БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Советский патент 1947 года по МПК H02K17/16 

Описание патента на изобретение SU69369A1

Предметом изобретения является бесколлекторный регулируемый электропривод переменного тока с короткозамкнутым асинхронным двигателем, статор которого создает вращающееся магнитное поле, имеющее аксиальную (бегущую) составляющую.

В предлагаемом электроприводе, с целью осуществления регулирования скорости двигателя при неподвижном статоре, для питания последнего применено трансформаторное устройство с расположенными в параллельных плоскостях и поворотными одна относительно другой вокруг перпендикулярной им оси первичной и вторичной магнитными системами. Первая из магнитных систем возбуждает неизменно направленное бегущее магнитное поле, а вторая имеет ряд обмоток, расположенных аналогично обмоткам статора двигателя, и создает на выходе систему напряжений. Для осуществления изменения соотношения между вращающейся и бегущей составляющими магнитного потока статора двигателя, величина и фаза этих напряжений могут быть изменены путем поворота вторичной магнитной системы трансформатора относительно бегущего поля.

На фиг. 1-5 показан принцип работы предлагаемого электропривода, на фиг. 6-8 - конструкция одной из магнитных систем и на фиг. 9 и 10 - конструкция и развертка статора двигателя.

Плоское бегущее поле В=Bm sin(-ωt+kx) создается обмоткой, уложенной в пазах сборки S трансформаторной стали (фиг. 1 и 2). Магнитная система В, выполненная также из отдельных листов стали, имеет систему ячейковых обмоток, в которых наводятся соответственные э.д.с. Предположим, что другая магнитная система В′ имеет такое же устройство, как система В. Соединим попарно все соответственные обмотки системы В с обмотками системы В′. Тогда В′ превратится в возбудитель точно такого же бегущего поля, какое создается обмоткой сборки S, так как уравновешивающие в В′ э.д.с. должны быть равны э.д.с, возникающим в В. Систему В′ можно выполнить цилиндрически изогнутой и тогда она превратится в статор индукционного двигателя. При повороте S вокруг оси О бегущее поле этого статора из вращающегося будет превращаться в винтовое и, соответственно, ротор будет ускоряться.

Если (фиг. 3) - скорость бегущего поля, а стрелка U - направление движения ротора, то для сохранения постоянства уровня индукции mn, точка ротора должна двигаться со скоростью большей, чем скорость .

Для того чтобы совершить перенос поля, нельзя ограничиться системой ячейковых обмоток в виде плоской сетки. Если представить себе мгновенное токораспределение в обычном статоре, то соседние стержни будут обтекаться токами I1, I2, I3 одного и того же направления, незначительно разнящимися между собой (как соседние ординаты синусоиды) по величине.

Согласно фиг. 4, I3=i0-i1, I2=i1-i2, I1=i2-i3… и т.д., система встречных токов i такова, что Δi=I, a i=ΣI, т.е. ток i значительно больше работающего тока I, что ведет к недопустимым потерям. Ячейка обмотки должна быть выполнена в виде параллелепипеда (фиг. 5). Каждый параллелепипед состоит из четырех прямоугольных контуров (обмоток). Если взять n2 таких параллелепипедов и поставить рядом, то в плане образуется сплошная система В из квадратов Δx-Δу. Предположим, что магнитный поток не может проходить вниз, а лишь через боковые и верхние стороны системы. Если сверху входит поток, переменный в пространстве и по времени: В (x, у, t)×Δx·Δу (например, бегущее поле), и интеграл по всей системе ∫∫ В×dx·dy равен нулю, т.е. потоки, входящие сверху в конце концов возвращаются вверх (четное число полюсов обмотки системы S по фиг. 1), то внутри системы параллелепипедов В установится вполне определенное распределение поля, соответствующее минимуму магнитной энергии. При этом вполне определенные потоки будут пронизывать боковые стороны. Если имеется другая, идентичная во всех отношениях, система В′, составленная из таких же параллелепипедов, и в обеих системах В (датчик) и В′ (статор) имеется по 4n2 соответственно соединенных обмоток, то перенос поля В (x, у, t) будет совершаться без тех сверхтоков, которые имели бы место при плоской решетке, причем В (x, у, t) может быть бегущим полем переменного направления движения.

Конструктивное выполнение электропривода, разумеется, не может быть простым. На фиг. 6-8 схематически показана конструкция системы В. Для наглядности сечение меди уменьшено. Поле В (x, у, t) создается обмоткой S, которая на чертеже не показана (магнитопровод S поворачивается вокруг оси OO). Это поле имеет Bm sin(ωt+kx cosα+ky×sinα), где α - угол поворота вокруг оси OO. (В частности, при α=0 поле бежит в направлении оси у). Неподвижная часть системы состоит из двух слоев - «брусьев» из трансформаторной стали, сложенных накрест. Верхний слой ответвляет потоки в направлении оси X, а нижний - в направлении оси У. Из слоя в слой потоки попадают через тонкую изоляцию.

«Брусья» прорезаны пазами и обмотки наматываются в пазы «брусьев». Если n - число ячеек в одном измерении (например, в направлении X), то всего обмоток будет 4n2.

Статор В′ устроен аналогично, лишь изогнут в виде цилиндра. На фиг. 9 показана одна проекция статора. Все 4n2 обмоток статора соединены с 4n2 обмоток системы В двухпроводными связями (впрочем, обратный провод можно сделать общим у всех обмоток). Таким образом, в статоре образуется бегущее поле и направление его движения поворачивается вместе с поворотом задающего поля, т.е. с поворотом магнитопровода S, лежащего на поверхности систем В.

В зависимости от величины поворота оси вращающегося поля, скорость вращения ротора повышается от синхронной скорости до более высоких скоростей.

На фиг. 10 схематически представлена развертка статора. Крестообразная зона - отображение задающего бегущего поля. Отображение может быть несколько растянуто тем, что в статоре можно взять Δx#Δу (см. фиг. 5) или тем, что с каждой обмоткой системы В соединяются две или больше обмоток статора В′.

Намотка обмоток в пазы на дугах статора производится с помощью несложных технологических приспособлений.

Внутри статора вращается ротор. Небольшая часть ротора, не входящая в крестообразную фигуру, не будет активной.

В принципе предлагаемый электропривод применим для больших мощностей, при которых электропривод с коллекторными машинами становится практически неосуществимым.

Похожие патенты SU69369A1

название год авторы номер документа
ОДНОФАЗНЫЙ ИНДУКЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1939
  • Вайнберг Г.С.
SU68497A1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ УГЛА ПОВОРОТА ВАЛА В ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ СИГНАЛ 2007
  • Валуйских Антон Олегович
  • Самусенко Александр Александрович
  • Цфасман Григорий Матвеевич
RU2327222C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПАРАМЕТРОВ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2016
  • Кузнецов Евгений Михайлович
  • Ковалев Александр Юрьевич
  • Аникин Василий Владимирович
RU2623834C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1993
  • Львов Евгений Львович
  • Фомченков Владимир Петрович
RU2085017C1
ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ 1971
SU425276A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПЛАВНО ИЗМЕНЯЕМОЙ ЧАСТОТЫ 1954
  • Бенедикт О.В.
SU101976A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЗАИМНОЙ ИНДУКТИВНОСТИ ЦЕПИ НАМАГНИЧИВАНИЯ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Вольвич Анатолий Георгиевич
  • Орлов Юрий Алексеевич
  • Щербаков Виктор Гаврилович
  • Колпахчьян Павел Григорьевич
RU2420748C2
Однофазный серверный коллекторный двигатель 1933
  • Бенедикт О.В.
SU41074A1
Способ формирования выходного сигнала в бесконтактном датчике углового положения 1989
  • Батоврин Сергей Александрович
  • Епифанова Людмила Михайловна
  • Куликов Виктор Николаевич
  • Микеров Александр Геннадиевич
  • Яковлев Александр Владимирович
SU1767635A1
СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ МНОГОФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ К ИСТОЧНИКУ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2009
  • Попов Андрей Викторович
RU2406217C1

Иллюстрации к изобретению SU 69 369 A1

Формула изобретения SU 69 369 A1

Бесколлекторный регулируемый электропривод переменного тока с короткозамкнутым асинхронным двигателем, имеющим статор, создающий вращающееся магнитное поле, имеющее аксиальную (бегущую) составляющую, отличающийся тем, что, с целью осуществления регулирования скорости двигателя при неподвижном статоре, для питания последнего применено трансформаторное устройство с расположенными в параллельных плоскостях и поворотными одна относительно другой вокруг перпендикулярной им оси первичной и вторичной магнитными системами, первая из которых возбуждает неизменно направленное бегущее магнитное поле, а вторая имеет систему обмоток, расположенную аналогично обмоткам статора двигателя, и создает на выходе систему напряжений, величина и фаза которых изменяется при повороте вторичной системы относительно бегущего поля, для осуществления изменений соотношения между вращающейся и бегущей составляющими магнитного потока статора двигателя.

SU 69 369 A1

Авторы

Карасев В.А.

Даты

1947-09-30Публикация

1946-03-20Подача