1
Изобретение относится к устройствам защиты рудничных подъемных установок от превышения скорости.
Известен электрический ограничитель скорости шахтной подъемной машины, выполненный в виде двух независимых каналов, каждый из которых содержит узел, выдаюш,ий сигнал, пропорциональный допустимой скорости, датчик фактической скорости, блок сравнения скоростей, связанный с исполнительным органом, и устройство контроля исправности 1.
Недостатком известного ограничителя является сложность получения сигналов датчиком фактической скорости.
Наиболее близким к изобретению по своей технической сущности к достигаемому результату является электрический ограннчитель скорости щахтной подъемной мащины, содержащий два независимых канала ограничения скорости, каждый из которых содержит датчик допустимой скорости, датчик фактической скорости и блок сравнения, связанный с исполнительным органом, и устройство контроля исправности 2.
Недостатком известного ограничителя является отсутствие контроля исправности датчиков.
Цель изобретения - повыщенне надежности контроля скорости.
Это достигается тем, что устройство контроля исправности содержит для каждой пары одинаковых датчиков нуль-органы, задатчик минимального порога срабатывания и формирователи сигналов пуска, входы которых соединены с выходами нульогранов, причем задатчик минимального порога срабатывания своими выходами соединен с одним из входов каждого нуль-органа, второй и третий входы каждого из которых соедииены с выходами одного и другого датчиков пары.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемого ограничителя.
Он состоит из пары одинаковых бесконтактных датчиков 1 и 2 дон стимой скоростн, которые одновременно работают при разгоне, равномерном ходе и замсдлеиии нодъемной машины, нары одннаковых датчнков 3 н 4 фактической скоростн, двух блоков 5 и 6 сравнения, устройства контроля исправности, содержащего для каждой нары одинаковых датчиков узлы 7 и 8, каждый из которых содержит нуль-органы 9 и 10, задатчик 11 минимального порога срабатывания, и формирователи 12 и 13 сигналов иуска.
Датчик 1 допустимой скорости может быть выполнен, например, на сельсине 14, соеднненном выходами с входами мостового
выг1 ЭЯКитеЛй i5j на выходы котброги йодкл;(; 1ены переменные резисторы 16 и 17.
Датчик 3 фактической скорости может быть выполнен, например, на тахогенераторе 18, соедииеииом выходами с мостовым выпрямителем 19, на выходы которого подключены переменные резисторы 20 и 21.
Ограничитель скорости работает следующим образом.
При разгоие подъемной машины бескоитактные датчики допустимой скорости одиовремеино новорачиваются на угол от О до 60°. Сигнал (напряжение) па их выходе изменяется от минимального до максимального значения. Эти сигналы поступают на два аналогичных блока 5 и 6, где они анализируются. Одновременно сигналы с выходов иары датчиков, например датчиков 1 и 2, поступают иа входы узла 7.
Нуль-органы 9 и 10 работают на принципе срыва генерации. На первые их входы постояиио иодается напряжение с выходов задатчика 11 минимального порога срабатывания. Это напряжение минимальное, ио достаточное для запуска нуль-органов, т. е. напряжение на иервом входе каждого нуль-органа при исправном состоянии всех элементов всегда болыпе чем на иоследнем на величину минимального задания, определяемого напряжением на выходе задатчика 11.
Когда напряжение на вторых входах нуль-органов 9 и 10 по абсолютной величине больше напряжения на последних входах, нуль-органы 9 и 10 геиерируют колебаиия иеременного тока - работают блокииггеиераторами, иа выходах имеются сигналы, достаточные для включения формирователей 12 и 13. Если напряжение иа вторых входах по абсолютной величине становится меньше напряжения на последних входах, то происходит срыв генерации, сигналы на выходах пуль-органов 9 и 10 исчезают и формирователи 12 и 13 отключаются,
Таким образом, если датчики 1(3) и 2 (4) исиравиы, то иапряжеиие иа их выходах изменяется одновременно и по одному и тому же закоиу, т. е. между выходными напряжениями нет разиицы по абсолютной величиие, иа. выходах нуль-органов 9 и 10 имеется сигнал, достаточный для включения формирователей 12 и 13. Оии, включаясь, разрешают пуск подъемной машины.
Если датчик 1 заклинивает в зоне мииимальиой скорости - напряжение иа выходе датчика 1 минимальное, то ио мере разгона подъемной машииы напряжеиие на выходе датчика 2 увеличивается и становится абсолютной величиие больше выходного напряжения датчика 1, т. е. напряжение на последнем входе нуль-органа 9 становится больше напряжения па втором входе, происходит срыв генерации и иа выходе нуль-органа 9 исчезает сигнал, формирователь 11 отключается и запреш,ает пуск подъемной машины.
Если же датчик 1 заклинивает в зоне максимальной скорости - иапряжеиие на его выходе максимальное, то по мере замедления подъемиой машины наиряжеиие иа выходе датчика 2 уменьшается и становится по абсолютной величине меньше выходного напряжения датчика 1. Следовательно, напряжение на втором входе нульоргана 10 меньше напряжения иа последнем входе, ироисходит срыв генерации и на выходе иуль-органа 10 исчезает сигнал, формирователь 12 отключается и запрещает пуск подъемной машииы. Таким же образом коитролируются и иромежуточиые положения. Практически узлы устройства контроля исиравиости могут быть настроены на разность напряжений датчиков от 0,1 до 10%.
Таким же образом ограничитель скорости работает и при неисправпостях датчиков 2, 3 и 4.
Ограничитель скорости шахтной подъемиой машины обеспечивает автоматическую защиту подъемной машины при выходе из строя как электрических элементов, так и кинематических звеньев датчиков донустимой скорости и датчиков фактической скорости, что повышает надежность и безопасиость эксплуатации иодъемной установки.
Формула изобретения
Электрический ограничитель скорости шахтной подъем пой машины, содерл ащий два независимых канала, каждый из которых содержит датчик доп стимой скорости, датчик фактической скорости и блок сравнения, связанный с исполиительным органом, и устройство контроля исправности, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, устройство контроля исиравности содержит для каждой пары одииаковых датчиков нуль-органы, задатчик минимального порога срабатывания и формирователи сигналов пуска, входы которых соединены с выходами нуль-органов, причем задатчик минимального норога срабатывания своими выходами соединен с одним из входов каждого нуль-органа, второй и третий входы каждого из которых соединены с выходами одного и другого датчиков пары.
Нсточники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Патент СССР № 215835, кл. В 66 D 5/30, 1966.
2.Авторское свидетельство СССР № 335198, кл. В 66В 5/06, 1969 (прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ | 1972 |
|
SU335198A1 |
Устройство контроля скорости ленты конвейера | 1989 |
|
SU1752687A1 |
Ограничитель скорости шахтной подъемной машины | 1984 |
|
SU1188073A2 |
Ограничитель скорости шахтной подъемной машины | 1981 |
|
SU1084223A1 |
Устройство для статических испытаний конструкции на прочность | 1989 |
|
SU1651145A1 |
ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2331571C1 |
Устройство для контроля исправностиТОРМОзА | 1979 |
|
SU840694A1 |
Стенд для испытаний на прочность | 1985 |
|
SU1392416A1 |
Устройство для контроля превышения скорости шахтной подъемной машины | 1986 |
|
SU1451086A1 |
Устройство для контроля искрообразования на коллекторе электрической машины | 1980 |
|
SU884044A1 |
Авторы
Даты
1980-01-30—Публикация
1978-07-31—Подача