Устройство для контроля знаний учащихся Советский патент 1980 года по МПК G09B7/07 

Описание патента на изобретение SU729615A1

Предлагаемое изобретение относится к области автоматического контроля знаний учащихся, связанных с использованием конструируемой формы ответа, и может быть использовано в различных учебных заведениях. Известны устройства автоматического контроля знаний, которые обеспечивают возможность ввода ответа в конструируемой форме. Устройство для машинного контроля знаний учащихся обеспечивает возможность ввода ответов в конструируемой форме тем, что в нем на рабочем месте преподавателя клавиатура соединена с блоком выработки переменного числа импульсов, который связан с шаговым искателем, а на рабочих местах учащихся клавиатура соединена с блоком выработки импульсов, каждый из которых связан с шаговым искателем своего рабочего места учащегося. При совпадении числа шагов шагового искателя рабочего места преподавателя с числом шагов шагового искателя рабочего места учащегося устройство выдает сигнал о правильном ответе 1 . Другое известнее аналогичное устройство состоит из блока сменных программ, клавиатуры, блока коммутаций, счетчика импульсов, блока правильных ответов, блока выработки оценки, блока от подбора правильного ответа и блока индикации. В этом устройстве возможность ввода ответа в конструируемой форме обеспечивается тем, что оно содержит блок сменных программ,соединенный с клавиатурой и блоком коммутации, и счетчик импумьсов, входы которого подключены к блоку коммутации, а выходы соединены с блоком фиксации правильных ответов и блоком выработки оценки 2. Из известных устройств группового контроля, которые позволяют осуществлять конструирование ответа, наиболее близким к настоящему изобретению является устройство, состящее из рабочего места преподавателя, включающего клавиатуру ввода правильного ответа, электрический коммутатор, узел индикации и фиксации ответа, и рабочих мест учащихся, включающих клавиатуру ввода ответа, электрические коммутаторы и реле сравнения ответов 3.

В этом устройстве ()сть ввода ответа в конструируемой форме обеспечивается тем, что на рабочем месте преподава теля клавиатура ввода прави.чыюго ответа объединена в группы, подключенные к электрическим коммутаторам, контактные поля которых соединены с соответствуюпдими Koirтактными полями всех электрических коммутаторов на рабочих местах учащихся, а клавиатура ввода ответа на рабочих местах учащихся объединена в такие группы, соединенные с электрическими коммутаторами, в цепь скользящих контактов которых включено реле сравнения ответов, соедине,чное с расположенными на рабочем месте преподавателя узлами индикации и фиксации ответа.

Однако все указанные устройства обеспечивают возможность конструирования ответа только в одной из форм:

-либо в частичной конструируемой форме, когда правильный ответ на поставленный вопрос конструируется из нескольких правильных элементарных ответов, не связанных между собой отношением порядка;

-например, если полный правильный ответ состоит из трех правильных элементарных ответов, которым соответствуют коды «2, «4 и «5, то при любой последовательности ввода в устройство учащимся этих кодов правильных элементарных ответов полный ответ будет правильным;

-либо в жесткой конструируемой форме, когда правильный полный ответ конструируется из нескольких правильных элементарных ответов, связанных между отношениями порядка;

-например, еати прави.чьный полный ответ представляет собой тапько одну последовательность правильных элементарных ответов «5-2-4 и никакую другую.

Существе нным недостатком устройств, обеспечивающих конструирование ответа, является отсутствие возможности конструирования ответа в комбинированной конструируемой форме, когда правильный полный ответ конструируется из нескольких правильных элементарных ответов, одни из которых связаны между собой отноп1ением порядка, а другие не требуют строгой последовательности ввода.

Например. Правильный полный ответ состоит из пяти правильных элементарных ответов «2, «3, «7, «8 и «9, в совокупности которых правильные элементарные ответы «7 и «8 не связаны между собой отношением порядка, а их сочетание «А и правильные элементарные ответы «2, «3 и «9 связаны между собой отношением порядка, тогда полный правильный ответ, которому соответствует отношение порядка «2-3-А-9, будет представлять следующие последовательности ввода правильных элементарных ответов.

I.«2---3 7--8--9

II.«2 3-87-9,

к никакие другие.

К недостаткам прототипа предлагаемого устройства следует отнести отсутствие возможности ввода ответа в комбинированной конструируемой форме и наличие требования различных приемов ввода ответа в частичной или жесткой конструируемых формах Если для ввода ответа в частичной конструируемой форме учащийся должен оперировать только одной группой клавищ клавиатуры ввода ответа и знать, какой именно руппой клавиш ему следует оперировать, то Д.ЛЯ ввода ответа в жесткой конструируемой форме учащийся должен оперировать всеми группами клавищ клавиатуры ввода ответа, соблюдая строгую последовательность ввода по группам клавиш. Причем, учащемуся необ; одимо знание оперирования, раскрывающее ему форму конструирования ответа, что снижает достоверность контроля знаний с помощью этого устройства. Поми.мо указанного, для ввода ответа в жесткой конструируемой форме на рабочих местах учаш,ихся необходима клавиатура ввода ответа, кото})ая содержит столько же групп клавиш, склько их в клавиатуре ввода и)авильного ответа ,на рабоче.м месте препол авателя, что исютючает использование многошагового конструирования ответа.

1.(,слью предла1аемого изобретения являегся расширение дидактических возможнос(;й устройства за счет обеспечения возможности оценки различных форм ответов.

1 loci авлешгая цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее блок ввода эталонных ответов, подключенный к ;ервым входам коммутаторов, блоки ввода ответов учащихся, блоки сравнения ответов, первые входы которых соединены с соответствующими коммутаторами, а выходы - с блоками индикации и регистрации ответов, введены блоки памяти элементов ответа и блоки сброса элемента ответа, подключенные к выходам соответствующих блоков ввода ответов учащихся, сравнения ответов и памяти элементов ответа, а также ко вторым входам сштветствующих коммутаторов и первым входам соответствующих блоков па.мяти эле.ментов ответа, вторые входы которого соединены с выходами соответствующих блоков ввода ответов учащихся, а выходы - со вторыми входами соответствуюц;,их блоков сравнения ответов, что позволяет осуществить ввод ответа либо в частичной, либо в жесткой, либо в комбинированной конструируемых формах, при оперировании только одной группой клавиш клавиатуры ввода ответа.

На чертеже изображена функциональная схема предложенного устройства.

Оно содержит блок 1 ввода эталонных ответов, подключенный к первым входам коммутаторов 2 (рабочих мест учащихся), выход которых соединен с первыми входами блоков 3 сравнения ответов. Второй вход блока 3 сравнения ответов соединен с выходом блока 4 памяти элементов ответа, один вход которого подютючен к блоку 5 сброса элемента ответа, другой - к клавиатуре блока 6 ввода ответов учащихся. Выход блока 3 соединен с блоками 7, 8 соответственно индикации и регистрации ответов и первым входом блока 5. Второй вход блока 5 подключен к выходу блока 4, третий вход - к выходу блока б, а выход соединен с вторыми входами блока 4 и коммутатора 2. Блоки 1, 7 и 8 расположены в пульте 9 преподавататя, а блоки 2, 3, 4, 5 и 6 - в пультах 10 учащихся. Устройство для контроля знаний учащихся работает следующим образом. 1. Режим жесткой конструируемой формы ответа. В таком режиме в начале контроля все электрические коммутаторы пультов 10 учащихся находятся в исходно.м положении, при этом к первым входам блоков 3 подключается только первая группа эталонных ответов блока 1, являющаяся первым правильным элементарным ответом. Учащийся, выбрав элементарный ответ, вводит его код нажатием клавищи блока 6 ввода ответов учащихся, соответствующей этому коду. От блока 6 код поступает в блок 4, с которого код элементарного ответа, выбранного учащи.1ся, поступает на второй вход блока 3. При совпадении кода, введенного учащимся, с кодом правильного элементарного ответа, поступивщего с блока 1, блок 3 выдает на блоки 7, 8 пульта 9 преподавателя и блок 5 пульта 10 учащегося сигнал о правильном выборе учащимся первого элементарного ответа. Блок 5 представляет собой трехвходовой логический эле.мент, которому соответствует следующая таблица истинности: где X ( - сигнал, поступающий от блока сравнения ответов на первы.й вход блока сброса; X 2.- сигнал, поступающий от памяти на второй вход блока сброса; Хз - сигнал, поступающий от к тавиатуры блока 6 на третий вход блока сброса; Y - сигнал на выходе блока сброса. Как видно из таблицы истинности, при наличии сигналов на перво.м и ргорон ахода.х. на выходе блока 5 .чоивггг;; сшна.л. который приводит в 11сходное состояние блок 4 и переводит коммутатор 2 в следующее положение, при котором к первому входу блока 3 будет подключена только вторая группа клавищ блока 1 пульта 9 преподавателя, являющаяся носите, кода второго правильного элементарього ответа. При правильном выборе чащимся второго элементарного ответа ситуация повторяется. В результате пульт 10 учащегося будет подготовлен к приему кода следующего элементарного ответа. В случае несовпадения кода правильного элементарного ответа с кодом элементарного ответа, выбранного учащимся, блок 5 не получит сигнала от блока 3, в силу чего блок 4 не будет приведен в исходное состояние, а коммутатор не подключит к блоку сравнения ответов очередной группы клавищи блока 1 пульта 9 преподавателя. Наличие связи выхода блока 6 пульта 10 учащегося с третьим входом блока 5 этого же пульта вызвано необходимостью исключить возможность преждевременного сброса блока 4 и перевода коммутатора в следующее положение при наличии сигнала на выход.е блока 6 ввода ответов учаП.1ИХСЯ. В противном с.тучае блок 4 вновь зафиксирует код предыдущего правильного элементарного ответа учащегося, а коммутатор 2, перейдя в следующее положение, подключит к блок;;- 3 очередную группу эталонных ответов блока 1, что приведет к исключению возможности дальь:ейшего ответа учащимся, нес гря на то, что до сих пор он вводил код-э; правильных зле.ментарных ответов. Паличие связи выхода блока ч памяти вторым входом блока 5 сброса вызвано следующим. После ввода учащимся кодл последнего правильного эле.ментарного ответа от блока 3 сравнения ответов, как было описано выще, на первый вход блока 5 сброса поступи г сигнал, в результате чего будет сброшен блок 4 памяти, а коммутатор 2 перейдет в следующее положение, при котором на входах блока 3 сравнения ответов сигналы будут отсутствовать. В связи с тем, что блок 3 работает по схеме эквивалентного логического элемента, отсутствие сигналов на его входах вызовет на его выходе сигнал о правильном полном ответе учащегося. Отсутствие связи выхода блока 4 памяти с вторым входом блока 5 сброса привело бы к появлению на его выходе очередного сигна,1а, вновь переводящего ком.мутатор 2 в следующее положение. С целью исключения подобной ситуации блок сброса выдает сигнал татько при одновременном наличии сигналов от блока 4 памяти и блока 3 сравнения ответов. Во

Похожие патенты SU729615A1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЗИРОВ.4ННЫЙ КЛАСС 1973
  • Авторы Изобретени
SU367449A1
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС 1970
SU271137A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1980
  • Бойко Владимир Арсеньевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Пиксотов Валерий Владимирович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Черная Юлия Арнольдовна
SU896660A1
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Казанский Юрий Михайлович
  • Пудовик Альфред Ильич
  • Татарский Юрий Витальевич
  • Юхтенко Виктор Анатольевич
SU698039A1
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Юдин Николай Георгиевич
  • Медведев Валерий Петрович
SU769601A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1980
  • Петров Николай Стефанович
  • Медведев Валерий Петрович
  • Сальников Борис Александрович
  • Князев Юрий Михайлович
SU943809A1
Обучающее устройство 1979
  • Лаврентьев Николай Алексеевич
  • Троицкий Вадим Николаевич
  • Рымашевский Георгий Адольфович
  • Шаринский Арпад Арпадович
  • Макаревич Инна Ивановна
  • Рудик Василий Иванович
SU966724A1
Устройство для обучения учащихся 1981
  • Булавенко Валерий Ульянович
  • Петрова Клара Евгеньевна
SU980118A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1981
  • Кишинец Алексей Моисеевич
  • Еремеев Сергей Матвеевич
  • Иванова Татьяна Владимировна
  • Сурин Борис Сергеевич
  • Кобылин Анатолий Михайлович
SU1012318A1
Автоматизированный класс 1976
  • Глухарев Петр Иванович
  • Гордеев Анатолий Михайлович
SU557407A2

Иллюстрации к изобретению SU 729 615 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для контроля знаний учащихся

Формула изобретения SU 729 615 A1

SU 729 615 A1

Авторы

Высокодворский Илья Абрамович

Делюнов Георгий Николаевич

Иванюк Владимир Георгиевич

Полтев Михаил Константинович

Синельников Николай Константинович

Куксо Николай Викторович

Даты

1980-04-25Публикация

1978-03-01Подача