1
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающим системам, построенным на базе ЦВМ, и может быть использовано в качестве обучающего устройства для контроля знаний учащихся в учебных заведениях по различ- 5 ным дисциплинам.
Известно устройство для группового обучения, содержащее связанные соответствующим образом центральный логический блок с пультом преподавателя, пульты обучаемых, ю контрольное табло, блок выдачи учебной информации блок выдачи команд, распределительный автомат с часовым программным механизмом, групповой аккумулятор ответов, программный блок задания кодов ответов, программные механизмы, блоки коррекции ответов, содержащие пороговые усилители и последовательную цепочку сопротивлений, подключенную ко входной цепи порогового элемента и инициируемые контактами клавищ ввода ответов 1.то
Однако данное устройство является специализированным, имеет ограниченные возможности, не предусматривает обработку результатов контроля.
Известно также обучающее устройство, содержащее связанные соответствующим образом вычислительную мащину, пульт преподавателя, пульты обучаемых, блок памяти, блок перераспределения зон памяти, блоки выдачи информации, блок обращения к вычислительной мащине, блок приема информации, блок приоритетного обращения к выбранному пульту обучаемого, блок переключения зон памяти, блок выработки сигнала тревоги, коммутатор. Устройство позволяет качественнее оценить знания обучаемых, а также накапливать и классифицировать допущенные в процессе обучения ошибки по отдельным курсам 2. Недостатки устройства - больщие аппаратурные затраты при реализации рабочего места обучаемого и дополнительного оборудования, обеспечивающего подключение рабочих мест обучаемых к ЦВМ, процесс обучения и контроля сопровождается щумом (на рабочем месте обучаемого установлена электрифицированная пищущая машинка). Это отвлекает внимание учащихся и тем самым снижает уровень успеваемости.
Наиболее близким техническим решением к предложенному изобретению является автоматизированный класс для контроля знаний учащихся, содержащий пульты учащихся, блоки ввода ответов, триггер состояния, щифратор, регистр слова, блок памяти, цифровую вычислительную мащину, блок управления прерываниями. Данный автоматизированный класс позволяет более рационально использовать память вычислительной мащины и время ее работы 3. Недостатки устройства - большие аппаратурные затраты при реа.тизации пультов обучаемых, значительное количество линий связи между пультами обучаемых и блоком памяти, что приводит к усложнению связи пультов с вычислительной машиной. Цель изобретения - упрощение устройства за счет сокращения аппаратурных затрат при реализации пультов обучаемых, а также уменьщения линий связи между пультами обучаемых и блоком памяти. Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее пульты учащихся, подключенные через блок управления к электронной вычислительной мащине, соединенной с одними входами блока памяти учебной информации, введены блок элементов ИЛИ и генератор, соединенный через последовательно включенные пульты учащихся с другими входами блока памяти учебной информации и блока элементов ИЛИ, подключенного к третьим входам блока памяти учебной информации, выход которого соединен с генератором, подключенным к пультам учащихся. На чертеже представлена схема, поясняющая изобретение. Схема содержит блоки 1 ввода ответов, шифраторы 2, регистры 3 слова, связанные с выходом блока ввода ответов, выход которого соединен с триггером 4 состояния. Регистры 3 слова каждого учащегося связаны между собой послелователькой цепочкой. Выходы триггеров 4 состояния соединены с соответствующим входом блока 5 управления, выход которого соединен с входом электронной вычислительной мащины 6, между которой и блоком 7 памяти учебной информации установлена двусторонняя связь Второй и третий входы блока 7 памяти соединены соответственно с выходом регистра 3 слова непосредственно и через блок 8 элементов ИЛИ, выход блока 7 памяти подключен к входу генератора 9, выходы которого подключены к входам регистров 3 слова каждого учащегося. Блоки и узлы 1, 2, 3 и 4 расположены в пультах 10 учащихся. Автоматизированный класс работает следующим образом. Для проведения контроля по отдельному курсу предварительно составляются билеты для каждого обучаемого, которые отличаются по содержанию и предполагают цифровые ответы. Контроль начинается с момента выдачи сигнала «Начало контроля при нажатии соответствующей клавищи обучаемым. При этом в блоке 1 ввода ответов вырабатывается сигнал, по которому триггер 4 состояния устанавливается в нулевое состояние. После подготовки пультов 10 к работе обучаемые начинают вводить свои ответы. Каждый ответ на поставленный вопрос после щифровки в узле 2 занимает первое поле в регистре 3 слова, во втором его поле хранится номер пульта 10, формируемый блоком 1 ввода ответов. Через определенные интервалы времени узлом местного управления (на чертеже не показан) блока 7 памяти запускается генератор 9, вырабатывающий последовательность из п-импульсов, где п- количество пультов 10. Каждый импульс поступает на все регистры 3 слова. По определенному фронту импульса происходит считывание информации с i-ro регистра 3 слова и передача новой информации в (i - 1) регистр 3 слова, а содержимое регистра слова первого пульта 10 передается в блок 7 памяти (ответ и номер пульта) и в блок 8 ИЛИ (номер пульта), а по заднему фронту - прием информации на п-1 пульт 10. По номеру пульта блок элементов 8 ИЛИ вырабатывает сигнал, который в блоке 7 памяти преобразуется в текущий адрес для записи поступающей из регистров 3 слов информации. При этом считается, что время полного считывания информации со всех регистров 3 слов меньше интервалов времени между каждым поступлением ответов с шифратора 2 в регистр 3 слова во всех пультах 10. Таким образом, в блоке 7 памяти в каждой ячейке вместе с ответом записывается и номер пульта 10, из которого поступил ответ, при этом по мере поступления информации из пультов 10 происходит последовательное заполнение памяти. Совместная запись ответа и номера соответствующего пульта 10 облегчает последующую идентификацию ответов и их обработку контролирующей программой в машине 6. После окончания ответа на поставленные вопросы в каждом пульте 10 блок 1 ввода ответов вырабатывает сигнал «Конец контроля, который устанавливает триггер 4 состояния в единичное состояние. Сигнал с выхода триггера 4 состояния извещает блок 5 управления об окончании процесса контроля на пультах 10. Стратегия прерывания работы машины 6 определяется блоком 5 управления. Прерывание может произойти по окончании процесса контроля на определенном количестве пультов 10, или по истечении определенного времени или по какому-то другому критерию в зависимости от требования данного процесса контроля. После этого блок 5 управления прерываниями вырабатывает сигнал прерывания.
который останавливает выполнение основной программы и передает управление на выполнение контролирующей программы. При этом машина 6 начинает обрабатывать информацию, которая находится в блоке 7 памяти, т. е. сравнивает ответы обучаемых с различными вариантами, хранящимися в ее памяти.
Контролирующая программа предусматривает не только выдачу оценок, полученных обучаемыми во время проведения контроля, но и называет тип ошибок и выдает порции материала с разъяснением этих ошибок.
После окончания контролирующей программы результаты контроля выдаются на алфавитно-цифропечатающее устройство (на чертеже не показано) и машина 6 переходит на выполнение прерванной блоком 5 программы.
Предлагаемый автоматизированный класс позволяет уменьщить аппаратурные затраты более, чем в 2 раза. Так, если при реализации известного устройства используется 2п регистров, 2 п шифраторов, 2п триггеров, п элементов ИЛИ, блок управления коммутатором и коммутатор, то в предложенном - п регистров, п шифраторов, п триггеров, один элемент ИЛИ, генератор единиц. Кроме того, уменьшается число лиНИИ связи между пультами обучаемых и блоком памяти (в известном устройстве 2п таких линий, в предложенном - две, т. е. достигнуто сокращение в п раз).
Такое сокращение аппаратурных затрат и линий связи приводит к удешевлению системы и повышает ее надежность, что очень важно при использовании таких устройств в больших обучающих системах.
Формула изобретения
Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся, содержащий пульты учащихся, подключенные через блок управления к электронной вычислительной машине, соединенной с одними входами блока памяти учебной информации, отличающийся тем, что, с целью упрощения, он содержит блок элементов ИЛИ и генератор, соединенный через последовательно включенные пульты учащихся с другими входами блока памяти учебной информации и блока элементов ИЛИ, подключенного к третьим входам блока памяти учебной информации, выход которого соединен с генератором, подключенным к пультам учащихся.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 184019, кл. G 09 В 7/02, 1963.
2.Авторское свидетельство СССР № 478349, кл. G 09 В 7/02, 1975.
3.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2545841/18-24, кл. G 09 В 7/07, 1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU734794A1 |
Обучающее устройство | 1980 |
|
SU875434A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1979 |
|
SU851450A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU860114A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU963065A1 |
Автоматизированный класс для обученияи КОНТРОля зНАНий ОбучАЕМыХ | 1979 |
|
SU836650A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1979 |
|
SU873263A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний | 1982 |
|
SU1035634A1 |
Автоматизированный класс для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU771700A1 |
Устройство для обучения | 1977 |
|
SU731453A1 |
Авторы
Даты
1980-06-15—Публикация
1978-01-30—Подача