1
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в проводах с односторонней передачей врашающего момента.
Известна муфта-тормоз, содержашая ведущий и ведомый валы, корпус, фрикционные диски и механизм сжатия фрикционных дисков с подпружиненным нажимным диском. Причем механизм сжатия, кроме того, содержит два диска с радиальными пазами, в которые установлены шарики или ролики 1.
Недостатком указанной муфты-тормоза является малая нагрузочная способность механизма сжатия фрикционных дисков и, следовательно, всей муфты-тормоза.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности муфты-тормоза.
Указанная цель обеспечивается тем, что в муфте-тормозе, содержащей ведущий и ведомме валы, корпус, фрикционные диски и механизмы сжатия фрикционных дисков, с подпружиненным нажимным диском, на ведущем валу вьшолнены две несамотормозящие резьбы одинакового направления с различной величиной шага, а механизм сжатия имеет установленный с возможностью
осевого перемещения относительно фрикционных дисков на ведомом валу дополнительный нажимной диск, в торце которого закреплены винты, подпружиненные относительно первого нажимного диска, и установленную с возможностью взаимодействия с ними своим торцом гайку, навинченную на резьбу с большим шагом, при этом первый нажимной диск навинчен на резьбу с меньшим шагом.
На чертеже изображен продольный раз10 рез по оси муфты-тормоза.
Муфта-тормоз содержит ведущий вал 1, на котором выполнены две резьбы 2 и 3 одинакового направления с различной величиной шага, и ведомый вал 4, соединенные
15 между собой подвижно при помощи подшипников 5. На ведомом валу 4 выполненышлицы, на которые насажен дополнительный нажимной диск 6. На наружные шлицы дополнительного нажимного диска 6 насажены 20 фрикционные диски 7, между которыми установлены фрикционные диски 8, вставленные шлицами на своем наружном диаметре в соответствующие шлицы, выполненные в неподвижном корпусе 9. На несамотормозящую резьбу 3 ведущего вала 1 с меньшим шагом навинчен нажимной диск 10, который одновременно зафиксирован при помощи шлицев относительно ведомого вала 4 и дополнительного нажимного диска 6. Через отверстия в нажимном диске 10, расположенные равномерно по окружности, в торец дополнительного нажимного диска 6 ввинчены вииты 11. Между головками винтов 11 и торцом прижимного диска 10 установлены пружины сжатия 12. На резьбу 2 с большим шагом навинчена гайка, которая с целью обеспечения сборки состоит из двух деталей 13 и 14, жестко соединенных между собой, и при помощи шлицев зафиксирована относительно нажимного диска 10. Гайка, состоящая из деталей 13 и 14, установлена в осевом направлении с зазором относительно головок винтов 11. Для ограничения величины сжатия пружины 12 стержень винта 11 выполнен ступенчатым. Муфта-тормоз работает следующим образом. При включении приводного двигателя (на чертеже не показан) ведущий вал 1 проворачивается относительно ведомого вала 4 на подшипниках 5. При этом нажимной диск 10 и гайка, состоящая из деталей 13 и 14, будет перемещаться в осевом направлении. В зависимости от направления вращения и направления резьб 2 и 3 работа устройства будет различна. Когда направление резьб 2 и 3 и направление вращения ротора двигателя такое, что прижимной диск 10, а следовательно, и гайка состоящая из деталей 13 и 14, перемещаются вправо, муфта-тормоз работает следующим образом. При перемещении нажимного диска 10 вправо,после включения приводного двигателя пружина 12 сжимается и фрикционные диски 7 и 8 разжимаются, вследствие чего тормозной момент на муфте снимается. Перемещение нажимного диска 10 будет происходить до тех пор, пока момент трения в резьбе 3 не управляется с моментом сопротивления на ведомом валу 4 и ведомый вал 4 не начнет вращаться. Если момент сопротивления на ведомом валу 4 настолько большой, что момент трения в резьбе 3 не может его уравновесить, перемещение нажимного диска вправо будет происходить до тех пор, пока уступ на стержне винта 11 не упрется в торцовую поверхность нажимного диска 10. После чего начинает вращаться ведомый вал 4. При данном направлении вращения гайка, состоящая из деталей 13 и 14, также будет перемещаться вправо на большую величину, чем прижимной диск 10, но на работу муфты в этом случае она влияния не оказывает. Величина осевого перемещения должна быть такой, чтобы шлицевые соединения нажимного диска 6 и нажимного диска 10, а также нажимного диска 10 и гайки, состоящей из деталей 13 и 14, не выходили из зацепления. При выключении приводного двигателя пружина 12 начинает разжиматься и возвращает прижимной диск 10 в исходное положение, заставляя проворачиваться ведущий вал. I и ведомый вал 4 относительно друг друга, так как резьбы 2 и 3 выполнены несамотормозящими. При этом наиболее возможный вариант, когда ведомый вал 4 остановлен вследствие момента сопротивления на рабочем валу приводной мащины (на чертеже не показана), а ведущий вал 1 под действием пружины 12 проворачивается вместе с ротором приводного двигателя. За счет относительного проворачивания ведущего 1 и ведомого 4 валов гайка, состоящая из деталей 13 и 14, также возвращается в исходное положение. При обратном направлении вращения ротора приводного двигателя нажимной диск 10 начнет перемещаться влево совместно с деталями, закрепленными на нем. Однако гайка, состоящая из деталей 13 и 14, также начнет перемещаться влево, но с большей скоростью, так как она навинчена на резьбу 2 с большим шагрм и, пройдя зазор «а, упрется в головки винтов 11. Через винты 11 осевое перемещение гайки передается дополнительному нажимному диску 6. За счет разности перемещения нажимного диска 10 и гайки, состоящей из деталей 13 и 14, расстояние между нажимными дисками б и 10 будет увеличиваться, а пружина 12 будет сжиматься. Таким образом, тормозной момент на муфте снимается. Условия передачи момента от ведущего вала 1 к ведомому 4 те же, что описанные выше при обратном вращении. При выключении двигателя все детали возвращаются в исходное положение за счет усилия пружины 12. При остановленном приводном двигателе ведомый вал 4 заторможен фрикционными дисками 7 и 8 и пружиной 12. -Передача вращающего момента от ведомого вала к ведущему исключена. Технико-экономический эффект от использования данной муфты-тормоза обеспечивается повыщением нагрузочной способности, что позволяет применять ее в приводах с больщой частотой включения, например в приводах нажимных устройств прокатных станов для торможения самоотвинчипяния нажимных винтов. Формула изобретения Муфта-тормоз, содержащая ведущий и ведомый валы, корпус, фрикционные диски, и механизм сжатия фрикционных дисков с подпружиненным нажимным диском, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, на ведущем валу выполнены две несамотормозящие резьбы одинакового направления с различной величиной шага, а механизм сжатия имеет установленный с возможностью осевого перемещения относительно фрикционных дисков на ведомом валу д6полни ельный нажимной диск, в торце которого закреплены винты, подпружиненные относительно первого нажимного диска и установленную с возможностью взаимодействия с ними своим торцом гайку, навинченную на резьбу с больщим шагом, при Этом первый нажимной диск нявинчен на резьбу с меньшим шагом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Турпаев А. И. Самотормозящие механизмы. М., «Машиностроение, 1976, с. 135, фиг. 3.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная предохранительная муфта повышенной точности срабатывания | 1985 |
|
SU1337568A1 |
Муфта-тормоз | 1978 |
|
SU819441A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1974 |
|
SU504891A1 |
Центробежная муфта | 1984 |
|
SU1278524A1 |
Винтовой пресс | 1989 |
|
SU1646892A1 |
Предохранительное устройство преимущественно к роторным снегоочистителям | 1980 |
|
SU1043377A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1971 |
|
SU309176A1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИВОД ПЛАШЕЧНОГО ПРЕВЕНТОРА-2 | 1993 |
|
RU2097527C1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 2002 |
|
RU2235232C2 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1984 |
|
SU1183747A1 |
.ZZ 78 )у//у///// Уг
Авторы
Даты
1980-06-05—Публикация
1978-05-22—Подача