Изобретение относится к гидротехнике, оно может быть использовано для перекрытия больших судоходных отверстий в ограждающих дамбах. Известны двустворчатые ворота с вертикальной осью вращения, применяемые для перекры тия отверстий размером до 33 м 1. Однако для таких ворот характерна невозможность быстроты маневрирования, резкое увеличение веса и размеров при большой шири не перекрываемого отверстия. Целью изобретения является повыщение надежности работы затвора путем исключения , порога и подводных опорно-ходовых частей. Предлагаемый затвор для перекрытия отверстий пиротехнических сооружений, включающий створки с вертикальной осью вращения, каждая из которых имеет водоудерживающую стенку и опорный элемент, отличается тем, что он имеет устой с выемкой, а водоудерживающая стенка и опорный злемент выполнены в виде понтонов, снабженных воздушными и балластными отсеками, причем опорный элемент имеет криволинейно очерченные конщ)1. ОДИН из которых соединен с серединой водоудерживающей стенки посредством тросовых растяжек, а-другой размещен в выемке устоя и соединен также посредством тросовых растяжек с концами водоудерживающей стенки. На фиг. 1 изображен предлагаемый затвор, в плане; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1. Каждая створка ворот состоит из водоудерживающей стенки 1 с криволинейным напорным бортом и опорного элемента 2, выполненных в виде понтонов, взаимно-связанных тросами 3, упирающихся в выносной устой 4. Перекрываемое отверстие ограничивается устоями 5, к которым примыкают дамбы 6, за которыми располагаются водоудерживающие стенки 1. Тросы 3 рассчитываются на случай неравномерного загружения понтонов навалом льда и маневрирования под напором. Форма понтонов может быть различной (круглой или прямоугольной). Промежуточные палубы 7 и продольная водонепроницаемая переборка 8 необходимы для обеспечения возможности маневрирования балластом с целью устранения крена, а также для размещения насосного оборудования и 36 аппаратуры. Тросы 3 поддерживаются бочками 9. Швартовка 10 обеспечивает возможность работы затвора под небольшим напором обратного направления. В рабочем положении понтоны обеих створок смыкаются на оси отверстия, их балластные отсеки заподнены водой и понтоны по всей длине опираются на плоский флютбет, передавая всю горизонтальную гидростатическую и ледовую нагрузку опорным элементам 2, а от них устоям 4. Закрытие . отверстия может производится как в отсутствие, так и при наличии напора путем вращения створок относительно неподвижных вертикальных осей или путем качения концов опорных элементов по опорной поверхности устоев. Понтоны, перемещенные на плаву в рабочее положение, балластируются водой и погружаются на плоский флютбет. Возможность маневрирования в йимнее время обеспечивается портовым ледоколом электро- или парообогревом понтонов. Для открытия отверстия производится откачивание воды из балластных отсеков. Понтоны всплывают и занимают на ппаву положение за устоями 5 благодаря приводам, размещенным на устоях. Возможно маневрирование с помощью буксиров. В нерабочем положении понтоны могут оставаться на плаву в состоянии готовности к маневрированшо или погружаться на флютбет. Благодаря тому, что водоудерживающая стенка и опорный элемет выполнены в виде понтонов, снабженных воздушными и балластными отсеками, можно применять затвор для перекрытия отверстий практически неограниченных размерив. Отсутствие подводных опорно-ходовых частей, возможность заводского изготовления и ремонта понтонов исключают работы по монтажу, снижают эксплуатащюнные расходы и увеличивают надежность работы. Формула изобретения Затвор для перекрытия отверстий гидротехнических сооружений, включающий створки с вертикальной осью вращения, каждая из которых имеет водоудерживающую стенку и опорный элемент, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности, он имеет устой с выемкой, а водоудерживающая стенка и опорный элемент выполнены, в виде понтонов, снабженных воздущными и балластными отсеками, причем опорный элемент имеет криволинейно очерченные конЩ)1, один из которых соединен ci серединой водоудерживгцощей стенки посредством тросовых растдакек, а другой размещен в выемке устоя и соединен также посредством тросовых растяжек с концами водоудерживающей стенки. Источники .информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Михайлов А. В. Судоходные щлюзы. - М., Транспорт, 1966, с. 463, 466.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Аварийно-ремонтное заграждение для каналов | 1979 |
|
SU885420A1 |
Устройство для перекрытия судоходного отверстия гидротехнического сооружения и способ его монтажа | 1988 |
|
SU1583529A1 |
Судопропускное сооружение защитной дамбы | 1991 |
|
SU1788135A1 |
Затвор | 1980 |
|
SU1015032A1 |
Всплывающий затвор судоходного проема в дамбе | 1989 |
|
SU1622501A1 |
СУДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ | 1990 |
|
SU1832788A1 |
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАТВОР | 1990 |
|
RU2040634C1 |
ОТКАТНОЙ ЗАТВОР | 2020 |
|
RU2764798C1 |
СУДОПРОПУСКНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ | 1990 |
|
RU2037601C1 |
Судопропускное сооружение | 1985 |
|
SU1296670A1 |
Авторы
Даты
1979-11-25—Публикация
1978-03-01—Подача