В то же время при применении малых концентраций оппанола (менее 1%) получают продукты, вязкость которых rerxo .может быть сделана стабильной термостабилизацией, т. е. прогрг ваннем при размещивании до 100-110° С в течение 5-12 час. Чем ки-ке концентрация оппанола, тем меньщс время прогревания.

№ 66097

При концентрации оппанола 0,2% получают стабильный по вязкости продукт, не требующий прогревания.

Ниже приведены данные, иллюстрирующие эффективность добавки оппанола.

№ 1. Веретенное масло: ,86; Eioo 0,56.

№ 2. То же плюс 1% оппанола: 50 45,37; Eioo 12,18.

№ 3. Смесь № 2 после термостабилизации: ,75; ,45. Замечено, что вязкость не изменяется при дальнейщем прогревании в течение 50 час.

АЬ 4. Веретенное масло плюс 0,5i% оппанола: ,22; ,76.

№ 5. Смесь № 4 после термостабнлизации: 50 7,92; Eioo 2,2.

№ 6. Веретенное масло плюс 0,5% оппанола плюс 10% полибутенов: Е5о 14,43; Eioo 3,18.

№ 7. Смесь № 6 после термостабилизации: ,0; ,72.

№ 8. Веретенное масло плюс 0,2% оппанола: ,96; ,14. (Вязкость этой смеси стабильна и при прогреве до 110° С не изменяется).

Стабильные изменения вязкости указанных смесей (№ 3, 5, 8) в зависимости от количества оппанола представлены на чертеже (масло веретенное Е5о 1,86; Eioo 0,56).

Из графика, приведенного на чертеже, можно сделать следующие выводы.

1.Можно составлять высоковязкие авиационные масла типа МК (Е5о 21 и выще) не только из веретенного и солярового масел, но и из керосина, с затратами оппанола менее Ii%.

2.При добавлении оппанола к веретенному маслу получают пологую температурную кривую вязкости -- 3,5, а при надлежащем

подборе сырья и 3,0, чего нельзя достигнуть при применении предложенных ранее загустителей (парафина, винипола, дивинилового СК и т. д.) для случая получения высоковязких смазочных масел.

3.Можно получать авиационные масла с температурой застывания минус 40-60° С при использовании в качестве основ лигроинокеросиновых фракций или смесей их с низкозастывающими, например, трансформаторными маслами.

В отличие от дивинилового СК оппанол дает продукты, отличающиеся малой зольностью (менее 0,03о/о) и низким коксовым числом (менее 0,1о/о).

Таким образом, по новому способу могут быть получены высоковязкие масла с пологой температурной кривой вязкости (а по желанию и низкозастывающие смазочные масла) из маловязких веретенных и соляровых фракций и даже керосина природных или синтетических нефтей добавлением малых (менее 1%) количеств или оппанола или оппанола в смеси с низкомолекулярными полибутенами.

Полученные при этом продукты подвергаются термостабилизации, т. е. прогреванию при размешивании до 100-110°С до тех пор, пока они не достигнут стабильной к действию этой температуры вязкости.

Предмет изобретения

1. Способ получения высоковязких смазочных масел путем загущения маловязких фракций природной или синтетической нефти, о тличающийся тем, что к указанным фракциям добавляют менее

li% оппанола, после чего смесь подвергают нагреванию до температуры не выше 100-110° С до тех пор, пока она не достигнет стабильной к действию этой температуры вязкости.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что оппанол вводят в смеси с низкомолекулярными полибутенами.

Похожие патенты SU66097A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОСНОВ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ 2018
  • Волобоев Сергей Николаевич
  • Мухин Алексей Федорович
  • Ткаченко Алексей Михайлович
  • Пашкин Роман Евгеньевич
  • Анисимов Василий Иванович
RU2693901C1
МАСЛО ДЛЯ ОСЕВЫХ ШАРНИРОВ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ 1994
  • Лейканд М.А.
  • Юрьев М.С.
  • Фертман А.М.
  • Козлова А.И.
  • Владимиров И.М.
  • Назарова Т.И.
  • Хурумова А.Ф.
  • Мельников Е.И.
  • Бобковский Е.И.
RU2100424C1
Моторное масло арктического назначения 2016
  • Заглядова Светлана Вячеславовна
  • Китова Марианна Валерьевна
  • Маслов Игорь Александрович
  • Антонов Сергей Александрович
  • Кашин Евгений Васильевич
  • Пиголева Ирина Владимировна
RU2638528C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ 2018
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Воропаев Александр Иванович
  • Мясников Филипп Васильевич
RU2672266C1
СМАЗКА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ "СТП-3М 1992
  • Каличевская Е.А.
  • Стерхова Л.Н.
  • Чернышева Е.А.
  • Губанова В.А.
  • Стахурский А.Д.
  • Авчинников И.К.
  • Загубыгорилка В.Л.
  • Коропец А.П.
RU2017797C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ 2009
  • Нестеров Александр Викторович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Горякина Ольга Валентиновна
RU2400535C1
СМАЗОЧНАЯ КОЛ1ПОЗИЦИЯ 1973
  • Витель Иностранец Рудольф Якоб Маас Федеративна Республика Германии
SU383315A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ОСНОВЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ 2017
  • Волобоев Сергей Николаевич
  • Мухин Алексей Федорович
  • Ткаченко Алексей Михайлович
  • Пашкин Роман Евгеньевич
  • Анисимов Василий Иванович
  • Кислицкий Константин Анатольевич
RU2661153C1
Смазочное масло для трансмиссий и шарниров винтов вертолетов 2020
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Алексей Александрович
  • Бойко Татьяна Григорьевна
  • Бичеров Александр Александрович
  • Ермаков Сергей Федорович
RU2739323C1
Способ получения синтетического компонента основ гидравлических масел для ракетно-космической техники 2019
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Гаврилова Ирина Анатольевна
  • Дмитриева Надежда Владимировна
  • Куликова Ида Аркадьевна
  • Каюткина Наталья Ивановна
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Рудяк Константин Борисович
RU2703538C1

Иллюстрации к изобретению SU 66 097 A1

Реферат патента 1946 года Способ получения высоковязких смазочных масел

Формула изобретения SU 66 097 A1

.5 Еюо о

K.o/ wecmbo оппаном

SU 66 097 A1

Авторы

Анцус Л.И.

Петров А.Д.

Даты

1946-01-01Публикация

1943-12-19Подача