1
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности, к тормозным системам автомобилей.
Наиболее близким техническим решением,к изобретению является гидравлическая тормозная система транспортного средства, содержащая насос высокого давления с приводом от колеса транспортного средства, управляющий клапан, состоящий из цилиндрического корпуса с входным и выходным отверстиями и размещенным в нем порщнем, модулятор давления с клапаном, перекры- ю вающим сообщение тормозного цилиндра со сливом, резервуар для тормозной жидкости и магистрали для соединения упомянутых узлов 1.
Цель изобретения - повышение эффективности торможения и сохранения устойчивости транспортного средства при торможении путем осуществления бесступенчатого регулирования тормозного момента на колесах.
Указанная цель достигается тем, что в 20 предлагаемом устройстве полость корпуса управляющего клапана и поршень выполнены ступенчатыми и образуют последовательно расположенные разделительную, запорщневую и вспомогательную камеры, последняя из которых сообщается с тормозным цилиндром, при этом в корпусе выполнены сливное и дополнительное выходное отверстия, канал, связывающий вспомогательную камеру с дополнительным выходным отверстием, сообщаюц им, в свою очередь, разделительную камеру с тормозным цилиндром, и канал, связывающий запорщневую камеру с входным отверстием, клапан модулятора давления снабжен порщнем, образующим с его корпусом управляющую полость, сообщающуюся с напорной магистралью насоса и через входное отверстие управляющего клапана - с его разделительной камерой, которая, в свою очередь, сообщается через сливное отверстие с резервуаром для тормозной жидкости и всасывающей магистралью насоса.
Кроме того, клапан модулятора давления выполнен игольчатым.
На фиг. 1 изображена предлагаемая гидравлическая тормозная система, общий вид. На фиг. 2 - кривые зависимости линейной скорости автомобиля VQ., угловой скорости тормозного колеса сот и давления Рц в рабочем тормозном цилиндре колеса, поясняющие работу предлагаемой системы, где Гл. - динамический радиус колеса, Шу - угловая скорость колеса без учета проскальзывания.
Гидравлическая тормозная система состоит из насоса 1 высокого давления, имеющего привод от колеса 2 автомобиля, являюпдегося одновременно источником давления в тормозном приводе и датчиком угловой скорости колеса, управляющего клапана 3, модулятора давления 4, резервуара 5 для тор у10зной жидкости, напорной 6 и сливной 7 магистралей, связанных с тормозным цилиндром 8 колеса.
Управляющий клапан 3 содержит вспомогательную 9, запорщневую 10, разделительную 1 камеры, рабочий элемент 12, поршень 13 в вспомогательной камере 9 и пружину 14. В разделительной камере 11 расположены входное 15, дополнительное выходное 16 и сливное 17 отверстия. Вспомогательная камера 9 имеет выходное отверстие 18 и канал 19, соединяющий вспомогательную камеру 9 с дополнительным выходным отверстием 16 разделительной камеры 11. Запоршневая камера 10 соединена каналом 20 с входным отверстием 15 разделительной камеры 11.
Модулятор давления 4 содержит управляющую полость 21 с отверстием 22, игольчатый клапан 23, входное 24 и сливное 25 отверстия и пружину 26. Отверстие 22 связано магистралью 27 с магистралью 6.
Характеристики игольчатого клапана 23 и пружины 26 подобраны так, что до достижения давления 10-12 атм в управляющей полости сливное отверстие 25 не открывается, а полное его открытие происходит при давлении в управляющей полости 21 - 80-100 атм. В результате этого степень открытия отверстия 24 игольчатого клапана 23 зависит от величины давления в управляющей полости 21 модулятора давления 4. При отсутствии давления в управляющей полости 21 игольчатый клапан 23 выдерживает давление 80-100 атм в тормозном цилиндре.
Величины давления и производительность насоса 1 зависят от величины угловой скорости колеса 2.
Характеристики камер 9 и 10, а также пружины 14 управляющего клапана 3 выбирают такими, чтобы при скоростях колеса, соответствующих давлению насоса 8-10 атм, происходило перекрытие дополнительного выходного отверстия 16 и отверстия канала 19 во вспомогательной камере 9 рабочим элементом 12 и поршнем 13 под действием усилия ноги водителя.
Гидравлическая тормозная система работает следующим образом.
При нажатии на тормозную педаль рабочий элемент 12 управляющего клапана 3, перемещаясь в запорщневой камере 10, закрывает сливное отверстие 17 и сообщает входное отверстие 15 с дополнительным выходным отверстием 16. Жидкость, перекачиваемая насосом 1, под давлением поступает в тормозной цилиндр 8 и одновременно поднимается давление в магистрали 27. Это давление, преодолевая усилие пружины 26, перемещает иглу игольчатого клапана 23, открывая тем самым сливную магистраль 7. В начале торможения колесо 2 вращается с больщой скоростью и производительность насоса большая. Отверстие 24 модулятора давления открывается игольчатым клапаном почти полностью. Давление в тормозном цилиндре, соответствующее давлению в управляющей полости 21 модулятора давления 4, высокое. Это приводит к уменьшению скорости вращения колеса 2, что влечет за собой уменьшение производительности насоса 1. Давление в управляющей полости 21 падает, и пружина 26, перемещая иглу игольчатого клапана 23 в противоположо ном направлении, закрывает отверстие 24, что приводит к уменьшению темпа сброса давления в тормозном цилиндре 8. Уменьщение темпа сброса давления в свою очередь влечет за собой уменьшение темпа изменения скорости колеса, и торможение транспортного средства и его колеса происходит, как показано на фиг. 2.
При уменьщении скорости транспортного средства уменьшается величина давлеg ВИЯ в напорной магистрали 6 и, следовательно, в запорщневой камере 10, связанной каналом 20 с входным отверстием 15 управляющего клапана 3. При скоростях транспортного средства 3-8 км/ч величина давления, вырабатываемого насосом 1, недостаточна,
J чтобы удержать усилие ноги водителя (см. фиг. 2, РН). При этом происходит полное перемещение порщня 13 до закрытия канала 19 вспомогательной камеры 9 и дополнительного выходного отверстия 16 с одновременным сообщением входного отверстия 15 со сливным отверстием 17. Порщень 13 в камере 9, а следовательно и в тормозном цилиндре 8, создает рабочее давление под действием усилия ноги водителя, и предлагаемая система работает как обычная
5 тормозная система автомобиля.
Формула изобретения
1. Гидравлическая тормозная система транспортного средства, содержащая насос высокого давления с приводом от колеса транспортного средства, управляющий клапан, состоящий из цилиндрического корпуса с входным и выходным отверстиями и 5 размещенным в нем поршнем, модулятор давления с клапаном, перекрывающим сообщение тормозного цилиндра со сливом, резервуар для тормозной жидкости и магистрали для соединения упомянутых узлов, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности торможения и сохранения устойчивости транспортного средства при торможении путем осуществления бесступенчатого регулирования тормозного момента на колесах, полость корпуса управляющего клапана и поршень выполнены ступенчатыми и образуют последовательно расположенные разделительную, запоршневую и вспомогательную камеры, последняя из которых сообщается с тормозным цилиндром, при этом в корпусе выполнены сливное и дополнительное выходное отверстия, канал, связывающий вспомогательную камеру с дополнительным выходным отверстием, сообщающим в свою очередь, разделительную камеру с тормозным цилиндром, и канал.
связывающий запоршневую камеру с входным отверстием, клапан модулятора давления снабжен поршнем, образующим с его корпусом управляющую полость, сообщающуюся с напорной магистралью насоса и через входное отверстие управляющего клапана - с его разделительной камерой, которая, в свою очередь, сообщается через сливное отверстие с резервуаром для тормозной жидкости и всасывающей магистралью насоса.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что клапан модулятора давления выполнен игольчатым.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3951465, кл. 303-21, 1976.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированная противоблокировочная и противобуксовочная тормозная система | 1980 |
|
SU1726299A1 |
Гидравлическая тормозная система транспортного средства | 1970 |
|
SU547172A3 |
Гидравлическая антиблокировочная тормозная система для транспортных средств | 1986 |
|
SU1484290A3 |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА | 1990 |
|
RU2041090C1 |
Тормозное управление многозвенного транспортного средства | 1980 |
|
SU910482A1 |
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ НАСОС И ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВЫМ НАСОСОМ | 2000 |
|
RU2172428C1 |
Гидрообъемный привод транспортного средства | 1987 |
|
SU1414665A1 |
Гидрообъемная трансмиссия колесного транспортного средства | 1987 |
|
SU1491746A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2032564C1 |
ТОРМОЗНАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИЦЕПНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2013253C1 |
О).
РН
Авторы
Даты
1980-05-15—Публикация
1977-09-14—Подача