Изобретение относится к области тракторостроения и может быть использовано на других подобных машинах, где переключение передачи осуществля ется во время остановки движения. Известны механизмы блокировки, уп равляемые за счет механической или гидравличаскоЯ связи между рычагами управления сцепления и блокировочным валиком. При включении сцепления коробка разблокируется. В настоящее время на серийно выпускаемых тракторах чаще осуществляется механическая связь посредством соединительной тяги, шарнирно сопрягаемой с рычагами сцепления и блокировочным валиком 1 Однако .при включении сцепления ко робка разблокируется, а ведущие валы могут еще некоторое время вращаться, Попытка произвести переключение, э это момент приводит к соударению сопрягаемых торцов и их торцовую сколу Известен также механизм блокировки коробки передач транспортного средства, в которой переключение передач осуществляется во время остановки движения, содержащий установле ные в корпусе коробки передач подпружинйнные фиксаторы ползунов включения перемещаемых элементов коробки передач., блокировочный валик, управляющий фиксаторами, и тягу, соединенную с блокировочным валиком и с органом управления муфтой сцепления транспортного средства 2. Недостатками известного механизма являются нестабильность процесса блокировки после остановки ведущего вала, значительная сложность и недостаточная надежность. Целью изобретения является повы- шение стабильности процесса блокировки. Это достигается тем, что предлагаемый механизм блокировки снабжен тормозной колодкой с фрикционным элементом, установленным с возможностью ограниченного углового перемещения на колодке для взаимодействия с первичным валом коробки передач, и приводом, связанным с упомянутой тягой и тормозной колодкой. | :роме того, привод выполнен в виде гибкого троса, подпружиненного относительно корпуса и связанного с тормозной колодкой с возможностью одностороннего взаимодействия, при этом упомянутая тяга соединена с тросом с возможностью ограниченнаГО: осевого перемещения троса относительно тяги. На фиг. 1 изображен механизм блокировки в положении: сцепление включено, коробка заблокирована; на фиг. 2 - то же, в положении.: сцепление выключено, первичный вал вращает ся, коробка заблокирована; на фиг. 3 - то же, в положении: сцепление выключено, первичный вал неподвижен, коробка разблокирована. Механизм блокировки состоит из тс рмозной колодки 1 (фиг. 1), шарнир нд установленной на корпусе, и управ ляется рычагом 2 от сцепления. .Фрикционный Элемент 3 свободно в преде-пАх зазора t перемещается по .роликciM вдоль колодки 1 и пружиной 4 поджат к ;упо.ру, зажимая одну из фиксированнь1х позиций. Тяга 5 блокировочного .валика б гибким тросом 7 односторонн связана с элементом 3 и с тягой 8. от Р1агчага сцепления. Пружина 9 стремится разблокировать коробку через тягу 5. Барабан 10 выполнен за одно це лое с первичным валом коробки. Под блокировочным валиком размещены фикс торы 11. Работа осуществляется следующим o6pa3oiv5, При выключении сцепления (фиг. 2) Tfira 8 переместится вправо и позволи рЬзблокиров.ать коробку. В то же вреM.k колодка 1 прижмет силой Р фрикцио ный элемент 3 к барабану .10,. Возник|аю1ций из-за вращения-первичного вала коробки передач тормозной момент М, преодолевая сопротивление пружин 4 и 9, переместит элемент 3 на величину зазора до упора и через трос 7 тяга 5 будет удержана от перемещения. Коробка останется заблокированнЪй, так как фиксатор 11 не имеет возможности осевого перемещения, что и предохранит/пересопрягаемле торцы Шестерен от соударения. Заблокирован ное состояние коробки будет сохраняться до тех пор, пока существует опасность соударения торцов - вращение первичного вала коробки передач После остановки первичного вала Исчезает тормозной момент, и под дей ствием пружины 4 (фиг. 3) элемент 3 вернется в исхсдную позицию, преодолевая трение его о колодку 1, тр ние троса 7 в оболочке и сопротивле ние холостому прокручиванию назад Первичного вала на небольщой угол (0,1-0,2 рад). Блокировочный валик 6 под действием пружины 9 повернетс И не будет препятствовать перемещени иксатора 11 вверх при переключении передачи. Таким образом, коробка разблокируется только при неподвижном первичном вале, когда соударение торцов щестерен невозможно. Этим и достигается положительный эффект. При включении му.фты тяга 8 переместится влево и коробка вновь заблокируется (фиг. 1). Фиксация позиций мезанизма блокировки регулирующей колодкой в зависимости от подвижности первичного ва-. а обеспечит повыщение стабильности процессасрабатывания блокировки, что исключит соударение и торцовой износ естерен и, тем самнгл, увеличит срок службы. Формула изобретения 1.Механизм блокировки коробки передач транспортного средства, в которой переключение передач осуществляется во время остановки движения, содержащий установленные в корпусе коробки передач подпружиненные фиксаторы ползунов включения перемещаемых элементом .коробки передач, блокировочный валик, управляющий фиксаторами и тягу, соединенную с блокировочным валиком и с органсм управления муфтой сцепления транспортного средства, о-тличающи йс я тем, что, с целью повышения стабильности процесса блокировки, он снабжен тормозной колодкой с фрикционным элементом устан.овленным с возможностью ограниченного углового перемещения на колодке для взаимодействия с первичным валом коробки передач, и приводом, связанным с УПОМ.ЯНУТЫМИ тягой и тормозной колодкой . 2.Механизм блокировки по п.1, отличающийся тем, что привод выполнен в виде гибк:ого троса, подпружиненного относительно корпуса и связанного с тормозной колодкой с возможностью одностороннего взаимодействия, при этом упомянутая тяга соединена с тросом с возможностью ограниченного осевого перемещения троса относительно тяги. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Кн. Советские тракторы . Под общей рея. И. Б. Барского. М., Машгиз, 1970, с. 174. 2.Авторское свидетельство СССР 264175, кл. В 60 К 23/00, 1965, (прототип).
to.
-ww
(PV
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты) | 1982 |
|
SU1087377A1 |
Механизм блокировки коробки передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1220951A1 |
Механизм блокировки коробки передач транспортного средства | 1977 |
|
SU695861A1 |
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ КОРОБКИ ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ | 1970 |
|
SU264175A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521628A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2486389C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2481512C1 |
Система управления тормозами и коробкой передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1384432A1 |
Система комбинированного управления муфтой сцепления,тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения коробки передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1209476A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2010 |
|
RU2444659C1 |
Авторы
Даты
1979-11-05—Публикация
1975-07-11—Подача