При сравнительном изучении эффекта загущения маловязких фракций нефти паратоном (эксанолом) и более низкомолекулярныгу продуктом - полибутеном, полученным при полимеризации бутиленовой фракции газов пиролиза хлористым алюминием при 0° С, а также полибутена предельно высокого молекулярного веса, а именно оппанола (вистанекс-полибутен М. М. или Н. М.), было установлено, что полибутены в два раза менее эффективны по сравнению с паратоном. Масла, загущенные полибутенами, характеризуются столь же стабильной вязкостью, как и масла, загущенные паратоном. При нагревании до 100-110° С в течение 75 час вязкость не изменяется. Оппанол оказался в 4-6 раз более эффективен, чем дивиниловый СК, и в 25-30 раз более эффективен, чем паратой.
Как известно, загущение масел добавкой 1,5-3% дивинилового СК не дает стабильности их; вязкость непрерывно падает не только при нагревании до 100° С, но и при длительном стоянии при комнатной температуре. Кроме того, при этом получают масла хотя и с исправленным индексом вязкости, но, как оказалось, менее значительным, чем в случае применения онпанола.
Пример. Машинное масло С: Езо 5,92, ,62.
То же плюс 2% дивинилового СК: Е,-,о 21,0; Eioo 3,42. Добавка СК заметно увеличивает зольность и особенно коксуемость масел. В то же время при применении малых концентраций оппанола (менее 1%) получают продукты, вязкость которых rerxo .может быть сделана стабильной термостабилизацией, т. е. прогрг ваннем при размещивании до 100-110° С в течение 5-12 час. Чем ки-ке концентрация оппанола, тем меньщс время прогревания.
№ 66097
При концентрации оппанола 0,2% получают стабильный по вязкости продукт, не требующий прогревания.
Ниже приведены данные, иллюстрирующие эффективность добавки оппанола.
№ 1. Веретенное масло: ,86; Eioo 0,56.
№ 2. То же плюс 1% оппанола: 50 45,37; Eioo 12,18.
№ 3. Смесь № 2 после термостабилизации: ,75; ,45. Замечено, что вязкость не изменяется при дальнейщем прогревании в течение 50 час.
АЬ 4. Веретенное масло плюс 0,5i% оппанола: ,22; ,76.
№ 5. Смесь № 4 после термостабнлизации: 50 7,92; Eioo 2,2.
№ 6. Веретенное масло плюс 0,5% оппанола плюс 10% полибутенов: Е5о 14,43; Eioo 3,18.
№ 7. Смесь № 6 после термостабилизации: ,0; ,72.
№ 8. Веретенное масло плюс 0,2% оппанола: ,96; ,14. (Вязкость этой смеси стабильна и при прогреве до 110° С не изменяется).
Стабильные изменения вязкости указанных смесей (№ 3, 5, 8) в зависимости от количества оппанола представлены на чертеже (масло веретенное Е5о 1,86; Eioo 0,56).
Из графика, приведенного на чертеже, можно сделать следующие выводы.
1.Можно составлять высоковязкие авиационные масла типа МК (Е5о 21 и выще) не только из веретенного и солярового масел, но и из керосина, с затратами оппанола менее Ii%.
2.При добавлении оппанола к веретенному маслу получают пологую температурную кривую вязкости -- 3,5, а при надлежащем
подборе сырья и 3,0, чего нельзя достигнуть при применении предложенных ранее загустителей (парафина, винипола, дивинилового СК и т. д.) для случая получения высоковязких смазочных масел.
3.Можно получать авиационные масла с температурой застывания минус 40-60° С при использовании в качестве основ лигроинокеросиновых фракций или смесей их с низкозастывающими, например, трансформаторными маслами.
В отличие от дивинилового СК оппанол дает продукты, отличающиеся малой зольностью (менее 0,03о/о) и низким коксовым числом (менее 0,1о/о).
Таким образом, по новому способу могут быть получены высоковязкие масла с пологой температурной кривой вязкости (а по желанию и низкозастывающие смазочные масла) из маловязких веретенных и соляровых фракций и даже керосина природных или синтетических нефтей добавлением малых (менее 1%) количеств или оппанола или оппанола в смеси с низкомолекулярными полибутенами.
Полученные при этом продукты подвергаются термостабилизации, т. е. прогреванию при размешивании до 100-110°С до тех пор, пока они не достигнут стабильной к действию этой температуры вязкости.
Предмет изобретения
1. Способ получения высоковязких смазочных масел путем загущения маловязких фракций природной или синтетической нефти, о тличающийся тем, что к указанным фракциям добавляют менее
li% оппанола, после чего смесь подвергают нагреванию до температуры не выше 100-110° С до тех пор, пока она не достигнет стабильной к действию этой температуры вязкости.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что оппанол вводят в смеси с низкомолекулярными полибутенами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОСНОВ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ | 2018 |
|
RU2693901C1 |
МАСЛО ДЛЯ ОСЕВЫХ ШАРНИРОВ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ | 1994 |
|
RU2100424C1 |
Моторное масло арктического назначения | 2016 |
|
RU2638528C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2672266C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ТРАНСМИССИОННЫХ ПЕРЕДАЧ "СТП-3М | 1992 |
|
RU2017797C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ | 2009 |
|
RU2400535C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОЛ1ПОЗИЦИЯ | 1973 |
|
SU383315A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ОСНОВЫ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ МАСЕЛ | 2017 |
|
RU2661153C1 |
Смазочное масло для трансмиссий и шарниров винтов вертолетов | 2020 |
|
RU2739323C1 |
Способ получения синтетического компонента основ гидравлических масел для ракетно-космической техники | 2019 |
|
RU2703538C1 |
.5 Еюо о
K.o/ wecmbo оппаном
Авторы
Даты
1946-01-01—Публикация
1943-12-19—Подача