Муфта-тормоз Советский патент 1980 года по МПК F16D67/02 

Описание патента на изобретение SU739277A1

1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в проводах с односторонней передачей врашающего момента.

Известна муфта-тормоз, содержашая ведущий и ведомый валы, корпус, фрикционные диски и механизм сжатия фрикционных дисков с подпружиненным нажимным диском. Причем механизм сжатия, кроме того, содержит два диска с радиальными пазами, в которые установлены шарики или ролики 1.

Недостатком указанной муфты-тормоза является малая нагрузочная способность механизма сжатия фрикционных дисков и, следовательно, всей муфты-тормоза.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности муфты-тормоза.

Указанная цель обеспечивается тем, что в муфте-тормозе, содержащей ведущий и ведомме валы, корпус, фрикционные диски и механизмы сжатия фрикционных дисков, с подпружиненным нажимным диском, на ведущем валу вьшолнены две несамотормозящие резьбы одинакового направления с различной величиной шага, а механизм сжатия имеет установленный с возможностью

осевого перемещения относительно фрикционных дисков на ведомом валу дополнительный нажимной диск, в торце которого закреплены винты, подпружиненные относительно первого нажимного диска, и установленную с возможностью взаимодействия с ними своим торцом гайку, навинченную на резьбу с большим шагом, при этом первый нажимной диск навинчен на резьбу с меньшим шагом.

На чертеже изображен продольный раз10 рез по оси муфты-тормоза.

Муфта-тормоз содержит ведущий вал 1, на котором выполнены две резьбы 2 и 3 одинакового направления с различной величиной шага, и ведомый вал 4, соединенные

15 между собой подвижно при помощи подшипников 5. На ведомом валу 4 выполненышлицы, на которые насажен дополнительный нажимной диск 6. На наружные шлицы дополнительного нажимного диска 6 насажены 20 фрикционные диски 7, между которыми установлены фрикционные диски 8, вставленные шлицами на своем наружном диаметре в соответствующие шлицы, выполненные в неподвижном корпусе 9. На несамотормозящую резьбу 3 ведущего вала 1 с меньшим шагом навинчен нажимной диск 10, который одновременно зафиксирован при помощи шлицев относительно ведомого вала 4 и дополнительного нажимного диска 6. Через отверстия в нажимном диске 10, расположенные равномерно по окружности, в торец дополнительного нажимного диска 6 ввинчены вииты 11. Между головками винтов 11 и торцом прижимного диска 10 установлены пружины сжатия 12. На резьбу 2 с большим шагом навинчена гайка, которая с целью обеспечения сборки состоит из двух деталей 13 и 14, жестко соединенных между собой, и при помощи шлицев зафиксирована относительно нажимного диска 10. Гайка, состоящая из деталей 13 и 14, установлена в осевом направлении с зазором относительно головок винтов 11. Для ограничения величины сжатия пружины 12 стержень винта 11 выполнен ступенчатым. Муфта-тормоз работает следующим образом. При включении приводного двигателя (на чертеже не показан) ведущий вал 1 проворачивается относительно ведомого вала 4 на подшипниках 5. При этом нажимной диск 10 и гайка, состоящая из деталей 13 и 14, будет перемещаться в осевом направлении. В зависимости от направления вращения и направления резьб 2 и 3 работа устройства будет различна. Когда направление резьб 2 и 3 и направление вращения ротора двигателя такое, что прижимной диск 10, а следовательно, и гайка состоящая из деталей 13 и 14, перемещаются вправо, муфта-тормоз работает следующим образом. При перемещении нажимного диска 10 вправо,после включения приводного двигателя пружина 12 сжимается и фрикционные диски 7 и 8 разжимаются, вследствие чего тормозной момент на муфте снимается. Перемещение нажимного диска 10 будет происходить до тех пор, пока момент трения в резьбе 3 не управляется с моментом сопротивления на ведомом валу 4 и ведомый вал 4 не начнет вращаться. Если момент сопротивления на ведомом валу 4 настолько большой, что момент трения в резьбе 3 не может его уравновесить, перемещение нажимного диска вправо будет происходить до тех пор, пока уступ на стержне винта 11 не упрется в торцовую поверхность нажимного диска 10. После чего начинает вращаться ведомый вал 4. При данном направлении вращения гайка, состоящая из деталей 13 и 14, также будет перемещаться вправо на большую величину, чем прижимной диск 10, но на работу муфты в этом случае она влияния не оказывает. Величина осевого перемещения должна быть такой, чтобы шлицевые соединения нажимного диска 6 и нажимного диска 10, а также нажимного диска 10 и гайки, состоящей из деталей 13 и 14, не выходили из зацепления. При выключении приводного двигателя пружина 12 начинает разжиматься и возвращает прижимной диск 10 в исходное положение, заставляя проворачиваться ведущий вал. I и ведомый вал 4 относительно друг друга, так как резьбы 2 и 3 выполнены несамотормозящими. При этом наиболее возможный вариант, когда ведомый вал 4 остановлен вследствие момента сопротивления на рабочем валу приводной мащины (на чертеже не показана), а ведущий вал 1 под действием пружины 12 проворачивается вместе с ротором приводного двигателя. За счет относительного проворачивания ведущего 1 и ведомого 4 валов гайка, состоящая из деталей 13 и 14, также возвращается в исходное положение. При обратном направлении вращения ротора приводного двигателя нажимной диск 10 начнет перемещаться влево совместно с деталями, закрепленными на нем. Однако гайка, состоящая из деталей 13 и 14, также начнет перемещаться влево, но с большей скоростью, так как она навинчена на резьбу 2 с большим шагрм и, пройдя зазор «а, упрется в головки винтов 11. Через винты 11 осевое перемещение гайки передается дополнительному нажимному диску 6. За счет разности перемещения нажимного диска 10 и гайки, состоящей из деталей 13 и 14, расстояние между нажимными дисками б и 10 будет увеличиваться, а пружина 12 будет сжиматься. Таким образом, тормозной момент на муфте снимается. Условия передачи момента от ведущего вала 1 к ведомому 4 те же, что описанные выше при обратном вращении. При выключении двигателя все детали возвращаются в исходное положение за счет усилия пружины 12. При остановленном приводном двигателе ведомый вал 4 заторможен фрикционными дисками 7 и 8 и пружиной 12. -Передача вращающего момента от ведомого вала к ведущему исключена. Технико-экономический эффект от использования данной муфты-тормоза обеспечивается повыщением нагрузочной способности, что позволяет применять ее в приводах с больщой частотой включения, например в приводах нажимных устройств прокатных станов для торможения самоотвинчипяния нажимных винтов. Формула изобретения Муфта-тормоз, содержащая ведущий и ведомый валы, корпус, фрикционные диски, и механизм сжатия фрикционных дисков с подпружиненным нажимным диском, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, на ведущем валу выполнены две несамотормозящие резьбы одинакового направления с различной величиной шага, а механизм сжатия имеет установленный с возможностью осевого перемещения относительно фрикционных дисков на ведомом валу д6полни ельный нажимной диск, в торце которого закреплены винты, подпружиненные относительно первого нажимного диска и установленную с возможностью взаимодействия с ними своим торцом гайку, навинченную на резьбу с больщим шагом, при Этом первый нажимной диск нявинчен на резьбу с меньшим шагом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Турпаев А. И. Самотормозящие механизмы. М., «Машиностроение, 1976, с. 135, фиг. 3.

Похожие патенты SU739277A1

название год авторы номер документа
Фрикционная предохранительная муфта повышенной точности срабатывания 1985
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Николаев Вадим Анатольевич
SU1337568A1
Муфта-тормоз 1978
  • Строгонов Валентин Михайлович
  • Томашевский Сергей Калистратович
  • Голявин Константин Александрович
  • Демиденков Иван Стефанович
  • Ванин Леонид Петрович
SU819441A1
Предохранительная фрикционная муфта 1974
  • Афанасьев Михаил Константинович
  • Петриченко Виктор Алексеевич
  • Корниенко Николай Николаевич
SU504891A1
Центробежная муфта 1984
  • Шишкарев Михаил Павлович
SU1278524A1
Винтовой пресс 1989
  • Сафонов Анатолий Васильевич
  • Поцелуйко Владимир Витальевич
SU1646892A1
Предохранительное устройство преимущественно к роторным снегоочистителям 1980
  • Головков Александр Анатольевич
  • Лучкин Олег Васильевич
  • Большаков Николай Дмитриевич
  • Борисов Сергей Михайлович
  • Иванов Александр Николаевич
SU1043377A1
МУФТА-ТОРМОЗ 1971
SU309176A1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИВОД ПЛАШЕЧНОГО ПРЕВЕНТОРА-2 1993
  • Пшеничный Павел Леонтьевич
  • Рафергов Дмитрий Леонидович
  • Пшеничный Игорь Павлович
RU2097527C1
МУФТА-ТОРМОЗ 2002
  • Кожевников В.А.
  • Разинков В.И.
  • Кондратьев В.А.
RU2235232C2
Предохранительная фрикционная муфта 1984
  • Шишкарев Михаил Павлович
SU1183747A1

Реферат патента 1980 года Муфта-тормоз

Формула изобретения SU 739 277 A1

.ZZ 78 )у//у///// Уг

SU 739 277 A1

Авторы

Гарманов Анатолий Николаевич

Адамович Ротарм Александрович

Кутилин Николай Дмитриевич

Даты

1980-06-05Публикация

1978-05-22Подача