Уже известны пинты изменяемого шага, заключающие в себе центробежный регулятор оборотов виита и лопасти, сопряженные с ведущик 5алом посредством плапетарпой передачи, солнечные колеса I OTOрсн, 1гредиаз 1ачен 1ые для поворота лопастей, вьц1олие1;ы заторкаж;:Bae:vibiMi-i.
Предлагаемый виит изменяемого шага отльчается тем, что для торможепия солнсчпвьх колес примепены гидравлические ротационные иасссы, приводимые во вращение от солнечных колес. Сопротивление каcoeoi) выполнено регулируемым посредством центробежного регулятора.
Лля перевода лопастей в реверсивное или флюгерное положение пр1 -мепсп 15кл:0ченг- ьп 1 в гидравлическую систему между насосами и золот;д;1:ом центробежного регу;1ятора произ15ольно переставной золотпп;. Среднее нс.чожеиие гюследыего соответствует работе впита на нор: ал:-л1э..г реж1;ме, а крайние на режимах флюгера и реверса. Для уг-:лз;.и:;;я нлага лопастей прп.ч еиепо устройство, выпо.тненпое в ви/хе 3;ieмепта, соггряженного с указан 1Ы,1 прибором.
Ма че)теже изобр;; ;:ена принципиальная схема изменяемого шага согласно изобретению.
Устройство состоит из системы регулирования, заключаюптей в себе оСыЛчЫЙ це);тробежпый регулятор /, дросселирующий сдвоенный золотя ;: 2, два масляных насоса 3 н 4 уменьшеиия и увеличения niai-a, приводимые в дгйст1гие солпечпв1ми шестернями 5 i; 6 носредетвом lueстереп 7 и 8. Произвольно переставиой золотник .9, включенный в Jnдрапл;-;ческую систему управле 1ия, может занимать одно из трех фиксируег,;(;:х положег-ий; с 1едиее I-при нормально; работе, верхнее П- при р.жиме флюгера п нижнее III-при режиме реверса. Золотник 9 спабжен тремя кольцевыми проточкамп с, Ь, и с, предназначенными ля распределен1;я потоков рабочей жидкости в за ;ис 1мости от требуемсгс) работы. Следящая система заключает в себе элел;гнт iff.
N° 70850
монтированный на муфте //, сопряженной с ниестернями 12 л 13, которые находятся в зацеплении с солнечными колесами 5 и 6.
При нормальном режиме, когда нроизвольно переставной золотник 9 находится в среднем положении, золотник 2 регулятора занимает нейтральное положение и его кольцевая проточка сообщается с каналами 14 и 15 гидросистемы управления и каналом 16. с резервуаром 17 для слива гидросмеси. Кольцевые нроточки b и с золотника .9 согзпадают в это время с каналами 18, 19 и 20, по которым рабочая жидкость, через кольцевую проточку золотника 2 регулятора н далее по каналу 16, сл1пзается в резервуар 17. Насосы 3 и 4 через каналы 22, 23 н 24 засасывают рабочую жидкость из резервуара 17 и далее выталкивают ее :по каналам 25, 20 и 26, 18 к кольцевым проточкам h и с золотника управления 9. Проточки в свою очередь каналами 14, 20 и j5 сообщены через кольцевую нроточку золотника 2 с каналом 16 для слива рабочей жидкости в резервуар.
Таким образом, насосы, перекачивая гидросмесь по замкнутому контуру, работают вхолостую.
Для привода насосов 3 и 4 и лопастей 27 винта, на валу 28 мотора жестко закреплены новодок 29 (водило) с свободно вращающимся вокруг оси поводка сателлитом 30 и втулка 3 винта с лонастями 27. Сателлит 30 входит в заценление с двумя свободносидящимн на валу 28 коническими шестернями 32, 33 и 35, образуя дифференциал. На ступицы последних жестко насажены солнечные колеса 5 и б, сцепленные с шестернями 7 и 8. На комлях каждой лопасти 27 жестко закреплены червячные шестерни 34, сцепленные с червяками 35, ла концах которых монтированы шестерни 36, сцепленные с одной общей шестерней 37.
В положении, изображенном па чертеже, когда золотники 2 и 9 установлены на слив гидросмеси, перемещения шестерен 32, 33 и 35 отиосительно сателлита 30 не будет, так как они нагружены одинаково и будут вращаться с той же скоростью, как и вал 28 винта.
Шестерни 7 и с привода насосов 5 и 4, смонтированные па неподвпжном корпусе, будут посредством солнечных шестерен 5 н 6 все время вращаться вместе с валом 28. Шестерни 36 привода лопастей будут вращаться вместе с шестерней 37 как одно целое, не производя поворота лопастей. Заданное число оборотов мотора будет постояпным до тех пор пока пе нарушится режим двигателя или самолета и не изменится нагрузка на винт.
При изменении режима, например, при снижении числа оборотов золотник 2 регулятора под действием пружины онустится вниз и верхний буртик золотника 2 перекроет канал 14, а нижний--полностью откроет канал 15. Давление в канале 14 будет увеличиватьс и щестерН5; 7 насоса 3 будет притормаживаться, что вызовет торможение солнечной шестерни 6. Вследствие этого шестерни 36 начнут обкатываться вокруг шестерни 37 и червяк 35, сцепленный с шестерней 34, нолучнв вращение относительно втулки винта, вызовет новорот лонастей 27 в сторону уменьщения шага. При этом обороты винта начнут уве.чичиваться, золотник 2 под действием центробежного регулятора поднимется вверх и снова займет исходное нейтральное положение и мотора будет восстановлен.
При увеличении числа оборотов двигателя золотник 2 поднимется вверх и подача рабочей жидкости в канале 15 уменьшится. Насос 4 начнет работать при понижающемся числе оборотов, что вызовет торможение шестерни 33. Это нриведет к вращению относительно втулки 5/ инта шестерен 36 и червяков 55, которые посредством щестерни 34 повернут лопасти в сторону увеличения шага винта. Поворот лопастей
винта будет продолжаться до тех пор, пока не восстановится и золотник 2 не займет нейтральное положение.
Устройство для указания шага винта лопастей, включающее в себя элемент 10, установленный на муфте У/, сопряжено со стрелкой указательного прибора 38. Муфта // вместе с элементом JO перемещается, в зависимости от нагрузки,, на винт, в результате того, что шестерни 12 и 1, связанные одна шлицевым, а другая винтовым соединенней с муф той //, находятся в заценлении с солнечными колесами 5 и 6.
Для ограничения большого и малого шагов лопастей в устройстве имеется золотник 39, связанный с указательным прибором 38 и сообщаюи ий в крайних положениях тормозные линии гидросистемы со сливным каналом.
Для перевода винта на флюгерный режим при работающем двигателе рычагом управления 40 поднимают золотник 9 в верхнее положение и включают в работу гидроаккумулятор или электропомпу подачи рабочей жидкости. При этом рабочая жидкость под повышенным давлением поступит в насос 3, который будет работать как гидромотор. Шестерня 7 насоса в этом случае будет вращаться в сторону, противоноложную ее при нормальном режиме работы, и насос повернет лопасти 27 в сторону увеличения шага до упора флюгера. Насос 4 при остановленном моторе и работе иасоса 5 (как гндромотора) никакого влияния на ввод винта во флюгерный режим оклзьхвать не будет, тгк как рабочая жидкость из насоса 3 будет сливатьсяН л : в какойлибо другой резервуар. При этом каналы насоса 4 перекрыты золотником 9. Муфта 11 следящей системы передвигается шестерней 13 по шлицам валика шестерни 12 влево, и указатель 38 поворота лоиастей покажет, на угол повернутся лопасти. По достижении флюгерного положения (до упора) автомат выключит из работы гидроаккумулятор илн электронасос.
Для вывода винта из флюгерного режима необходимо золотник 9 рычагом управления опустить в среднее положение, то есть поставить на нормальную работу н включить агрегат посторонней энергии, например, 1-идроаккумулятор или электрономпу. Тогда масло поступит в насос (тормоз) 4, который начнет работать как гидромотор и, вращаясь в обратную сторону системой шестерен 8, 5, 30, 32, 37, 36, повернет лопасти в сторону уменьшения шага. В то же время муфта // следящей системы И1естерней 12 иередвинется но резьбе валика шестерни 13 вправо и увлечет за co6oi золотник 39. Поворот лопастей ai передвижение золотника 39 будет происходить до тех пор пока проточка d золотника не совпадет с каналом-ограничнтеля малого шага. Масло в этом случае будет сливаться в резервуар, насос 4 остановится, а указатель 38 покажет угловое положение, в котором остановились лопасти. Запуск мотора может быть осуществлен за счет раскрутки винта от встречного потока воздуха илн от бортового самопуска.
Перевод винта на реверсный режим осуществляется путем перестановки золотника 9 в положение. При таком положении золотника 9 масло засасывается насосами из резервуара как и при нормалььол режн: 1е работы. Пасос 3 будет подводить масло к кольцевой проточке золотника 2, но только со стороны верхнего перекрывного буртика, то есть пронзо |дет перекрещивание каналов. Масло, подводимое обенмн насосами к проточке золотника 2, по каналу 16 будег сливаться в резервуар. При cnvHiennoM золотнике 9 винт должен автоматически перси-; и на рр;;срсиниу;э работу, так как во время перевода зо ютника 9 на реверс система выво;:.ится пз равновесия в сторону увеличения обоpoTOis. Это цр011сход11Т потому, что расстояния между проточками на
- 3 -№ 70350
№ 70850
золотнике и каналами в корпусе сделаны различными. Заданное нормальное число оборотоБ до реверсирования восстановится носле ре., версироваиия и будет автоматически иоддерживатьея регулятором.
При увеличении оборотов мотора в канале /5 произойдет торможенне нодачи рабочей жидкости, так как золотник 2 действием цеитробежной силы грузиков нодннмется вверх. Насос -3 носредством системы шестерен повернет лонасти в сторону увеличения отрицательного угла; обороты мотора упадут, и заданный восстанов1ггся.
При yMCHFjHjeHHH оборотов золотник 2 опускаясь под действием пружины В11НЗ, затормозит движение нотока рабочей жидкости и в силу этого насос 4 через систему шестереи повернет лопасти в сторону уменьшения отрицательного угла лонастей; обороты увеличатся, н режим f/50Topa восстановится. Другие числа оборотов нри реверсе задаются управлением регулятора как и нри нормальной работе винта, то есть изменением натяжения пружины регулятора.
Вывод виита из реверса осугцествляется нутем перевода золотника 9 в положение норлального режима.
При раб01е мотора на оборотах винт вста-пет на ограничитель малого шага; тогда проточка с/ на золотнике 39 совпадет с каналом, но которо.му масло из iiacoca -7 будет сл;;15аться в резер1- уар 17.
Рычагом управления регулятора / можно Н мн1удителы о ускорить нерепод пинта на реверенвршн режим работы, а также и вывод его, об.-1ечая или утяжеляя винт ка и при нормальной его работе. Во избежание поломок меха1и зма гю;зорота лопастей нредусматр н а1огся предохранительные клаианы 41, еработаюш,ие в случае, если нри переводе золотника 9 на другие ре 5чнмы все каналы nacocoii окажутся перекрытыми.
Для огранр че;- ня максимального отрипателыгого угла pcseiica следует поставить лнбо мехаипческпй ограничитель, либо добавить каналы в корпуее регулируюнкей системы и Г роточ1 у на зо.ютгги;; 39 следянцей системы. MvcVra //, передвигая золотник .19 вправо или влевопри реверснрова ин внкта, а также и нри его работе на этом режиме, будет показывать носредст|;ом указателя 38 нзмененяе новорота лонаетей винта как н при ьормальной его работе
Следяничя система состоит из муфты У/, элемента W, нтлиневого валика е шестерней 12, резьбового (винта) е и естер ;ей 13, золотника 39 с буртикал;и и кольцсзьп.П проточками d i-i е.
При одг наковых скоростях вращения шестерен 12 н 13 (и следовательно солнечЕгых И естерег 5 -; С), муфта // будет вргиг аться вместе с шестернями 12 и J3, жестко закренле1Н-1Ы1Ми на коинах cooTiieTствеино шлнцевого н резьбового валиков.
При различных скоростях в эап1ення шестерен 5 и 6 муфта //, выполняя .роль гайки, благодаря гилинам и резьбе на валиках шестерен 12 и 13, будет передвигаться лнбо вправо, либо вле1:;о (в за;и1симостн от направления отиос.чтельного неремегнения тестере.- 5 и 6), увлекая за собой элемент JO, н стрелка указателя 38 будет непрерывно показывать угол Поворота лопастей винта во врелтя его работы на нормальноги, флюгерном и ре1,ерснвиом режимах.
П р е д м е т и з о б р е т е п ;; я
. Винт изменяемого Шага, заключаюн1, в себе центробеж Ь й рег/.;ятср оборотов винта и оТопаетн, сопряжекнь е с 1- едуни;м валом ггосрсдх всм планетарной передачи, солпе-:ные колеса которой для поBODGTo лзпастей выполнены затсркажизаемыми, отличающийся
тем, что для торможения солнечных колес нрименены гидравлические ротационные насосы, ириводимые во вращение от солнечных колес. причем сопротивлеине насосов выполнено регулируемым посредством центробежного регулятора.
2. Винт по п. 1, отличающийся тем, что для перевода лопастей в реверсивное или флюгерное положение, применен включенный в гидравлическую систему между насосами и золотником центробежного регулятора произвольно переставной золотник, среднее положение которого соответствует работе винта па нормальном режиме, а крайние на режиме флюгера и па режиме реверса.
3. Випт по н. 1, отличающийся применением устройства для указания шага лопастей, выполненного в виде элемента сопряженного с указывающим прибором и переставного при наличии разности скоростей солнечных колес.
4.Форма выполнения винта но п. 3, отличающаяся тем, что .для перестановки элемента он монтирован на муфте, сопряженной с шестернями сцепленны.ми с солнечными колесами, с одной - посредством щлицевого соединения, а с другой - посредством винтового.
5.Випт по пп. 1-5, отличающийся тем, что для ограничениябольшого и малого щага лопастей применен ограничитель, выполненный в виде золотника, связанного с указывающим щаг прибором и сообщающего в крайних положениях тормозные линии гидросистемы со ел и в н ы м к а н а л о м.
70850
- V/ irvfffff
lLLL UJ iLUJMJ. U-,; У7-/77777777Г/7777777:
3f
Авторы
Даты
1948-01-01—Публикация
1947-01-11—Подача