(54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ
I
Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано преимущественно в турбинах.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результатуявляется рабочее колесо турбомашины с контактирующими полками, в которых выполнены кольцевые пазы, в каждом из которых размещена проволочная демпферная связь 1.
Однако при такой конструкции рабочего колеса поверхность контакта между прополокой и бандажной полкой относительно невелика, что ограничивает демпфирующую способность такой связи.
Целью изобретения является улучшение демпфирования.
Это достигается тем, что пазы имеют форму «ласточкина хвоста, а каждая демпферная связь выполнена в виде образованного навивкой многослойного пучка проволоки.
На чертеже показана конструкция предлагаемого рабочего колеса.
Рабочее колесо содержит диск 1, рабочие лопатки 2 с контактирующими бандажными полками 3, имеющими кольцевые пазы
4 в форме «ласточкина хвоста. В каждом кольцевом пазу 4 размещена проволочная демпферная связь, выполненная в виде образованного навивкой многослойного пучка проволоки 5. При вращении рабочего колеса и колебаниях лопаток 2 возникает сила трения между бандажными полками 3 и многослойным пучком проволоки 5, которая достигает значительной величины благодаря контакту между пучком проволоки 5 и доныщком кольцевого паза 4, который обеспечивается за счет навивки прово.локи 5 на бандажные полки 3 колеса, а также благодаря контакту между наклонными боковыми поверхностями паза 4 и пучком проволоки 5 (вследствие центробежных сил).
Кроме того, эффект демпфирования усиливается из-за взаимного трения отдельных проволок 5 в пучке.
Такое выполнение рабочего колеса позволит значительно улучщить демпфирование и увеличить спектр демпфируе.мых частот, особенно при больших величинах переменных возмущающих аэродинамических сил, а также при возникновении крутильных и осевых колебаний.
Авторы
Даты
1979-10-25—Публикация
1978-05-11—Подача