Способ изготовления катушек обмоток электрических машин Советский патент 1979 года по МПК H02K15/04 

Описание патента на изобретение SU692010A1

Изобретение относится к области изготовления катушечных обмоток статоров электрических машин, в частности высоковольтных,и может бы использовано в электромашиностроении. Известен способ изготовления высоковольтных обмоток электрически машин, заключающийся в том, что в местах, подвергаемы.х напряжениюизг ба или закручивания, изоляционный с досодержащий материал, нанесенный на стержень обмотки и пропитанный синтетической смолой, не полимеризуется лишь частично 1. Обмотка Утверждается полностью лишь после установки ее в статор. Различная степень полимеризации достигается эа счет введения различных количест одного и того же вещества, замедляк го или ускоряющего полимеризацию, и в результате дифференцированного нагревания отдельных частей катушек Введение различного количества ускорителя для лент пазовой и лобовых частей катушек связано со следу щими трудностями. Если применить активно действуквдий при сравнительн невысоких температурах ускоритель. то его количеств-о должно быть невелико для лент изоляции пазовой и ничтожно мало для лент изоляции лобовой частей катушек. Введение такого количества ускорителя прак-. тически невозможно. Если применить слабоак;тивный ускоритель, то его количество для лент пазовой изоляции, для обеспечения полимеризации за время пропитки, должно быть достаточно большим, а увеличение содержания ускорителя отр.ицательно. сказывается на механических, электрических и других свойствах.получаемой изоляции. Применение различных температур при прессовании (после пропитки) для пазовой и лобовой частей является технологически сложно осуществимым, так как при нагревании только пазовой части прогреваются области, прилегающие к прессуемому учагстку, и в месте перехода на пазовой -части получается разная по свойствам изоляция: с одной стороны полностью отвержденная,а с другой стороны - только частично, что не позволяет проводить последущие испытания готовой машины. Цель1о настоящего изобретения является повышение надежности в эксплу атации и упрощения технологии путем создания за время пропитки и сборки статора катушек с однородной изоляц ей-, позволяющей изготовленный статор испытательным напряжением. Поставленная цель достигается тем что в ленту для изолирования пазовой и прилегающей к ней лобой части вводят ускоритель с более i высокой зависимостью к температуре по сравне нию, с ускорителем, который вводят в ленту для изолирования головки и оставшейся лобовой части, а также те что в ленту для пазовой и прилегающей к ней лобовой части вводят уско ритель-тетракисдимётиламинометилдифенилпропан, а в ленту для изолирования головки и оставшейся лобовой части - триэтаноламин в количестве 0,5-1,0% от пропиточного состава. Сущность изобретения поясняётся чертежами, где на фйг.1 показана катушка; на фиг,2 - часть катушки Вразрезе. Буквами а и б обозначены участки катушки. . . Изготовление осуществляют следую щим образом. После формовки пазовую и прилегающую к ней лобовую часть 1 промазывают термореактивным компаундом, например эпоксидным, и производят отверждение компаунда, а,головки Иприлегающие к ним лобовые части 2 не промазывают. Далее, пазовую и прилегающую к не яобовую части (участок а) изолируют лентой 3, в которую вводятускорител с более высркой зависзимостью к темпе ратуре по сравнению с ускорителем, который вводят в ленту 4 для изолироёки головки и оставшейся лобовой части (участок б). В качестве ускорителя для ленты накладываемой .на участок а, применяют тетрйкиодиметиламинометилдифени пропан в количестве 0,5-1,0% от пропитывающего состава, а для ленты, накладываемой на учаток б - триэтаноламин в том же количестве. Типы ускорителей и их количество в лейтах подбираются таким образом, чтобы при вакуум-нагревательной пр6пи1:ке за время пропитки происходи ло отвё.рждение изоляции в пазовой и ria половине лобовой части катушек а 1оловки и остальной отрезок лобовой части оставались в неотвержденно |виде, т.е. сохраняли свою эластичность. В этом случае получается высококачественная термореактивная изоляция пазовой части и половины лобовой части (примыкающей к пазовой части), в головке и примыкающих к ней частях получается эластичная стеклослюдинитовая изоляция, однородная по. применяемым материалам с .изоляцией пазовой части катушки. Экспериментально было установлено, что оптимальное количество вводимых в ленты ускорителей является 0,5-1% от пропиточного состава. После укладки обмотки выполнения всех технологических работ по сборке, пайке и изолировке статора, а также после соответствующих испытаний статора высоким напряжением, изоляция головOK и прилегающих к ним частей может быть отверждена путем нагрева статора (пропускайием тока по обмотке в печи). Можно допустить процесс отверждения изоляции в первые часы работы машины в эксплуатации.. По указанному способу было изготовлено 2 комплекта катушек двигателя 16 габарита типа ВДА мощностью 4000 кВа, напряжением б кВ. На пазовую и .половину лобовой части катушек была нанесена стеклЬслюдинит.овая леНТа, где в качестве активного усйорителя был применен ускоритель тетракисдиметиламинометилдифенилпропан . (УП-0628) в количестве 0,7% к смоле, входящей в изоляцию, а на остальную часть катушек бвлла нанесена лента с менее активным ускорителем триэтаноламином в количестве 0,5% к смоле, входящей в ленту,. На пазовую часть были одеТы коробочки для фиксации размера. Комплект пропитывался при температуре в-эпоксидном компаунде в течение 4 часов, в результате чего в пазовой части произошло оТверж1п1ение изоляции, а в головках катушек она осталась эластичной. Затем катушки бьши уложены в статор. Статор прошел типовые цеховые испытания. В таблице приведены результаты испытаний изоляции натурных -катушек, Выполненной по описываемсму способу. , Результаты испытаний показали, что полученная изоляция обмоток обладает высокими электрическими свойствами, что сущбствен.но повышает надежность работы статора. .

56920106

Электрическое старение изоляции секции электродвигателя ВДА-173 при односторонней толщине 3,0 мм

Похожие патенты SU692010A1

название год авторы номер документа
Способ изготовления обмоток 1966
  • Александров Н.В.
  • Трубачев С.Г.
  • Огоньков В.Г.
  • Зуев А.Н.
  • Сяков В.Г.
  • Масленников К.Н.
  • Ильина О.М.
  • Школьников Н.И.
SU262239A1
Способ изготовления обмоток 1976
  • Огоньков В.Г.
  • Трубачев С.Г.
  • Александров Н.В.
  • Окнин Н.С.
  • Сяков В.Г.
  • Масленников К.Н.
  • Потехин К.Ф.
  • Шалимов В.В.
  • Лысенко П.Л.
SU599709A2
Способ изготовления электрической изоляции стержней обмоток электрических машин и аппаратов 1961
  • Александров Н.В.
  • Бромберг В.А.
  • Савельев М.И.
  • Трубачев С.Г.
SU145273A1
Способ изготовления катушечных обмоток электрических машин 1977
  • Александров Николай Васильевич
  • Восканов Сергей Евгеньевич
  • Жамгарян Роберт Геворкович
  • Лебедев Александр Иванович
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Осипова Кнарик Николаевна
  • Тер-Акопян Мария Самсоновна
SU733065A1
Способ изготовления статоров электрических машин 1977
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Александров Николай Васильевич
  • Трубачев Сергей Георгиевич
  • Цукерник Соломон Вениаминович
  • Штеренберг Алексей Борисович
  • Кляцкий Генрих Матвеевич
SU710092A1
Способ изготовления изоляции катушечных обмоток электрических машин 1979
  • Валуйкина Галина Александровна
  • Голубенко Михаил Афанасьевич
  • Демина Ольга Борисовна
  • Ильина Ольга Михайловна
  • Кадыков Михаил Иванович
  • Овчарова Альбина Семеновна
  • Петрашко Алексей Иванович
  • Преснов Юрий Леонидович
  • Романов Борис Михайлович
  • Сушкова Инна Тимофеевна
  • Хвальковский Алексей Васильевич
  • Холодовская Рахиль Самойловна
SU782056A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТАТОРА КРУПНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2000
  • Горнинг А.И.
  • Филимонова Л.А.
RU2169981C1
Способ изготовления обмотанного статора высоковольтной электрической машины 1972
  • Клишевская Лидия Николаевна
  • Левина Евгения Зейликовна
  • Остров Иосиф Львович
  • Хвальковский Алексей Васильевич
  • Бондаренко Вениамин Емельянович
  • Поляков Николай Григорьевич
SU600668A1
Способ изготовления обмотки электрической машины 1988
  • Краев Леонид Павлович
  • Пекне Владимир Зусевич
  • Радченко Юрий Николаевич
  • Русаков Геннадий Ермолаевич
  • Федоров Леонид Никифорович
  • Зиннер Владимир Адольфович
SU1695454A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2007
  • Сяков Кирилл Валентинович
  • Сухар Василий Михайлович
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Сяков Валентин Григорьевич
RU2333586C1

Иллюстрации к изобретению SU 692 010 A1

Реферат патента 1979 года Способ изготовления катушек обмоток электрических машин

Формула изобретения SU 692 010 A1

Таким образом, указанный способ изготовления обмотанного статора крупных высоковольтных MauwH позволяет распространить область применения этой изоляции для машин больших габаритов, что дает большой экономический эффект, как в процессе изготовления двигателей на элект мащиностроительных заводах за счёт замены микалентной изоляции на тёрм реактивную, так и в народном хозяйстве за счет улупиения технико-экон мических показателей двигателей. . Формула изобретения 1. Способ изготовления катушек обмоток электрических машин путем изолирования проводников ленточйым электроизоляционные материалом, содержащим ускоритель полимеризации, пропитки под вакуумсм и давлением термореактивньм связующим, о тли ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности в Эксплуатации и упрощения технологии, в ленту для изолирования пазовой и прилегающей к ней лобовой части вводят ускоритель с более высокой зависимостью к температуре по Сравнению с ускорителем, который вводят в ленту для изолирования головки и оставшейся лобовой части. 2. Способ по П.1, отличающ и и с я тем, что в ленту для пазовой и прилегающей к ней лобовой части вводят ускоритель - тетракисдиметиламинсзмёти/щифенилпропан, а в лен-ту для изолирования головки и оставшейся лобовой части-триэтаноламян в количетве 0,5-1,0% от пропиточного состава. . Источники информации, :Принятые во внимание при экспертизе .1. патент Швейцарии № 363080, кл. 21 d ; 51, 1962, (прототип).

Ul.J

SU 692 010 A1

Авторы

Огоньков Вячеслав Григорьевич

Трубачев Сергей Георгиевич

Александров Николай Васильевич

Окнин Николай Сергеевич

Зиннер Владимир Адольфович

Яшенкова Елена Кирилловна

Русаков Геннадий Ермолаевич

Даты

1979-10-15Публикация

1977-07-01Подача