.Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов при достижении определенной частоты вращения ведущей полумуфтой, например, в быстроходных ветро- двигателях для привода насоса с большим пусковым моментом.
Целью изобретения является повышение долговечности муфты за счет уменьшения износа при включении и вы- ключении муфты.
На фиг.1 изображена муфта, -осевой разрез; на фиг.2 - вид А на фиг.1; на фиг.З и 4 - кинематическая схема муфты, два вида.
Муфта состоит из ведущей полумуфты в виде диска 1, соединенного с ведущим валом 2. Ведомая муфта выполнена в, виде тормозного барабана 3, соединенного с ведомым валом 4 и охваты- вающего фрикционные колодки 5 с накладками 6. Одни концы колодок 5 шар- нирно соединены между собой и с ведущей полумуфтой 1 осью 7, а между другими концами колодок расположен кула- чок 8, установленный на оси 9.
Центробежные грузы 10 и 11, шар- нирно установленные на осях 7 и 9, соединены между собой тягой 12. Груз 1 соединен осью 13 с телескопической подпружиненной штангой, состоящей из стержней 14 и 15, и установленной между ними пружины 16 сжатия. Штанга расположена между грузами и ее ось образует острый угол с плоское- тью, проходящей через оси 7 и 17 крепления штанги к диску 1 (линия
о,ор.
Груз 11 взаимодействует с кулачком посредством упоров 18 и 19. В упоре 18 установлен винт 20, а в упоре 19 - подпружиненный пружиной 21 стержень 22. Упор 18 жестко закреплен на грузе 11, а упор 19 жестко соединен через ось 9 с кулачком 8, Для ограничения перемещения груза 10 на диске 1 закреплены упоры 23 и 24. Колодки 5 стягиваются пружинами 25.
Предлагаемая муфта работает следующим образом.
В состоянии покоя и при вращении вала 2 с астотой вращения, меньшей частоты включения муфты, пружина 16 через стержень 14 и ось 13 поджимает груз 10 к упору 23. При достижении необходимой частоты вращения грузы 10 и 11 поворачиваются вокруг осей 7 и 9, при этом пружина 16 сжимается и выбирается зазор между винтом 20 и
стержнем 22, т.е. обеспечивается свободный ход грузов без поворота кулачка 8. Дальнейшее увеличение центробежных сил приводит к тому, что подпружиненная штанга заходит за плоскость, соединяющую оси 7 и 17 (линия ), пружцна 19 разжимается и увеличивает центробежную силу грузов Винт 20 воздействует на стержень 22, сжимает пружину 21 и поворачивает кулачок 8, который,раздвигая концы колодок 5, прижимает накладки 6 к ведомой полумуфте. После этого муфта передает момент с ведущего вала 2 на ведомый вал 4.
Величина передаваемого момента зависит от .усилия сжатия 21, которое регулируется винтом 20 и ограничивается упором 24.
При уменьшении частоты вращения уменьшается центробежная сила грузов, грузы 10 и 11 поворачиваются пружиной 21 к центру муфты, сжимая пружину 16, при этом при переходе штанги за линию О,0 пружина 16 разжимается и резко поворачивает грузы и кулачок 5, производя мгновенное отключение муфты.
При включении муфты обеспечиваются замедление в начале хода центробежных грузов и мгновенный подвод фрикционных колодок в конце хода грузов. Кроме того, отключение осуществляется мгновенно. При этом снижается пробуксовка и износ колодок и внутренней поверхности ведомой полумуфты.
Формула изобретения
Центробежная муфта, содержащая ведущую полумуфту и охватывак)1цую ее ведомую полумуфту, фрикционные колодки, шарнирно закрепленные на ведущей полумуфте с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью ведомой полумуфты, механизм задержки включения и центробежнБ1е грузы, шарнирно закрепленные на ведомой полумуфте и связанные с фрикционными колодками и с механизмом задержки включения, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, механизм задержки включения выполнен в виде кулачка и расположенной между центробежными грузами подпружиненной телескопической штанги, шарнирно соединенной одним концом с ведущей полумуфтой, а другим - с одним, из цент3 13037664
робежных грузов, штанга расположенамежду собой и с ведущей полумуфтой, под острым углом к плоскости, прохо-а другие - контактируют с расположен- дящей через оси крепления груза иньм между ними кулачком, который ус- штанги к полумуфте, грузы соединенытановлен с возможностью взаимодейст- между собой тягой, одни концы фрик- вия с одним из центробежных грузов ционных колодок шарнирно соединенычерез подпружиненные упоры.
вщ
фиг.2
7/
12
fuff.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная предохранительная муфта | 1974 |
|
SU523209A1 |
Муфта-тормоз (ее варианты) | 1981 |
|
SU1070354A1 |
Автоматическая муфта-тормоз | 1986 |
|
SU1401184A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1972 |
|
SU445775A1 |
Механизм подачи нитей основы круглой основовязальной машины | 1978 |
|
SU907100A1 |
Центробежная муфта | 1987 |
|
SU1441097A1 |
Центробежная муфта | 1981 |
|
SU1008532A1 |
Фрикционная муфта | 1980 |
|
SU926403A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1988 |
|
SU1620718A1 |
Центробежная фрикционная предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1401182A1 |
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов при определенной частоте вращения, например, в быстроходных вибродвигателях для привода насоса с большим пусковым моментом. Целью изобретения является повышение долговечности муфты за счет уменьшения износа при включении и выключении муфты. Муфта состоит из ведущей полумуфты (П) в виде диска 1, на которой шарнирно закреплены концы фрикционных колодок 5. Между другими концами колодок расположен кулачок 8. Центробежные грузы 10 и 11 шарнирно закреп222 78 лены на осях, при этом они соединены тягой, один из них взаимодействует с кулачком 8 через подпружиненные упоры, а другой шарнирно соединен с подпружиненной телескопической штангой,расположенной под острым углом к линии, соединяющей оси крепления груза и штанги к П. Перемещение грузов ограничивается упорами. Ведомая П охватывает ведущую с возможностью взаимодействия с фрикционными колодками 5. При вращении ведущей П за счет центробежных сил грузы 10 и 11 поворачиваются, сжимая пружину щтанги. После прохождения штанги через линию, соединяющую оси крепления груза и штанги, пружина штанги разжимается и увеличивает центробежную силу грузов, что приводит к резкому повороту кулачка 8 через подпружиненные упоры и мгновенному включению муфты. Выключение муфты происходит в обратном порядке . Мгновенное включение и выключение муфты приводит к уменьшению износа колодок за счет проскальзывания П, 4 ил. 9 (Л 00 о 00 05 О5
Редактор Л.Повхан
Составитель Ю.Гунов Техред Л.Олейник
Заказ 1290/36 Тираж 812Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор А.Зимокосов
Автоматическая фрикционная центробежная муфта для соединения трансмиссии быстроходного ветродвигателя с поршневым насосом | 1946 |
|
SU74544A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-04-15—Публикация
1981-01-27—Подача