(54) РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
цепи между iCuepaTopoM ii регулятором оудет превышать норму, это также приведет к искажению характеристики регулятора.
j,ivib изобретения - повышение точности регулировка ни я напряжения.
Это достигается разделением силовой и измернгельной цепей регулятора путем введения в него транзистора и всполюгатель 1ого резистора, приче.м эмиттер транзистора подключен к точке соединения регулировочного резистора с пороговым устройством на стабилитроне, база транзистора через дополнительный резистор подключена к ноложительному выводу регулятора, а коллектор через вспо.могательный резистор - к положительному выводу аккумулятора.
На чертеже представлена электрическая схема регулятора с цепями соединения на автомобиле.
Регулятор содержит транзистор 1, вспомогательный резистор 2, дополнительный резистор 3, регулировочный резистор 4, пороговое устройство на стабилитроне 5, усилите.ль 6 постоянного тока на транзисторах 7, 8 и 9 и резисторах 10-14 и лТ,иод 15. Об.мотка возбуждения 16 генератора 17 включена между положительным выводом регулятора и отри 1ательным выводом исгочпика питания - аккумулятора 18.
Положительный вывод акку.мулятора соединен с плюсовым выводо.м генератора и через выключате,1ь 19 с плюсовым выводом регулятора.
Гегулятор работает следующим образом.
До тех пор, пока выключатель 19 разомкнут, положительное напряжение на базу транзистора I не поступает, вследствие чего последний закрыт, ток через резистор 2, подключенный непосредственно (минуя выключатель I г к нлюсовому выводу аккумулятора, не протекает и напряжение питания к регулятору не поступает. При замыкании выключателя 19 транзистор 1 открывается токо.м через резистор 3, и напряжение аккумулятора через резистор 2 и открытый транзистор 1 поступает к пороговому устройству па стабилитроне 5. Величина этого напряжения зависит от соотношения величин сопротивлений резисторов 2 и 4 и от величины 1апряжения питания.
Величины резисторов 2 и 4 выбираются таким образом, что пока вал генератора 17 не вращается, напряжение, поступающее к стабилитрону 5, меньще напряжения его стабилизации, и стабилитрон закрыт. Следовательно, напряжение на резисторе 10 отсутствует и транзистор 7 усилителя 6 также закрьгг, а траизисторы 8 и 9 открыты токо.м через резистор 11. Обмотка возбуждения 16 генератора 17 через открытый трапзистор 9 подключена к положительному выводу аккумулятора 18 и через нее протекает ток.
Вследствие протекапия тока через обмотку возбуждения напряжение, развиваемое генератором при увеличении скорости вращения его вала, будет увеличиваться до тех пор, пока не откроется стабилитрон 5, после чего транзистор 7 усилителя также откроется, а транзисторы 8 и 9 закроются, отключая обмотку возбуждения генератора от
0 источника питания. Ток в обмотке возбуждения начинает убывать, протекая через диод 15. Напряжение, развиваемое генератором, будет уменьшаться до тех пор, пока стабилитрон 5 и транзистор 7 не закроются, а транзисторы 8 и 9 откроются, снова подключая обмотку возбуждения генератора к источнику питания и т. д. в течение всего времени работы регулятора.
При изменении скорости вращения вала генератора и его нагрузки изменяется частота и скважность переключения транзисторов 7-9 усилителя 6, изменяя среднее значение тока через обмотку возбуждения генератора таким образо.м, что напряжение, развиваемое генератором, остается постоянным.
Предложенная Схема позволяет подключать пороговое устройство регулятора непосредственно к аккумулятору, минуя силовую цепь обмотки возбуждения генератора и другие силовые цепи. В результате
напряжение, поддерживае.мое регулятором, становится независи.мым от сопротивления подводящих цепей и наличия других потребителей в этих цепях.
Формула изобретения
Регулятор напряжения для автомобильного генератора переменного тока, содержащий подсоединенный к выводам для подключения аккумулятора транзисторный усилитель постоянного тока, пороговый элемент на стабилитроне, связанном с регулировочным и дополнительным резистора.ми, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования, он снабжен вспомогательным резистором и транзистором, эмиттер которого соединен с общей точкой регулировочного резистора и стабилитрона, а база и коллектор через дополнительный и вспомогательный резисторы, соответственно, связаны с выводом для под, соединения плюсовой кле.ммы аккумулятора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 524301, кл. Н 02 7/16, 1974.
1)
11}
If
Выл
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система электроснабжения транспортного средства | 1978 |
|
SU782040A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЕМ АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1995 |
|
RU2095936C1 |
Система для электроснабжения транспортного средства | 1978 |
|
SU782122A1 |
Регулятор напряжения автомобильного генератора переменного тока | 1974 |
|
SU524301A1 |
Система электроснабжения для автомобиля | 1979 |
|
SU873371A1 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ | 1997 |
|
RU2128395C1 |
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ | 2007 |
|
RU2369004C2 |
Регулятор напряжения с защитой | 1981 |
|
SU1001426A1 |
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2040842C1 |
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ | 1996 |
|
RU2122269C1 |
n
/7
/5
-Of
H
-iHb
Авторы
Даты
1979-06-25—Публикация
1976-10-12—Подача