Изобретение относится к области машиностроения, в частности, может быть использовано для смазки подшипников в стационарных турбомашинах. Известна система смазки для подшипникового узла, содержашая маслоулавливающие камеры, картер отработанного масла и сливной патрубок, связываюш.ий маслоулавливаюш.ие камеры с коллектором. При нормальной работе турбомашины по системе смазки отработанное масло ото ВОДИТСЯ через сливной патрубок в коллектор, при этом картер остается сухим. В период разгона и торможения турбомашины масло отводится менее эффективно. Просочившееся в картер масло в этом случае ели вается через зазор между коллектором и сливным патрубком. Вытекаюшая из сливного патрубка струя обеспечивает эжекцию газа из пространства картера, дастаточную для принудительной его вентиляции. Однако эжектируюшее действие струи отработанного масла, вытекающего из сливного патрубка, сохраняется и во время нормальной работы турбомашины, когда отпадает необходимость вентиляции сухого картера. Более того, принудительная вентиляция картера даже вредна, т. к. она приводит к тому, что в его пространство начинает поступать загрязненный и увлажненный воздух из машинного зала (через зазоры между валом и торцовыми стенками картера). Особенно это нежелательно в паровых турбомашинах, где возможно проникновение большого количества водяного пара из концевых уплотнений в негерметичный картер. Вода и грязь, попавшие в масло, катализируют процесс окисления его. Кроме того, загрязненное и обводненное масло вызывает коррозию узлов системы смазки, усиленный износ сопряженных поверхностей трения, снижение эффективности действия композиции присадок к маслу. С целью уменьшения окисления масла система смазки снабжена источником инертного газа и вентилятором, всасывающая сторона которого соединена со сливным патрубком и источником инертного газа, а нагнетательная сторона - с маслоулавливающими камерами, при этом сливной патрубок соединен с картером герметично, картер выполнен с дренажным отверстием и снабжен гидрозатвором, связываюшим дренажное отверстие со сливным патрубком.
Эти усовершенствования позволят избежать ненужной вентиляции сухого картера (а следовательно, предотвратить загрязнение и обводнение масла), затормозить процесс старения масла, поскольку растворенный в масле кислород будет замещен инертным газом.
На чертеже изображена общая схема описываемой системы смазки подшипникового узла.
В картере 1 с уплотнениями 2 вала 3 турбомашины установлен составной вкладыш 4 подшипника, к торцовым сторонам которого примыкают кольцевые маслоулавливающие камеры 5 с уплотнениями 6 и камерами выравнивания давления 7. Самовсасывающее устройство 8 гидравлически соединено с камерами 5 и 7, а также с камерой 9 слива, к которой подсоединен сливной патрубок 10. Этот патрубок герметично выведен через стенку картера 1. Наружный участок сливного патрубка I1 подключен к масляному баку 12. В днище картера сделано дренажное отверстие, которое трубопроводом, содержащим гидрозатвор 13, соединено с патрубком И.
К масляному баку 12 подключены насос 14 для подачи масла через холодильник 15 ко вкладышу 4, штатный вентилятор 16 для отсоса паров и газов, предохранительный клапан 17 и наружный участок сливного патрубка 11.
Вентилятор 18 всасывающими трубопроводами сообщен с источником инертного газа 19 (например, ресивером с азотом) и наружным участком сливного патрубка 11, а нагнетательными - с маслоулавливающими камерами 5.
Система работает следующим образом .
Масло из бака 12 насосом 14 через холодильник 15 подается ко вкладыщу 4, на который опирается вал 3. Отработанное масло, попавшее в маслоулавливающие камеры 5, засасывается самовсасывающим устройством 8, последовательно проходя камеру выравнивания давления 7 и каналы в теле вкладыша. Из кольцевой камеры 9 слива масло по патрубкам 10 и 11 сливается обратно в бак.
В периоды разгона и торможения турбомащины, когда самовсасывающие устройства 8 работают неэффективно, часть масла пpocaчивaeтJгя между валом 3 и уплотнениями 6 и через гидрозатвор 13 сливается в патрубок 11. При этом штатный вентилятор 16 отсасывает из картера 1 и маслобака 12 пары и газы в атмосферу. Вентилятор 18 остановлен: ресивер 19 отключен.
При нормальной эксплуатации турбомащины, когда самовсасывающие устройства работают эффективно и картер сухой, включается другой вентилятор 18, который подает инертный газ в маслоулавливающую камеру 5; образующаяся газомасляная смесь последовательно проходит камеру 7, устройство 8, камеру 9, патрубки 10 и И. При этом происходит как бы продувка масла 5 инертным газом, парциальное давление которого устанавливается заведомо выще парциального кислорода. Вследствие газомассообмена масло насыщается азотом, приобретая ценные термостабильные свойства. При продувании масла инертным газом кроме кислорода частично удаляются и водяные пары, т. е. масло подсушивается. Агрессивные газы (кислород, водяной пар), вытесненные инертным газом, выделяются при движении масла по сливным патрубкам и удаляются в атмосферу штатным вентилятором 16. По мере на хыщения масла инертным газом подача штатного вентилятора 16 сокращается и, наконец, наступает момент, когда его отключают за ненадобностью. В работе остается один вентилятор 18, поддерживающий необходимую степень насыщения масла инертным газом. В случае накопления кислорода в газовом пространстве системы (что возможно, например, при увеличенном подсосе воздуха через уплотнение -6), периодически включается для «продувки штатный вентилятор 16. Предохранительный клапан 17.сбрасывает избытки газа при случайном повыщении давления газа в системе сверх допустимого.
Применение описываемой системы смазки позволит избежать загрязнения обводнения масла при всех режимах эксплуатации турбомащины: пуск, нагружение, останов и т. д.; существенно снизить скорость окисления масла - только при нормальной эксплуатации турбомащины - за счет обес5 кислороживания масла (насыщение инертным газом).
Формула изобретения
Система смазки для подшипникового узла, содержащая маслоулавливающие камеры, картер отработанного масла и сливной патрубок, связывающий маслоулавливающие камеры с коллектором, отличающаяся
5 тем, что, с целью уменьшения окисления масла, она снабжена источником инертного газа и вентилятором, всасывающая сторона которого соединена со сливным патрубком и источником инертного газа, а нагнетательная сторона - с маслоулавливающими камерами, при этом сливной патрубок соединен с картером герметично, картер выполнен с дренажным отверстием и снабжен гидрозатвором, связывающим дренажное отверстие со сливным патрубком.
5Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство № 554426, кл. F 16 С 17/02, 1975.
Iff
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел скольжения | 1975 |
|
SU554426A1 |
Уплотнение вала турбомашины | 1981 |
|
SU994839A1 |
Система централизованного маслоснабжения турбомашины | 1976 |
|
SU659770A1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ МАСЛОСИСТЕМЫ ТУРБОМАШИНЫ | 2008 |
|
RU2369750C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ МАСЛОСИСТЕМЫ ТУРБОМАШИНЫ | 2008 |
|
RU2357087C1 |
КАРТЕРНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2003 |
|
RU2237167C1 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С УЛУЧШЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ОТВЕДЕНИЯ КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ, ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И ПЫЛЕУДАЛЕНИЯ, СНИЖАЮЩАЯ ИНФРАКРАСНУЮ ЗАМЕТНОСТЬ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2023 |
|
RU2802967C1 |
Система смазки газоперекачивающего агрегата со стационарным газотурбинным двигателем | 2019 |
|
RU2742591C1 |
ТУРБОГЕНЕРАТОР С ВОДОРОДНЫМИ УПЛОТНЕНИЯМИ ВАЛА РОТОРА | 1993 |
|
RU2046513C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВС | 2001 |
|
RU2217608C2 |
Авторы
Даты
1979-05-05—Публикация
1976-11-01—Подача