Устройство для управления электроприводом постоянного тока Советский патент 1980 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU736320A1

Изобретение относится к электроприводам постоянного тока и может применяться в электроприводах лифтов, шахтных подъемников, кранов, в которых отсутствуют существенные возмущающие воздействия со стороны нагрузки.

Известно устройство для управления электроприводом с реверсом поля, содержащее контур регулирования частоты вращения и подчиненные ему контуры регулирования тока якоря и магнитного потока возбуждения двигателя 1.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому .результату является устройство для управления электроприводом с реверсом поля с нереверсивным преобразователем в цепи якоря и реверсивньлм преобразователем в цепи возбуждения двигателя, -содержащее контур регулирования частоты вращения двигателя с регулятором частоты врсодения и датчиком частоты вращения и подчиненные ему контур регулирования магнитного потока с регулятором и датчиком магнитного потока и контур регулирования тока якоря с блоком выделения модуля на его входе, регулятором и датчиком тока якоря 2,

Недостатки известного устройства - существенные перерегулирования и колзбательность переходных процессов п электроприводе, возникающее вследствие больших значений скорости изме-. нения момента двигателя перед переходом к его установившемуся значению, что, в свою очередь, определяется нелинейным характером изменения задания момента, пропорционального произведению задающих сигналов тока и магнит10ного потока двигателя.

Цель изобретения - уменьшение перерегулирования и колебательности переходных процессов в электроприводе.

Цель достигается тем, что в устрой15ство для управления электроприводом постоянного тока с нереверсивным преобразователем в цепи якоря и реверсивным преобразователем в цепи возбуждения двигателя, содержащее контур

20 регулирования частоты вращения двигателя с регулятором и датчиком частоты вращения и подчиненные ему контур регулирования магнитного потока с регулятором, и датчиком магнитного потока

25 и контур регулирования тока якоря с блоком выделения модуля на его входе, регулятором и датчиком тока якоря, введены звено с ограничением, блок деления и блок интегрирования, а так30же нелинейный блок возведения в квадрат модуля входного сигнала, причем соединенные последовательно звено с ограничением, блок деления и блок интегрирования включены между выходом регулятора частоты вращения и входами контуров регулирования тока якоря и магнитного потока, нелинейный блок розведения в квадрат модуля входного сигнала включен между выходом блока интегрирования и входом звена с ограничением, а вход делителя блока деления соединен с выходом включенного на входе контура регулирования тока якоря блока выделения модуля. На фиг. 1 приведена схема устройства; на фиг. 2 - временные диаграммы, поясняющие его работу. Якорная цепь двигателя 1 подключена к нереверсивному преобразователю 2, а его обмотка 3 возбуждения - к реверсивному преобразователю 4. Устройство для управления электроприводом содержит контур регулирования частоты вращения двигателя с регулятором 5 и датчиком б частоты враиения и подчиненные ему контур регулирования магнитного потока с регулятором 7 и датчиком 8 магнитного потока и контур регулирования тока якоря с блоком 9 выделения модуля на его входе, регулятором 10 и датчиком 11 тока якоря, в устройство введены зве но 12 с ограничением, блок 13 делени и блок 14 интегрирования, нелинейный блок 15 возведения в квадрат модуля входного сигнала, причем соединенные последовательно звено 12 с ограничением блок 13 деления и блок 14 инте рирования включены между выходом регулятора 5 частоты вращения и входами контуров регулирования тока якоря и магнитного потока, нелинейный блок 1 возведения в квадрат модуля входного сигнала включен между выходом блок 14 интегрирования и входом звена 12 с ограничением, а вход делителя блок 13 деления соединен с выходом вклю ченного на входе контура регулирования тока якоря блока 9 вьщеления iMOдуля. На фиг. 2 приведены графики 16, 1 и 18, характеризующие соответственно изменения задающего сигнала U, задан ного значения момента М и его производной на обоих этапах движения. Устройство работает следующим обра зом. . Выходной сигнал блока 14 интегрироаания является задающим (f%) как для контура регулирования тока якоря так и для. контура регулирования магнитного потока двигателя. Формирование этого задающего сигнала обеспечивается с помощью звена 12 с ограничением, блока 13 деления, ко входу делителя которого подключен выход блока 9 выделения модуля, блока 14 интегрирования и нелинейности блока 15 возведения в квадрат модуля входного сиг Нала. На входе звена 12 с ограничением сравниваются выходной сигнал регулятора 5 частоты вращения Uj и выходной сигнал нелинейного блока 15 возведения в квадрат модуля входного сигнала , который характеризуется выражениемU -modU (i; signu К. Нелинейный блок 15 возведения в квадрат модуля входного сигнала может быть выполнен в виде блока перемножения и подключенных к его входам блока определения знака и блока возведения в квадрат, входы которых соединены с выходом блока 14 интегрирования (сигнал и) . Указанный нелинейный блок может быть выполнен также в виде блока перемножения, к двум входам которого подключен выход блока 4 интегрирования (сигнал и) непосредственно и через дополнительный блок выделения модуля. Наиболее просто этот нелинейный блок может быть реализован на операционном усилителе, на входе которого включен нелинейный резистор с квадратичной вольт-амперной характеристикой, При этом, если звено 12 с ограничением выполнено на операционном усилителе, указанный нелинейный резистор может быть включен непосредственно на вход звена 12 с ограничением. При больших рассогласованиях выходного сигнала регулятора 5 частоты вращения, выходного сигнала U..,5 нейного блока 15 возведения в квадрат модуля входного сигнала звено 12 с огргшичением находится в зоне насыщения, а его выходное напряжение равно напряжению ограничения . При этом дифференциальное уравнение, характеризующее изменение задающего сигнала и, имеет вид огр- signU ; где - постоянная времени блока 14 интегрирования; передаточный коэффициент блока.13 деления. При малых значениях рассогласования входных сигналов звена 12 с ограничением выходного, напряжение этого звена определяется линейным участком его характеристики. При этом изменение задающего сигнала Uj характеризуется нелинейным дифференциальным уравнением . Ь где . -,передаточный коэффициент звена 12 с ограничением на линейном участке его характеристики. В режиме разгона на первом этапе движения выходной сигнал Не; регулято pa S. частоты вращения существенно пр вышает выходной сигнал блока 15, поэтому звено 12 с ограничением нахо дится в зоне ограничения. При этом решение нелинейного дифференциальног уравнения (2) при нулевых начальных условиях представляет собой следующе выражение, характеризующее изменение задающего сигнала Uj, на первом этапе движения /2K,Uor2 -14 / Соответствующее полученному выражению изменение задающего сигнала Uj. на первом этапе движения характеризу ется графиком 16 на фиг, 2. Первый этап движения заканчиваетс при переходе на линейный участок характеристики звена 12 с ограничением в момент времени ), 2,,К,,К,5 огр / когда задающий сигнал U достигает значения ., .±.L MV V LSoV Nl)J (6) . Решение нелинейного дифференциаль ного уравнения (3) с учетом полученных начальных условий дает следующее выражение, характеризующее изменение задающего сигнала U (и его переход к установившемуся значению) на втором этапе движения 2к,К„К,(а I, - - UooLexD -(t-t -- ( Vb.5 %л. 1 V | Поскольку выходной сигнал блока 1 интегрирования представляет собой задание как для контура регулировани тока, якоря, так и для контура регул рования магнитного потока двигателя, а момейт двигателя пропорционален пр изведению тока якоря и магнитного по тока, заданное значение момента двигателя пропорционально квадрату этого сигнала м к. и, где К - коэффициент пропорциональнос Тогда заданное значение момента двигателя My, а также его производна - , определяющая величину рывка в механизме, на первом этапе движения характеризуются зависимостями M.KK,,, (9) dMj 2 T, dt a на вторюм этапе движения эти зависимости имеют вид -vtb- -t- l . Как следует из приведенных выражений, величина изменения заданного значения момента двигателя и длительность переходного процесса на втором этапе движения зависят от величины передаточного коэффициента К звена 12 с ограничением на линейном участке его характеристики и увеличением К могут быть практически сведены к нулю. Практически во время всего переходного процесса благодаря указанному выше нелинейному характеру изменения сигнала U,,; задания для контуров регулирования тока якоря и магнитного потока двигателя обеспечивается линейный характер изменения задания момента двигателя и постоянное значение его производной (соответственно графики 16, 17, 18, фиг, 2), в то время как в случае линейного характера изменения сигнала задания для контуров регулирования тока якоря и магнитного потока двигателя задание момента двигателя изменяется нелинейно с возрастающей крутизной, причем при одинаковой длительности переходного процесса величина его производной перед переходом к установившемуся значению практически в два раза превьлиает среднее зйачение, равное поддерживающему на постоянном уровне значению этой производной Б предлагаемом устройстве. Вследствие указанного в предлагаемом устройстве уменьшаются перерегулирования и колебательность переходных процессов в электроприводе, а приодинаковых максимальных значениях скорости изменения задания момента двигателя возможно сокращение длительности переходных процессов. Таким образом, устройство обеспечивает уменьшение перерегулирований и колебательности переходных процессов в электроприводе в режимах управления, что повышает надежность электропривода, и механизма, а также позволяет повысить производительность за счет сокращения длительности переходНЫ.Х процессов . Формула изобретения Устройство для управления электроприводом постоянного тока с нереверсивным преобразователем в цепи якоря и реверсивным преобразователем в цепи возбуждения двигателя, содержащее контур регулирования частоты вращения двигателя с регулятором и датчиком частоты вращения и подчиненные ему контур регулирования магнитного потока с регулятором и датчиком магнитного и контур регулирования тока якоря с блоком выделения модуля на его входе, регулятором и

датчиком тока якоря, отличающееся тем, что, с целью уменьшения перерегулирования и колебательности переходных процессов в электроприводе, в него введены звено с ограничением, блок деления и блок интегрирования, а также нелинейный блок возведения в квадрат модуля входного сигнала, причем соединенные последовательно звено с ограничением, блок деления и блок интегрирования включены между выходом регулятора частоты вращения и входами контуров регулирования тока якоря и

магнитного потока, нелинейный блок возведения в квадрат модуля входного сигнала включен: между выходом блока интегрирования и входом эвена с ограничением, а вход делителя блока деления соединен с выходом включенного на входе контура регулирования тока якоря блока выделения модуля.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Ж. BBC-Nachrichten, W 4, 8, 1976, с. 153-160,

2.Ж. Brown Boveri Review,

№ 3, 63, 1976, с, 188-194 (прототип).

Похожие патенты SU736320A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления электроприводом постоянного тока 1978
  • Ключев Владимир Иванович
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU746848A1
Электропривод постоянного тока 1976
  • Орещенко Рудольф Александрович
  • Краковецкий Владимир Кириллович
  • Калинин Александр Аркадьевич
SU657554A1
Электропривод с подчиненным регулированием параметров 1979
  • Аржанов Владимир Викторович
  • Бейнарович Владислав Александрович
  • Красноштанов Сергей Николаевич
  • Фадеев Владимир Степанович
SU896733A1
Реверсивный тиристорный электропривод с упругой передачей от двигателя к механизму 1977
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU731539A1
Устройство для управления асинхронным электроприводом 1979
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU788325A1
Устройство для демпфирования колебаний в упругой связи между двигателем и механизмом электропривода 1978
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU714607A1
Устройство для регулирования частоты вращения электропривода постоянного тока 1977
  • Ткаченко Валерий Яковлевич
SU731538A1
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2008
  • Александров Евгений Васильевич
  • Александров Никита Евгеньевич
  • Лагун Вячеслав Владимирович
  • Климов Геннадий Георгиевич
RU2401502C2
Электропривод с подчиненным регулированием параметров 1981
  • Аржанов Владимир Викторович
  • Бейнарович Владислав Александрович
  • Фадеев Владимир Степанович
SU997215A2
Электропривод постоянного тока с двухзонным регулированием частоты вращения 1986
  • Гарнов Владимир Константинович
  • Гольдрин Илья Владимирович
  • Дубинский Генрих Нейманович
  • Куликов Алексей Федорович
  • Левин Лев Григорьевич
  • Рабинович Владислав Борисович
SU1385216A1

Реферат патента 1980 года Устройство для управления электроприводом постоянного тока

Формула изобретения SU 736 320 A1

SU 736 320 A1

Авторы

Ткаченко Валерий Яковлевич

Ключев Владимир Иванович

Даты

1980-05-25Публикация

1978-02-13Подача