1
Изобретение относится к авиационной техиике, в частности, к механизмам, регулирующим отклонение спинок кресел, и может применяться в других областях машиностроения.
Известен самотормозящий шариковинтовой механизм, содержащий винт, гайку, щарики, расположенные в канавках винта и гайки, и тормозное устройство .
Недостатком указанного механизма является сложность конструкции для регулировки отклонения сиинки кресла.
Цель изобретения - упрощение конструкции при регулировке отклонения сиинки кресла. Эта цель достигается тем, что винт состоит из цилиндрической части и охватывающей ее обоймы, между которыми образуется обводной канал, в котором установлен стопорный щарик, взаимодействующий с шариками обводного канала, а тормозное устройство в виде штока с конической поверхностью, взаимодействующей со стопорным щариком посредством рычага управления на одном конце щтока и пружины на другом.
На фиг. 1 представлен предлагаемый самотормозящий щариковинтовой механизм, в заторможенном состоянии; на фиг. 2 - то же, в расторможенном состоянии; ,на
фиг. 3- кресло с самотормозящим щариковинтовым механизмом.
Самотормозящий щариковинтовой механизм содержит винт, состоящий из цилиндрической части 1 и охватывающей его обоймы 2, между которыми образуется обводной канал 3, в котором установлен стопорный щарпк 4, взаимодействующий с щариками 5 обводного канала, а тормозное устройство выполнено в виде щтока 6 с конической поверхностью 7, взаимодействующей со стопорным щариком 4, посредством рычага управления 8 на одном конце штока 6 и пружины 9 на другом.
Гайка 10 является упором и направляющей для штока 6, стопорное кольцо И, ушко 12, на котором шарнирно закреплен рычаг управления 8, контргайку 13, стакан 14, подшипники 15, кольцо 16, шайбу 17, гайку 18, стопорное кольцо 19. Кресло (см. фиг. 3) содержит сииику 20, рычаг 21, кинематически связанный со спийкой 20, пружину 22 для возврата спинки, трос управления 23. Винт имеет шпонку 24, шайбу 25 и гайку 26. С винтом взаимодействует гайка 27.
Самотормозящий шариковинтовой механизм работай следующим образом.
В случае приложения усилия к спинке 20 на отклонение ее назад через рычаг 21, кинематически связаннйй со спийкой 20, усилие передается на стакан 14, шарнирно соединенный с рычагом 21. Поскольку ушко 12 шарнирно закреплено на кресле, то механизм регулировки отклонения спинки 20 кресла будет нагружен сжимающим усилием.,.„.t;
При этом, если шток 6, стопорный шарик 4, рычаг управления 8 и пружина 9 сжаты (фиг. 2), то гайка вращается в подшипниках 15 от воздействия составляющей в винтовой паре и совершает поступательное осевое движение. Шарики 5 перекатываются по винтовым каналам к обводному каналу 3. Пружина 22 растягивается, так как она одним концом прекреплена к рычагу 21, а другим - к спипке 20 кресла.
После перевода тросом управления 23 рычага управления 8 (см. фиг. 1) пружина 9 разжимается и приводит шток 6 в положение, при котором он своей конической поверхностью 7 частично вводит стопорный шарик 4 в обводной канал, стопоря шарики 5 в обводном канале 3. При этом трение качения в шариковинтовом механизме заменяется трением скольжения, что приводит к стопорению гайки 27, если угол наклона винтовой линии меньше угла трения скольжения.
Стопорение гайки 27 приводит к фиксированию спинки 20 кресла. Аналогично самотормозящий шариковинтовой механизм
при регулировке отклонения спинки кресла работает при снятии нагрузки со спинки 20, т. е. когда усилие на стакан 14 приходит через рычаг 21 от пружины 22 в направлении на растяжение механизма.
Самотормозящий щариковинтовой механизм имеет повышенные эксплуатационные качества по сравнению с известными и более дешев в изготовлении.
Формула изобретения
Самотормозящий шариковинтовой механизм, содержащий винт, гайку, шарики, расположенные в канавках винта и гайки, и тормозное устройство, отличаюшийся тем, что, с целью упрощения конструкции при отклонении спинки кресла, винт состоит из цилиндрической части и .охватывающей ее обоймы, между которыми образуется обводной канал, в котором установлен стопорный щарик, взаимодействующий с шариками обводного канала, а тормозное устройство выполнено в виде штока с конической поверхностью, взаимодействующей со стопорным шариком посредством рычага управления на одном конце штока и пружины на другом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 435403, кл. F 16П 25/22, 1972 (прототип).
70
27
72
(Риг. г
фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОТОРМОЗЯЩИЙ ШАРИКОВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ | 1972 |
|
SU435403A1 |
ВЫСТРОРАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ | 1969 |
|
SU255117A1 |
Устройство для регулирования положения спинки кресла | 1979 |
|
SU969246A1 |
Устройство для регулирования положения спинки кресла летательного аппарата | 1972 |
|
SU448986A1 |
КРЕСЛО-КОЛЯСКА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2452451C1 |
Линейный исполнительный механизм | 2021 |
|
RU2752673C1 |
СИЛОВОЕ УСТРОЙСТВО К КОМПЬЮТЕРУ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМ САМОЛЕТОМ | 2012 |
|
RU2498833C1 |
Оправка для закрепления крупногабаритных изделий | 1977 |
|
SU654489A1 |
Кресло-тренажер | 1983 |
|
SU1139434A1 |
Устройство для равномерного распределения нагрузки | 1974 |
|
SU563529A1 |
Авторы
Даты
1980-03-30—Публикация
1978-05-26—Подача