Электропривод постоянного тока с двухзонной системой регулирования скорости Советский патент 1980 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU736319A1

целой группы двигателей (групповой источник питания) и индивидуальные вёнтилБные возбудители для регулирования скорости каждого двигателя изменением тока возбуж цения.

Наиболее близким техническим paueнием к изобретению является электропривод постоянного тока, содержащий управляемый вентильный преобразователь,- снабженный системой регули ювания напряжения преобразователя, питающего якорные цепи одного или нескольких двигателей, и нереверсивные Eie;-:тйльные возбудители, индивидуальные для каждого двигателя, снабженные системой регулирования скорости 2. Система регулирования скорости, воздййствующая на поток возбуждения, в таком электроприводе содержит последоБ§тельно включенные регулятор скорости, множительно-делительное устройство, регулятор тока якоря и регулятор возбуждения, и задающее устройство, сЬединенное со входом регулятора скорости и со входом нелинейного элем€;н та; с характеристикой типа ограничения включенного на входе системы регулирс(вания напряжения на якоре, причем ко входам первых двух регуляторов подкл1очены соответственно датчики скорости; вращения и тока якоря, вход множителя множительно-делительного устройства соединен с датчиком скорости, а вхЬд делителя через блок вьвделения Оо тьшего из двух сигналов - с источником постоянного напряжения и с выходом датчика ЭДС. Ограничение токгь якрря двигателя осуществляется здесь охватом мно; шгельно-делителького устройства и регулятора скорости неликейными элементами, ограничение тока возбуждения - ограничением задания на: входе регулятора возбуждения,

В таком з-.гектроприводе, особенно при применении регулятора потока возбуждения и точного измерителя потока возбуждения,могут быть получены статические и динамические характеристики достаточно высокого качества. При применении же вместо регулятора потока регулятора тока возбуждения или рагулятора потока с неточным измерителем потока возбуждения быстродействие системы регулирования оказывается пониженным - ухудшаются качественные показатели электропривода. Опыт проектирования и наладки подобных систем показывает, что при наличии высок;ях требований к быстродействию систе: « регулирования скорости {что особе:ино важно, например, при трубопрокатных агрегатах) , к статической и динш -шческой ТОЧНОСТИ, измерителя потока возбуждения предъявляются чрезвычайно высокие требования, которые не могут быть удовлетворены современными методами аналоговой техники; применение же специальных измерителей потока двигателя представляется нецелесообраэ

ным. Таким образом, по указанным причинам в рассматриваемом электроприводе не удается реализовать достаточно высокое быстродействие.

Для исключения недостатков, вносимых регулятором потока, можно применить регулятор тока возбуждения, однако при этом снижается быстродействие систе1 «л регулирования.

Цель изобретения - улучшение статических и динамических характеристик электропривода, а также упрощение его наладкг.

Цель достигается тем, что в электроприводе, содержащем управляемый вентильный преобразователь с системой регулирования напряжения на якоре двигателя, нереверсивный вентильный возбудитель для питания обмотки возбуждения двигс1теля с системой регулирования скорости двигателя, состоящей из последовательно включенных регулятора скорости, множительно-делительного устройства, регулятора тока якоря и регулятора возбуждения, и задающее устройство, соединенное со входом регулятора скорости и со входом нелинейного элемента с характеристикой типа ограничения, включенного на входе системы регулирования напряжения на якоре, причем ко входам первых двух регуляторов подключены соответственно датчики скорости вращения и тока якоря, вход множителя множительно-делительного устройства соединен с датчиком скорости, вход делителя этого устройства через блок выделения большего из двух сигналов - с выходомдатчика ЭДС и источником постоянного напрях ения, применены два блока выделения большего из двух сигналов, выходы которых подключены ко входу регулятора возбуждения, входы первого из них соединены с датчиками тока возбуждения и ЭДС, а входы второго - с выходом упомянутого нелинейного элемента и с введенным источником постоянного напряжения.

На чертеже представлена функцио 1альная схема электропривода.

Электропривод содержит двигатель

50 1 постоянного тока, вентильный преобразователь 2 (реверсивный или нереверсивный) для питания якорных цепей, нереверсивный вентильный возбудитель 3, измеритель 4 скорости (тахогенера.„тор), систему 5 автоматического регулирования напряжения вентильного преобразователя, питающего якорь двигателя, регулятор 6 возбуждения, регулятор 7 тока якорной цепи двигателя, регулятор 8 скорости, измеритель

609 ЭДС двигателя, делительный элемент 10, множительно-делительное устройство 11, элементы 12-15 сравнения для вьаделения большего иэ двух сигналов, нелинейные элементы .б-19, фильтры

65 20-23, датчик 24 напряжения на якоре

вигателя, датчик 25 тока якорной цеи двигателя, датчик 26 тока возбужения.

Якорь двигателя 1. питается от упавляемого реверсивного или нереверивного вентильного преобразова еля ; от этого же преобразователя могут итаться и другие двигатели групповоо электропривода. Обмотка возбуждеия двигателя питается от нереверсивого вентильного возбудителя 3. Пребразователь 2 управляется системой 5 автоматического регулирования наряжения Up. На вход этой системы поступает сигнал Unj заданного значения напряжения на якоре двигателя, формируемый из сигнала заданного значения скорости двигателя п с помощью нелинейного элемента 16, имеющего линейную характеристику вплоть до ограничения, устанавливаемого равным номинальному значению напряжения двигателя Uj,. При увеличении величины п выше значения J напряжение на выходе нелинейного элемента 16 остается неизменным.

Управление возбуждением двигателя осуществляется трехконтурной системой подчиненного регулирования. Первый контур этой системы представляет собой контур регулирования либо тока возбуждения, либо ЭДС двигателя, в зависимости от того, какое из двух сравниваемых на элементе 12 напряжений - на выходе измерителя ЭДС или датчика тока возбуждения - больше. Выделяемая элементом сравнения 12 переменная подается на вход пропорционально-интегрально-дифференциального(ПИД) регулятора 6 возбуждения в качестве отрицательной обратной связи. Выход регулятора 6 соединен со входом делимого делительного элемента 10, на-вход делителя этого элемента подан через элемент 13 сравнения для выделения большей из, двух величин сигнал с выхода тахогенератора 4. До определенной скорости п Пд сигнал на выходе элемента 13 равен неизменному напряжению U, поступающему . от источника постоянного напряжения, при скорости п Пд сигнал на выходе этого элемента равен напряжению пропорциональному скорости двигателя. Выход делительного элемента 10, в состав которого входит обычно и фильтр 20, подан на вход вентильного возбудителя 3. Для ограничения углов управления возбудителя предусматривается связь фильтра 20 через нелинейный элемент 17 на вход регулятора б возбуждения.

В качестве задания на вход этого регулятора подано два сигнала - сигнал с выхода регулятора / тока якорной цепи, действующий на уменьшение ЭДС двигателя, и сигнал с выхода элемента 14 сравнения, действующий на увеличение ЭДС двигателя. Таким

образом, заданное значение ЭДС двигателя определяется равностью . До определенного заданного -значения ЭДС двигателя6 6;., По сигнал на выходе элемента 14 неизменен и равен UaV при увеличении задания на ЭДС двигателя выме величины во сигнал на выходе элемента 14 равен заданному значению ЭДС двигателя.

В качестве обратной связи на вход регулятора 7 тока поступает сигнал

0 с выхода датчика 25 тока якоря, в качестве задания - сигнал с выхода множительно-делительного устройства 11 через фильтр 21, входящий обычно в состав этого устройства. На вход пер5вого множителя устройства 11 подан сигнал с выхода регулятора 8 скорости, пропорциональный заданному значению момента двигателя mg-, на вход второго множителя - сигнал с выхода

0 измерителя 4 скорости через фильтр 22. На вход делителя, устройства 11 подан сигнал с выхода элемента 15 сравнения, выделяющего большую из двух, величин - постоянного напряжения, пропорционального е , или ЭДС

5 двигателя е На вход регулятора 8 скорости действуют через фильтры 22, 23 сигналы заданного п и фактического з-начений скорости п. Ограничение тока J вигafeля осуществляется

0 с помощью нелинейного элемелта 19, охватывающего отрицательной обратной связью устройство 11, фильтр 21 и регулятор 8 скорости. ;

Устройство работает следующим об5разом.

В исходном состоянии при отключенном автомате якорной цепи двигателя на вход регулятора 6 ЭДС при зашунтированных регуляторах тока и скорос0ти подается задание минимального значения ЭДС холостого хода двигателя бд, а на вход делителя элемента 10 подается минимальное значение рабочей скорости п ео. Так как при этом ЭДС двигателя е О, то в системе уста5навливается определенный ток возбуждения 19Кд-гБ 6о , где Кдтв - коэффициент передачи датчика тока возбуждения .

Причем выбирается, чтобы

0

- 6

1, т. е. КдтБ

о

При включении автомата якорной цепи двигателя расшунтируются регуляторы тока и скорости и подается коман да на разгон двигателя до минимально5го значения скорости п. Если на этой скорости на валу двигателя имеется какая-то нагрузка, то на выходе-регулятора скорости появляется положительное напряжение т, на входе регулято0ра тока - положительное напряжение iv, на выходе регулятора тока - отрицательное напряжение Орт г которое задает снижение ЭДС двигателя. За счёт снижения тока возбуждения ЭДС двигателя/снижается. Но снижение

5

тока возбуждения происходит в боль,шем отношении, чем ЭДС двигателя (за счет кривой намагничивания), т. е. оказывается, что даже уже на этой скорости п п п, происходит переключение с помощью элемента 12 сравнения обратной связи регулятора возбуждения б с тока возбуждения на ЭДС двигателя.

Начиная со скорости п тпц, даже на холостом ходу е 1вКдтв причем до скорости п Uf, ни холостом ходу в системе поддерживается i-g I, а со скорости п,7 j поддерживается ig 1.

Таким образом, начиная с заданного минимального зна-чения ЭДС двигателя холостого хода БД , в системе регулирования поддерживается заданная скорость п Пт../Пр. Причем поддержание скорости ВСЭЗМОЖНО и при Пд ,

т, е. меньше номинального значения.. На вход делителя устройства 11 при этом должна задаваться величина не менее &QJ - минимальной ЭДС двигателя при максимальной нагрузке на скорости Пр.

Качество регулирования скорости в рассматриваемом электроприводе при изменениях задания и нагрузки соответствует качеству регулирования в электроприводах с обычными трехконтурными системами подчиненного регулирования, процессы весьма близки к принятым для этих систем оптимальным процессам,

Формула изобретения

Электропривод постоянного тока с двухзонной системой регулирования скорости, содержащий управляемый вентильный преобразователь с системой резгулирования напряжения на якоре, нереверсивный вентильный возбудитель для питания обмотки возбуждения электродвигателя с системой регулирования скорости двигателя, состоящей из последовательно включенных регулятора скорости, множительно-делительного устройства, регулятора тока якоря и регулятора- возбуждения, и задающее устройство, соединенное со входом регулятора скорости и со входом нелинейного элемента с характеристикой типа ограничения, включенного на входе системы регулирования напряжения на якоре, причем ко входам первых двух регуляторов подключены соответственно датчики скорости вращения и тока якоря, вход множителя множительно-делительного устройства соеди5 ней с датчиком скорости, вход делителя этого устройства через блок выде-ления большего из двух сигналов - с выходом датчика ЭДС и с источником постоянного напряжения, о т л и ч а0 0 Щ и и с я тем, что, с целью улучшения статических и динамических характеристик электропривода и упрощения настройки системы регулирования, в него введены два блока выделения

большего из двух сигналов, выходы которых подключены ко входу регулятора возбуиодения, входы первого из них соединены с датчиками тока возбуждения и ЭДС, а входы второго - с выходом упомянутого нелинейного элемента и с введенным источником постоянного напряжения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Лебедев Е. Д. и лр. Управление вентильными электроприводами постоян

но;го тока. М. Энеогия, 1970, с. 94-44

40 2. Фишбейн В. Г. Расчет систем подчиненного регулирования вентильного электропривода постоянного тока, М., Энергия, 1972, с. 111-124.

Похожие патенты SU736319A1

название год авторы номер документа
Электропривод постоянного тока 1977
  • Вахрамеев Александр Иванович
  • Вейнгер Александр Меерович
  • Гусев Аркадий Сергеевич
  • Тартаковский Юрий Семенович
SU681528A1
Вентильный электропривод постоянного тока 1981
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Нецветаев Владимир Анатольевич
  • Черненко Сергей Дмитриевич
SU974535A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 1973
  • А. С. Валдырев, А. М. Вейнгер, Б. Н. Дралюк В. В. Караман
SU375743A1
Электропривод подъемной машины с переменными радиусами навивки канатов 1982
  • Хилов Виктор Сергеевич
  • Крюков Дмитрий Кузьмич
  • Калашников Юрий Тимоффевич
  • Кошевой Михаил Максимович
  • Таранов Михаил Дмитриевич
SU1064408A1
Устройство для управления асинхронным электроприводом 1979
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU860251A1
Реверсивный вентильный электропривод 1981
  • Магазинник Григорий Герценович
  • Соколов Виктор Васильевич
SU972642A1
Устройство для управления электроприводом переменного тока 1980
  • Вейнгер Александр Меерович
  • Серый Игорь Михайлович
  • Вахрамеев Александр Иванович
  • Тартаковский Юрий Семенович
  • Гусев Аркадий Сергеевич
  • Бояринцев Николай Владимирович
  • Дацковский Лев Ханинович
  • Итенберг Борис Зиноньевич
  • Белошабский Василий Васильевич
SU983958A1
Устройство для управления электроприводом постоянного тока 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
  • Ключев Владимир Иванович
SU736320A1
Устройство для определения углового положения ротора вентильного двигателя 1981
  • Десятнюк Владимир Николаевич
  • Родькин Дмитрий Иосифович
  • Захаров Вячеслав Юрьевич
SU1003261A1
Электропривод постоянного тока 1985
  • Каминская Дора Абрамовна
  • Айгинин Раис Загидулович
SU1336184A1

Иллюстрации к изобретению SU 736 319 A1

Реферат патента 1980 года Электропривод постоянного тока с двухзонной системой регулирования скорости

Формула изобретения SU 736 319 A1

SU 736 319 A1

Авторы

Захаренко Герман Александрович

Тартаковский Юрий Семенович

Вейнгер Александр Меерович

Гусев Аркадий Сергеевич

Караман Вадим Васильевич

Чудновский Виктор Павлович

Даты

1980-05-25Публикация

1977-04-21Подача