Устройство для управления электроприводом постоянного тока механизмов экскаватора Советский патент 1979 года по МПК E02F9/20 H02P5/22 

Описание патента на изобретение SU663794A2

(54).УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА МЕХАНИЗМОВ ЭКСКАВАТОРА связи 6 по току источника 2 регулиру/ейого напряжения. Потенциометр 4 подключён к выходу -регулятора 7 тока якоря. Задающая обмотка 8 регуля гора 7 тока якоря подключена через функцконгильный преобразователь ,9 к датчику 10 тока возбуждения, включённому между обмоткой 11 во буждения электродвигат1еля 1 и йстбчнйком 12 регулируемого напряжения, имею1аим входное суммирую- , иёе устройство 13 (например, магнитный усилитель). Задающая о.бмотkia 14/ через фуйкциональный прёобразо.ватель 15 присоединена к выходу до- полнительного датчика тока 16. Обмотка 17, служащая для компенсации влияния cTalJtiiecKoro момента на тваяу ёлёк тp6двnгaтJЭjiя на темп разгона и торможёни:я, присоединена к выходу логичес18. К одному из кого элемента входозв логического элемента 18 присоёдййен датчик тока 19, а другой вход присоединен параллельно якорю электро двигателя 1. Кроме входа логического элемента 18 параллельно датчику тока 19 присоедййёны элементь цепи обрат ной связи по току (диОда 5 и обмотка 6). Обмотка 20 обратной связи по напряжению суммирующего устройства 13 подключена последовательйр с блОком йёлййейности 21, состоящего, напр имёр, из диодов и стабилитронов, параллельно якорю электродвигателя 1 Задающий сигнал подается на обмотку 22 суммирующего устройства 3. ,,.. О(5мОтка 23 обратной связи по на пряжеййю рёгулятора тока 7 подключейа к ВйзсОйу множительного устройства 24. Один из входов множительного устройства 24 подключен параллельно якорю электродвигателя 1. Второй вход мнОжителЬйогО устройства 24 подключен к выходу множитёльйОго устройства 25. К од нежу из входов множительногоустройства 25 пбдкЖчен выход функционального преобразователя 26, а к Другому - выход функционального преобразователя 27. К выходу функционального преобразователя 26 и 27 присоединен йыхОд датчиков положения ковша 28 и 29 соОтйёТствёЖйо. В качёствё таких датчиков могут быть использованы, например, на экскаваторах типа прямая лопата сельсийные Датчики положения механизма напора и подъема. АналрЬйЧные датчики могут бытьприменены на.экскаваторахдраглайнах., : Устройство для получения оптимального поворота одйоковшового экскавато ра работает следук щим образом. ,. До подачи сигнала в цепь задающей обмотки 22 напряжение на выходе источника 2 и ток якоря электродвигате ля 1 равны нулю. Поэтому задающая об мотКа 14 получает, благодаря действию функционального преобразователя 15, сигнсш, обуславливающий некоторый минимальйый ток возбуждения в обмотке озбуждения 1J. электродвигателя 1 и, следовательно, малый магнитный поток Поэтому на выходе датчик;а тока 10 сигнал минийален, вследствие чего на задающую обмотку 8 регулятора тока 7 подается ми нимальный сигнал и напря Жёние на выходе регулятора тока 7 невелико. ; . При подаче напряжения в цепь заАа|Ющей обмотки 22 на выходе источника 2 регулируемого напряжения появится небольшое на;Ггряжение. Под действием этого напряжейня по якорной цепи электродвигателя 1 потечет ток относительно малой величины, так как его величина будет ограйичена мальм значением напряжения на выходе регулятора 7 тока якоря.. Характеристика функционального преобразователя 15 такова, что ток трогания электродвиателя до О1сончания выбора зазора в передачах не вызывает изменения тока в обмотке 14 и, следовательно, тока возбуждения. Таким образом, до выбора зазора электродвигатель 1 имеет понижейный ток и магнитный, поток, т.е,,крторый обеспечивает понижение Дййаййческих усилий в момент окончания выбора зазора. После окончания выбора зазора и бцёплёния электродвигателя с платформой происходит ударный всплеск даналдачёской составляющей тока в якорной цейй электродвигателя, что приводит в соответствии с характеристикой функционального преобразователя 15 к началу действия положительной обратной связи через датчик 16 тока к росту тока в Обмотке 14, росту напряжения на выходе источника 12 и к росту 0ка в оёмОтке 11 ;йОзбуждения на выходе источнике а 12 и к ростутока в обйОтке II возбуждения электродвигателя. Прэтту вследствие действия в цепи положительной обратной связи (датчик 1р рка функциональный преОбразбватёль 9 - обмотка регулятора 8 регулятрра 7 тока якоря потенциометр 4) и уйёдичёния уставки задёр кй действия отрицательной обратной связи по трку (по nenif диоды 5 пОтёнциойёт р 4 - обмотка ё) , т.е. под дейст5з ем такой сквозной положительйбй об атйрй связи, йрой сходи т быстрбё нарастание тока якоря и магнитйогО дртЬка, т.е. момента. Величина TOKai воЗдбуждения бграйичивается благодари фЪрме характеристик вход-выход блока 1 .;; :., По мере роста тока якоря растет напряжение на якоре электродвигателя 1. При этом действует отрицательная обратная связь по напряжению на якоре (по цепи якорь элеЛтродвигателя 1 один из вХоДЪв блока умножения - выход блока умножения - оОмотка 23 регулятора тока якоря и т.д.). Эта отрицательная обратная связь ограничивает максимальное значение тока якоря. Так как напряжение на, :выходе блока умножен я 24 определяется соотношением вых 24 - и«в ьыx 25, ,а напряжение на вьЬсоде блока умножения 25 определяется, благодаря деист ВИЮ датчиков 28 и 29 и функциональных преобразователей 26 и 27, положением ковша, то при определенной функциональной зависимости вход-выход блока 26 и 27 можно получить в полном соответствии с теорией оптимального управления линейную зависимость: VmQ, По мере разгона якоря электродвигателя 1 и роста напряжения на нем вследствие действия отрицательной обратной связи по напряжению (якорь 1 ,блок. умножения 24 - обмотка 23 регулятора 7) происходит умножение задержки действия отрицатель-.ной обратной связи по току (датчик i:oKa 19 - диоды 5 - потенцисячетр 4 - обмотка обратной связи 6). Вследствие этоХо уменьшается действие положйтель ной обратной связи (датчик 16 - функциональный преобразователь 15 - обмотка 14 - выходное устройство 13 - источник 12 - обмотка 11 - датчик тока 10. - функциональный преобразовател 9 - обмотка 8). Под действием этих факторов происходит линейное по време ни спадание тока якоря 1, причем вели чина наклона характеристики 3 f(t) определяется в соответствии с теорией -оптимального управления моментом инер йии систекы, т.е. в лервую положением ковша. При изменении положения ковша меняется напряжение на входе блока умножения 25, что приводит к изменению коэффициента отрицательной связи и наклона характеристики 3 (t) к оси t. По мере спадания тока якоря 1 умен шается ток обмотки 14 и, следователь но, ток обмотки возбуждения и маг1нитный поток электродвигателя. Этот процесс при больших углах поворота жается до достижения магнитным потоко минимальных значений, определяемых формой характеристики функционального преобразователя 15. Спадание тока воз буждения и разгон электродвигателя фо сируется благодаря действию обмотки 20 и преобразователя 21 (см. фиг. 1). При уменьшении или снятии напряжения приложенного к цепи обмотки 22, начинается тормозной процесс. Этот процес например, при полном снятии напряжени с цепи обмотки 22 протекает так: при

563794 исчезновении тока в цепи обмотки 22 ток в якорной цепи якоря электродвигателя 1 снижается до нуля, а затем меняет знак. При переходе тока через нулевое значение ток возбуждения в обмотке 11, как и при трогании с места, принимает минимальное значение. Напряжение на выходе регулятора тока ;В этом -режиме ниже, чем при трогании благодаря размагничивающему действию обмотки 23, Поэтому выбор зазора в более опасном режиме начала то1 1ожения в предлагаемой схеме происходит с еще меньшими динги ическими нагруэкаи и, чем в случае прототипа. После изменения знака ток в якоре через цепь отрицательной обратной связи по току (датчик 19 - диоды 5 - потенциометр 4 - 6) поддерживается напряжение Ясточникг1 2 так, чтобы ток не превышал допустимых для данного режима значений, бдновретленно изменения знака тока, перестают совпадать знаки тока и напряжения на 1входе логического элалента И 18. :В результате на его выходе появится сигнал , что приведет к появлению некоторого тока в обмотке 17, который создает ампервитки, направленные противоположно ампервиткг1М задающей обмотки 14. Напряжение на выходе элет«ента 18 будет в продолжении всего времени торможения. Поэтому в тормозном режиме магнитный поток и ток якоря электродвигателя, а следовательно, и момент будут ниже, чем в двигательном, что скомпенсирует влияние статического момента на интенсивность разгона и то1рможения. в момент окончания выбора зазора при переходе в тормозной режим, как и ;при трогании с; места, происходит всплеск тока якоря 1. Под действием этого тока снова начинает действовать положительная обратная связь (по це;пи датчика тока 16 - функциональный преобразователь 15 - обмотка 14 - суммирующее устройство 13 - источник 12 - обмотка 11 - датчик тока 10 функциональный преобразователь 9 - обмотка 8 - регулятор тока 7 - потенциометр 4 - диоды 5 - датчик тока 19обмотка 6 - сумтрунщеё устройство 3 источник 2). В результате действия этой положительной обратной связи начинается быстрое нарастание магнитного потока и э.д.с. в якоре электродвигателя 1 и, следовательно, тока якоря. Однако вследствие ограниченного уровня напряжения источника 2 (например, вследствие насыщения, если источник 2 является генераторов) рост тока якоря электродвигателя 1 может быть ограниченньам только при ограничении э.д.с. в якоре электродвигателя 1. Для этого при достижении максимального значения резко усиливается ток через функциональный преобразователь 21 и обмотку 20. Ампервитки, создаваемые обмоткой 20, частично компенсируют действие ампервйтков обмотки 14, в результате чего ограничивается дальнейший рост 9.Д.С. и тока возбуждения. По мере торможения электродвигателя растет ток обмотки возбуждения 11 и снижается напряжение на якоре электродвигателя 1. Это снижение напряженияпозволяет увеличить напряжение на выходе регулятора тока и обеспечить необходимое для оптимгшьной обработки переметения линейное нарастание тока. Линейное нарастание тока якоря 1 обеспечивается совместным действием преобразователя 21 и обмоток 20 и 23.

При достижении скорбсти электродвигателя бли.зкой к номинальной, в соответствии с характеристикой блока нелинейности 1 перестает протекать ток через обмотку 20. В результате появляется возможность дальнейшего увеличения тока обмотки возбуждения 11 и по мере уменьшения скорости и напряжения на якоре 1 тока якоря. Темп линейного нарастания тока якоря и в тЬрмозиЬм режиме определяется в зависимости от положения ковша, т.е. от напряжения на выходе датчиков 28 и 29 (по цепи датчики 28 и 29 - функциональные преобразователи 26 и 27 - блок умножения 25 - вход блока умножения 24). По окончании тормозного режима ток я напряжение на якорной

I:

8

цепи становятся равными нулю, исчезает сигнал на выходе элемента 18, и схема приходит в исходное состояние.

Изобретение позволяет за счет форсирования оптимальных тгисограмм значительно сократить потери в якоре 5 электродвигателя, сократить цикл отработки перемещения, оптимизировать прюцессы в системе с переменными паргинетрами.

0 Формула изобретения

Устройство для управления электроприводом постоянного тока механизмов экскаватора по авт.св. 482854,

5 о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повыяения. производительности экскаватора, оно дополнительно снабжено двумя датчиками положения ковша, двумя функционгшьными преобразоQ вателями и двумя множительными устройствами, входы одного из которых подключены к.обмотке регулятора тока а выходы через второе множительное устройство соединены со входами функ5 циональиых преобразователей, к выходам которых подключены датчики положений ковша..

Источники информсщии, принятые во ,внимание при экспертизе 0 1. Авторское свидетельство СССР 4.82854, кл. Я 02 Р 5/22, 1971 (прототип) .. laiiK

Похожие патенты SU663794A2

название год авторы номер документа
Электропривод постоянного тока 1977
  • Мительман Михаил Владимирович
SU729800A1
Устройство для регулирования тока якоря электродвигателя 1976
  • Мительман Михаил Владимирович
  • Воинов Владимир Павлович
  • Крикун Лев Израилевич
  • Свечкарев Юрий Вадимович
SU656169A1
Устройство для двухзонного регулирования скорости многодвигательного электропривода 1980
  • Ольховиков Борис Васильевич
  • Мительман Михаил Владимирович
  • Розенцвайг Аркадий Бениаминович
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
  • Ушаков Леонтий Иванович
SU875570A1
Устройство для управления электроприводом постоянного тока механизмов экскаватора 1971
  • Мительман Михаил Владимирович
  • Бакин Виктор Николаевич
  • Першукевич Юрий Андреевич
  • Петраш Владимир Иванович
SU482854A1
Электропривод постоянного тока 1985
  • Каминская Дора Абрамовна
  • Айгинин Раис Загидулович
SU1332501A1
Электропривод постоянного тока с подчиненным регулированием параметров 1980
  • Мительман Михаил Владимирович
  • Толстая Галина Федоровна
SU985914A1
Способ управления электроприводом постоянного тока и устройство для его реализации 1979
  • Мительман Михаил Владимирович
  • Дубровский Владимир Васильевич
  • Осятинский Владимир Львович
SU855910A1
Способ управления электроприводом экскаватора и устройство для его осуществления 1990
  • Дружинин Алексей Владимирович
  • Бабенко Александр Григорьевич
  • Иржак Юрий Михайлович
  • Полузадов Владимир Николаевич
  • Холкин Валерий Александрович
SU1740573A1
Электропривод постоянного тока 1977
  • Мительман Михаил Владимирович
  • Паршиков Иван Михайлович
SU692044A1
Электропривод постоянного тока 1978
  • Кузнецов Владимир Иванович
  • Маслов Игорь Георгиевич
SU748756A2

Иллюстрации к изобретению SU 663 794 A2

Реферат патента 1979 года Устройство для управления электроприводом постоянного тока механизмов экскаватора

Формула изобретения SU 663 794 A2

SU 663 794 A2

Авторы

Мительман Михаил Владимирович

Воинов Владимир Павлович

Мирошкин Петр Петрович

Даты

1979-05-25Публикация

1974-12-31Подача